Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам?

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМИНАР 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)
  1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

Человек пытается найти ответ на наиболее общие  и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение  человека в мире? Что лежит в основе всего  существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы  называются мировоззрением. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественные или на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения. Мировоззрение - это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, которые определяют жизненную позицию человека, принципы поведения  и ценностные ориентации.

В структуре  мировоззрения можно выделить следующие  основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания, как  основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.).

Ценности в  мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные  компоненты в структуре мировоззрения  определяют личностно-субъективный фон  восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и  природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Взгляды - определяют совокупность знаний, выражающихся в  представленных понятиях: они составляют основу мировоззрения. Эти общие  положения и принципы превращаются в убеждения - особое состояние знаний, характеризующееся твердой уверенностью.

Существуют  различные классификации форм и  типов мировоззрения. В зависимости  от субъекта-носителя мировоззрения  выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определённой исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом  мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом  мировоззрении;

в) о научном  мировоззрении.

Наиболее разработанной  и существенно важной с точки  зрения генезиса философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское, повседневно обыденное, научно-философское.

Мифология –  представляет собой исторически  первый, возникший на ранних архаических  этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические одновременно. Такая целостность мифологического мировоззрения была исторически необходимым этапом духовно-практического освоения реальности в эпоху архаических форм социальной организации. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием  человеческого общества мифология  как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре, хотя и сегодня  различные её модификации востребованы массовым сознанием и оказывают определённое влияние на социодинамику современной культуры.

Религиозное мировоззрение  исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально  несёт на себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно  преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. Можно приводить и другие отличия религии от мифологии. Но гораздо важнее зафиксировать специфику философского мировоззрения по отношению к ним.

Пока мифология  и религия владели сознанием  людей, у них не возникало побуждений самостоятельно, на основе рациональных рассуждений и аргументов ответить на вопросы о смысле бытия и  человеческого существования. Сложившаяся  система мифологических и религиозных представлений в целом отвечала уровню развития и потребностям архаичных обществ. Однако переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

Философское мировоззрение  ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения  и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало  от мифов и религии совокупность  вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека, но отличается логически упорядоченной системой  знаний, характеризующейся стремлением теоретически обосновывать  положения и принципы. В философское мировоззрение  входят также обобщенные экономические, политические, правовые и естественнонаучные  представления, нравственные, эстетические, религиозные/атеистические принципы, идеалы.

Мировоззрение может быть обыденным. Это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты, которые подвержены сильному влиянию иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Параллельно с  обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Таким образом, исторически философия возникает  как рационально-теоретический тип  мировоззрения и особая форма  духовного освоения реальности, в  процессе которой вырабатывается целостная  и предельно обобщённая система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

 

Первые из известных  оформленных философских учений появляются на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трех различных регионах: в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Тем не менее есть основания предполагать, что истоки философии восходят к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определенные философские мотивы.

Первоначально философская  мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных

положений. В целом философия  возникает в период кризиса мифолого-религиозпого сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.

 

В отличие от мифологии  и религии, философия опирается  на теоретико-логическое размышление  человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии  как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная  вера, а размышление, философия –  это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое  осмысление уже сложившихся представлений о мире.

Философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет  дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших  представлений о бытии, поэтому  чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное  мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления.

Каждая философская концепция  сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный  анализ тех или иных проблем.

Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности  в гармонизации отношений.

Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение  человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.

Они близки и тем, что это  ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).

И, тем не менее, это различные  формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так  и по способам отражения человеком  мира:

Философия как рефлексия, как размышление исходит в  своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

Бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.

Философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы  понятий, подкрепляемых логикой  научного знания.

Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь  осмыслить их своим специфическим  языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.

 

Религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое  состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

Религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.

Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.

Религия говорит  о спасении души в потустороннем  мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.

Информация о работе Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы