Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам?

Вложенные файлы: 1 файл

СЕМИНАР 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Религия, хотя и  постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения  с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.

 

 

 

  1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

 

Философия как  особая форма бытия мысли реализуется в определенной системе координат пространстве и времени. Поэтому говорить о ее предметном содержании можно, указав на пространственно-временную область бытования философской мысли. Нужно учитывать, где, когда и как она возникает, на чем акцентирует свое внимание, какие выполняет функции. При этом она задает предметную область, в которой она живет, обретает свою значимость, действует как духовный фактор в структурах общественной жизни.

 

В целом можно  сказать, что предметной областью философии  является отношение человека к миру. Формы и способы осмысления, выражения и представления этого отношения составляют основное содержание философского знания. Вся палитра философских воззрений, так или иначе раскрывает отношение человека к миру.

 С учетом  динамики связей и отношений человека к миру предмет философии является многоликим и многообразным, а главное он является креативным, т.е. возникает, образуется и порождается вместе с изменениями в способах и формах бытия человека и его духовных состояниях. От всех других областей знания, изучающих человека (например, анатомия), общество (социология), политику (политология) и т.д., философия отличается тем, что исследует закономерности существования и развития человека, взятого в его отношении к миру; спрашивает об основаниях различных форм этого отношения; изучает возможности и специфику их познания. Современная философия также открывает для себя новые предметные области: бессознательное (фрейдизм), динамика знания (эпистемология), пол (философия феминизма), язык (аналитическая философия) и др.

 

При определении  предмета философии следует учитывать, по отношению к какой именно философии  указывается предмет (например, по отношению  к западной или русской, античной или современной и т.д.). Необходимо принимать во внимание следующее положение: предмет философии постоянно переопределяется. При этом в каждом конкретном случае предмет философии может и должен быть указан и определен.

 Под структурой  философии, как правило, понимается  взаимосвязь разделов философии.  Философия в ее современном состоянии включает в себя несколько разделов, которые отличаются от друг друга по своему предмету, методам и способам описания и представления той или иной предметной области.

 Разделы  философии имеют либо теоретическую,  либо прагматическую направленность. К теоретической философии относятся онтология, гносеология, методология и др.; к прагматической философии философская антропология, социальная философия, философия культуры, философия экономики и т.д.

 Онтология  как один из разделов философии  рассматривает бытие, его начала, первопричины, формы. Онтология представляет собой учение о бытии в его данности человеку.

 Другой раздел  философии — гносеология разрабатывает  проблемы познания. Среди основных  гносеологических вопросов: «Каковы  условия, возможности и содержание познания?», «Как относится знание к реальности?», «Каковы взаимоотношения познающего человека и познаваемой реальности?», «Что такое истина и каковы ее критерии?».

 

Методология занимается разработкой общих методов познания, анализирует способы построения, обоснования и преобразования знания. Поскольку философия имеет дело с интеллектуальной активностью человека, то метод в ней трактуется как способ организации мыслительного процесса, результатом которого выступают новые знания. Поэтому в философии понятие «метод» в основном употребляется применительно к познанию. Философская методология охватывает собой опыт освоения человеком действительности и выработанные в ходе этого освоения подходы, установки, ориентиры, способы деятельности, принципы и т.д.

 Философская  антропология рассматривает проблемы  человека. В этом разделе рассматривается  множество вопросов: «Какова природа  человека?», «Каким образом исполняется  человек?», «Каковы смысл, ценности  и цели жизни человека?» и др.

 В социальной  философии представлена развернутая характеристика общества как особой реальности. В этом разделе исследуется вопрос о социальном бытии человека, его включенности в динамическую структуру общества. Часто этот вопрос трансформируется в вопрос о взаимодействии человека и общества.

 

Функции философии  указывают на то, как именно исполняется  философия в жизни человека и  общества. Обычно выделяют мировоззренческую, методологическую, познавательную, критическую  и гуманистическую функции философии.

 

Мировоззренческая функция философии выражается в том, что философия формирует взгляд человека на мир и на самого себя. Философия задает определенный угол зрения, перспективу мировидения; она предлагает возможные варианты усмотрения в мире того, что находится за гранью опыта, а также того, что скрыто за стереотипами мышления. При этом для самого человека возможны изменение жизненной позиции, выбор новых ориентиров в мире.

 Методологическая  функция философии состоит в  том, что философия разрабатывает  общие методы познания. Наиболее известным общефилософским методом познания является диалектика. Кроме этого, в философии разрабатываются и другие методы герменевтический, феноменологический и др. Разработанные в философии методы могут использоваться в разных науках, прежде всего гуманитарного направления истории, педагогике, политологии, социологии и т.д.

 Вместе с  тем следует отметить, что различные  отрасли научного знания, и прежде  всего прикладного характера,  имеют свою теоретикометодологическую  базу, которая обеспечивает успех  в решении специальных задач. Например, проведение социологического опроса вовсе не предполагает обращения к философии. Но при создании новых учений и теорий без философских идей и принципов обойтись довольно сложно, так как именно с их помощью переосмысливаются теоретические основания и вырабатываются новые подходы к изучению действительности.

 

Познавательная (гносеологическая) функция философии  проявляется в двух основных моментах. Сама философия может рассматриваться  как форма познания, вырабатывающая наиболее общие схемы взаимоотношения человека и мира. Наряду с этим в философии осмысливается опыт познания, причем независимо от того, в каких сферах этот опыт имеет место. При его обобщении и переосмыслении появляется новое знание.

