Понятие и структура Мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 09:46, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
Содержание Мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта Мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 68.23 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет философии.
 

       «Философия» по-гречески значит  «любовь к мудрости». Поначалу  «философией» назывались все  существующие знания о причинах  вещей, устройстве мира, космоса,  природы. Предметом философии  был, следовательно, весь мир.  В период средневековья философия  была тесно связана с христианской  теологией (богословием), и своим  предметом она избрала представления  о духовном мире человека и  его связи с Богом. В эпоху  Возрождения, напротив, предметом  философского познания стала  природа, что придало естественнонаучный  характер знаниям. Вплоть до  эпохи Просвещения слово «философия»  оставалось собирательным именем  для всех наук, синонимом науки  как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины  считались разделами философии.  Однако, когда со временем науки  одна за другой отделились  от нее, перед философами встала  непростая проблема: что осталось  на долю философии от ее  прежнего предмета – целого  мира?

     Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

     В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как  мировоззрение, как методология  познания, как знание о мире в  целом, как форма идеологии, как  наука о наиболее общих законах  природы, общества и мышления, как  производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

     В настоящее время философия рассматривается  через социальные и культурные аспекты  своего развития. Поскольку область  объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам  человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.  

2.1. Становление философии 

     Первичными  формами мировоззрения, существовавшими  задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла  философия. В отличие от мифа, основанного  на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство  логоса над мифом.

     Благоприятные условия для появления на свет философии сложились практически  одновременно, к середине I тысячелетия  до новой эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке – в  Китае и Индии. Однако там философия  не получила самостоятельного признания, оставаясь частью религиозно-мистической  веры, например, в индуизме или разновидностью политического учения о власти, как  в конфуцианстве. В Элладе философии  удалось одержать верх, благодаря  тому, что на ее стороне были две  могущественные союзницы – частная  собственность и полисная демократия.

     В сфере политической жизни частная  собственность приняла форму  полисной демократии, в которой верховная  власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там не золото, а иной всеобщий эквивалент – голоса избирателей. Демократия-то и стала  родной матерью философии, поскольку  нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. В  этих условиях возникла диалектика –  искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении. Триумф греческой философии был идеальным «эхом» той власти, которую имело в полисе разумное слово, по-гречески «логос». 

    1. Основные  направления, школы  философии и этапы  ее исторического  развития.
 

     К настоящему времени философия прошла в своем развитии свыше двух тысяч  лет, за которые сформировалось множество  направлений и школ, отстаивающих свою оригинальную позицию по вопросам познаваемости мира, человека, общества, культуры. К историческим типам философии  относят: античную, средневековую, философию  эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немецкую классическую философию, неклассическую философию и постнеоклассическую.

     Античная  философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

     Средневековая философия превратилась в инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др. В истории средневековой философии отмечают два периода и соответствующие им направления – патристику (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина и схоластику (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

     В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) – уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

     В Новое время получают развитие такие направления философской мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из которых отстаивает правоту собственного взгляда по вопросу об истинном источнике знаний – опыте, разуме, чувствах. Партию эмпириков возглавил Фрэнсис Бэкон, считавший, что всякое знание начинается с чувственных восприятий, и что «самое лучшее из всех доказательств есть опыт», препятствующий ошибкам в познании. Главой рационалистов, стал Ренé Декарт, утверждавший, что истинное знание начинается не с чувственных данных, а с интуитивно ясных понятий и аксиом, как в математике, исходящих из субстанции «мыслящей» (res cogita), мир же «протяженных», т.е. физических вещей (res extensa) устроен подобно механизму. Между этими мирами (субстанциями) существует тесная связь, поскольку «мыслить» и «существовать», означает одно и тоже. Сенсуалисты (Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм) были сторонниками правоты чувственного постижения мира, который дан человеку в потоке «ассоциаций» и до конца непознаваем.

     Немецкая  классическая философия является вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему философия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории. Начало новой реформе философского знания положил Иммануил Кант, избравший критический метод для объяснения основ разумной деятельности человека, и сформулировавший три важнейших вопроса в прагматической антропологии: «чего я хочу?», «отчего это зависит?», «к чему это ведет?», определяющие максимы для мыслителя: «думать самому», «мыслить себя на месте любого другого» и «всегда мыслить в согласии с самим собой». Такой способ вопрошания о возможности был ключевым в его учении о трансцендентальных сущностях. Антропологическое направление в немецкой классической философии получило развитие в трудах Фихте и Шеллинга. Философская систематизация Гегеля основывается на диалектическом учении, раскрытом в трактате «Феноменология духа» и очерке «Наука логика». Философия (точнее, логика), по мнению Гегеля, есть поступательное развитие «абсолютного духа», который через нее познает самое себя. Диалектический метод заключается в способности мышления выделять тезис (представлять предмет в реальности таким, каков он есть), затем ставить по отношению к нему антитезис (открывать накопившийся опыт, противоречащий исходному знанию о предмете) и в заключении объединять их (примирив знание и незнание о предмете). Таков путь диалектического развития духа, который воплощен в различных формах познающего разума: религии, науке, философии.

       С середины ХIХ века наступает  время неклассической философии, а с середины ХХ века – постнеклассической философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта. Структурализм и лингвистическая философия утверждают языковую реальность мира как единственно доступную мышлению. Постмодернизм рассматривают, и как эпоху упадка и деградации культуры, и как декаданс классической философии, построенной на ценностях логоса. Отказ от логических способов познания совершился в пользу доречевых смыслов, обнаруживаемых при деконструкции текста (языка вообще) и предшествующих акту мышления как такового. В целом постмодернизм иронически свел к абсурду философский рационализм, показав тотальность «смерти» прежних ценностей человека, основанных на разуме.  

    1. Структура философского знания.
 

     В первые столетия своего существования  философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах  сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать  «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков  получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике – очевидно, считая их также разделами философии.

     Несколько позже стоики разделили философское  знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось  вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр  Баумгартен дал имя «эстетика». Затем  кантианцы изобрели особое учение о  ценностях – «аксиологию», переименовали  теорию рационального познания в  «гносеологию», а метафизику – в  «онтологию». Уже в XX веке на свет появились  такие дисциплины, как философская  антропология, герменевтика, грамматология  и др.

     Какого-либо общепринятого понимания структуры  философского знания в настоящее  время не существует. В учебной  литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории  мышления и бытия; логика – учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика – учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и  этика – теория нравственности, повествующая о добре и зле  и о смысле человеческой жизни. В  отечественной традиции специализаций  философии выделяют: онтологию и  теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую  антропологию, философию и историю  религии, философию культуры. 

  1. Социальные  функции философии.
 

       Все социальные явления обладают определенной двойственностью. С одной стороны, они являются объективными образованиями и процессами, хотя и созданными человеком. Это орудия производства, предметы быта, общественные отношения. С другой стороны, они субъективны, так как в них воплощен замысел человека, реализованы его цели.

       Свойства  социальных объектов тоже отличаются от обычных тем, что они имеют смысл только в системе. Например, если исследовать качества человека как руководителя, то они проявляются только тогда, когда он включен в ту или иную систему, в которой выступает в качестве руководителя. А если система меняется, то меняются и социальные свойства, так как они являются системными.

Информация о работе Понятие и структура Мировоззрения