Понятие мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Мировоззрение – это совокупность представлений о мире и месте человека в этом мире.
И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

Содержание

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе……………………………………………………3
Специфика философского мировоззрения…………………………………………5
Основные методы и функции философии…………………………………………6
Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире.8
Задание………………………………………………………………………………11
Список используемой литературы………………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

КРфилософия.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

Содержание


  1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе……………………………………………………3
  2. Специфика философского мировоззрения…………………………………………5
  3. Основные методы и функции философии…………………………………………6
  4. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире.8
  5. Задание………………………………………………………………………………11
  6. Список используемой литературы………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность представлений о мире и месте человека в этом мире.

И действительно, человек  не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?». Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека - это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Типы мировоззрения

Наиболее общими типами мировоззрений  можно считать мифологическое, религиозное  и философское.

  1. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Миф, выражая мысли в поэтической, эмоциональной форме, имел этиологическое значение. Отвечая на многочисленные "почему", он предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, явлений. Среди мифов каждого народа присутствовали такие, которые объясняли происхождение природы и человека, место человека в мире. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы.
  2. Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся идей: творения мира Богом, предопределения Богом происходящих в мире событий, целесообразности мирового устройства, души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
  3. Философское мировоззрение развивается на уровне теоретического сознания. Оно связано с естественными и общественными науками; представляет теоретический уровень сознания. Между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого. Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений.
  4. Специфика философского мировоззрения.

Философия – это не безусловная  вера, а размышление, философия –  это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое  осмысление уже сложившихся представлений  о мире.

Философия – это рефлексия, а  это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а  с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших  представлений о бытии, поэтому  чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение –  результат не праздного любопытства  не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся потребность  разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех  проблемах, которые возникали в  ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение  мира в системе понятий. Кроме  того, философское мировоззрение, в  отличие от мифологического и  религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное  мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного  осмысления.

Каждая философская концепция  сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный  анализ тех или иных проблем. Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания.

 

  1. Основные методы и функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

  • Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
  • Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
  • Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности.
  • Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
  • Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
  • Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
  • Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

  • Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.
  • Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

  1. Является ли философия наукой и какова роль философии в современном мире?

Является ли философия наукой? На данный вопрос есть несколько ответов. По сути - три. Во-первых, существует мнение, что философия - это полноценная и полноправная наука. Во-вторых, в последнее время достаточно широкое распространение получил вывод о том, что философия не была и не может быть наукой. В-третьих, существуют компромиссные попытки представить философию и как науку, и не науку (мировоззрение, учение, идеологию, форму культуры, форму общественного сознания и т.д.).

Каждая наука представляет из себя систему знаний о сущности явлений конкретной предметной области, выраженных посредством понятий (категорий), законов, принципов и научных определений.

Понимая, таким образом сущностные признаки науки, нетрудно найти ответ на вопрос: является та или иная область знаний наукой? Есть все основания экстраполировать требования к науке на область философских знаний.

Очевидно, что философию можно квалифицировать (назвать) наукой, только после того, как мы найдем ответы на следующие вопросы:

  • существует ли у философии своя предметная область;
  • отражают ли философские знания сущность явлений своей предметной области;
  • являются ли знания о сущности предметной области философии системой;
  • имеет ли философия свои специфические формы (понятия, законы, принципы, определения), с помощью которых она отражает сущность явлений своей предметной области, формирует знания о них и соединяет последние с сознанием и деятельностью людей?

Философия имеет свою специфическую предметную область - это природа, общество и человеческое мышление, рассматриваемые в их единстве. Философская наука всей своей историей доказала способность открывать сущностные признаки явлений названной предметной области. Открывая эти сущностные характеристики, люди научились систематизировать знания, которые выражены посредством философских понятий, законов, принципов, определений. У философского знания есть все основные признаки науки: свои объект и предмет, отраженные на уровне сущности с помощью специфических понятий, законов, принципов и научных определений. Это дает нам право вести речь о философии как науке, занимающей свое, специфическое место в системе современного научного знания. В нем философия выполняет функцию общенаучного знания. Знания, работающего во всех областях науки. Знания, способного создать общенаучный алгоритм познания явлений действительности. Явлений трех областей бытия: природы, общества и человеческого мышления (сознания).

Философия - это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной.

Таким образом, наличие у философии всех основных признаков науки «налицо».

В ходе почти трех тысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось.

Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской  мыслью, прочно закрепились в языке  и арсенале методов и средств, используемых в современном научном  познании. Особенно важно то, что  предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности  его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса  так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных  подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом  можно с большой степенью вероятности  утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной  частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии  и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.

Среди многообразных функций философии  все большее значение в современных  условиях приобретает ее прогностическая  функция, ее активное и деятельное участие  в предвидении и прогнозировании  идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках  новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в  этом смысле глобальным. Но эта тенденция  к углублению внутренней целостности  и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения  в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается  неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные  и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства  в мировых информационных технологиях  и потоках (телевидение, все многообразные  средства видео- и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает  настоятельная потребность в  разработке таких моделей и сценариев  развития человечества, когда тенденция  к нарастанию единства и целостности  человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни  каждого народа.

Серьезную угрозу представляют обострившиеся  во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование  человечества. Возникла потребность  в новых стратегиях отношения  к природе и к человеку, в  более гармоничном сочетании  всех форм реализации его творчески  созидательной и преобразовательной деятельности.

Информация о работе Понятие мировоззрения