 Гуманистическая  функция философии состоит в том, что путем философского размышления человек может осмыслить и переосмыслить опыт своей жизни, самоопределиться, наметить ориентиры будущей деятельности, попытаться выявить свои возможности и реализовать свой творческий потенциал.

 Это особенно важно в кризисные моменты жизни. Благодаря осмыслению и переосмыслению взаимоотношений с людьми, своего места в обществе, интересов и стремлений, человек приходит к новому осознанию своей жизни. Философствуя, человек выходит из кризиса. Древнегреческий философ Эпикур говорил:

 «Пусты слова того  философа, которые не врачуют  никакие страдания человека. Как  от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни  из тела, так и от философии,  если она не изгоняет болезни  души».

 Также следует выделить критическую функцию философии.

Существует  взаимосвязь предмета, структуры и функций философии. Наиболее простая и наглядная взаимосвязь предстает, если выбрать в качестве предмета философии метод. Раздел философии, который рассматривает способы построения и организации знания, это методология. Соответственно, вырабатывая общие способы познания мира, философия выполняет методологическую функцию. Точно так же можно установить взаимосвязь между иными предметом, разделами и функциями философии.

Выделенные особенности философии, которые отличают ее от других форм духовной активности, представленные формы и способы описания действительности, обозначенные предметная область философии и структурнофункциональная архитектоника философского знания, все это определяет своеобразие философии как формы духовной активности и ее особое место в жизни человека и общества.

 

 

  1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

          Согласно Пифагору, смысл философии-в  поиске истины. Разделял это мнение и Героклид. Платон полагал, что задачи философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии- постижение всеобщего в самом мире.

Из вышесказанного – вывод: философия является учением  о мире в целом, об общих принципах , об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия формирует мировоззрения не только отдельной личности, но и общества в целом.

Что касается туризма и  философии эти два явления  связаны между собой. Их объединяют такие области знаний как психология, социология, экономика, география, культурология, история , культурология и религия.

Философия раскрывает культурно- историческое  единство человечества, обосновывает критически- рациональный подход к процессам и явлениям необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным явлением в его существовании. Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижения науки.

В настоящее время  туризм является крупной мировой индустрией, которая оказывает значительное влияние на современное общество. Во многом от него зависит мировая политика, экономика, культура. Туризм прежде всего является культурным явлением, средством межкультурных коммуникаций. Культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство человека с новыми дестинациями, территориями, народами, религией и культурой. В основе лежит потребность в духовном освоении культуры мира. Туризм во многом определяет мировоззрение общества в целом, формирует новые взгляды на уже казалось бы изученные области знаний. Мировоззрение формируется на протяжении всей жизни, поскольку всю жизнь восстанавливается потребность разрешить противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что философия  заинтересована в дальнейшем развитии туризма, так как он является культурным направлением и влияет на развитие науки  и мирового сообщества. Туризм дает возможность философии изучать окружающий мир, искать смысл бытия в возникающих проблемах и катаклизмах. Многие ученые занимаясь изучением туризма, выделяют его как совершенно новую, малоисследованную науку о мире.

В основе туризма лежит  потребность в духовном освоении культуры. С помощью туризма человек  может постигать и переживать другие культуры. Все увиденное принадлежит  нашим мыслям и чувствам, раздвигает горизонты мировосприятия. Активное человеческое существование имеет различные стороны  своего проявления. Эти стороны следующие: познание, как овладение необходимой информацией; осведомленность о принятых нормативах( поведения, действования); эмоциональное, личное отношение ко всему усвоенному; волевая готовность к действию.

Желание людей обогащаться  духовно дает возможность развития культурного туризма. Культурный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные  цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всем разнообразии. Туризм охватывает многие области жизнедеятельности человека, и поэтому изучение туризма тесно связано с изучением психологии, социологии, экономики, географии, информатики, логистики и права. Туризм представляет собой удовлетворение глубинных, неустранимых человеческих запросов.

Туризм принимает активное участие в глобализации современного мира. С его помощью мы узнаем мир, знакомимся с культурами разных народов. Туризм урегулирует конфликты между странами посредствам общения. Во время путешествия туристы получают более развернутую и точную информацию о развитии культурной , социальной, экономической ситуации в мире. Кроме того при помощи туризма  стали решаемы такие социальные проблемы, как проблемы национального возрождения, культурного роста, заметного повышения уровня жизни населения. Более того такие понятия как культура и туризм взаимосвязаны. Культуре, чтобы быть востребованной повсюду в мире, нужна поддержка со стороны туризма. А туризму для процветания необходима культурная составляющая. Туризм глубокое социальное явление в жизни мирового сообщества, основанное на гуманистических целях и принципах. Он стал фактором социального равновесия, взаимопонимания между народами и развития личности. Туризм имеет огромное культурное и духовное содержание. Именно туризм стал средством познания и ознакомления с достижениями человеческого разума, открыл доступ к культурным и историческим ценностям народов. Духовное содержание туризма преобладает над сегментами экономического и материального и влияет на полное гармоничное развитие личности, обеспечению равных прав человека в определении своей судьбы и образа жизни, освобождение человека, пониманию этого процесса как уважение человеческих достоинств и индивидуальности, признанию самобытности культур и уважению моральных ценностей народов.  

Информация о работе Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы