Понятие пространства и времени в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение.

Содержание

Введение
Понятие пространства и времени в античной философии.
Пространсто и время – формы бытия
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

    Следующим  значительным  шагов  в  развитии  представлений  о  природе

пространства и времени были работы представителей классической  физики.  Как

и для античных исследователей мира, для представителей  классической  физики

основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-

то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые  сохранились

бы, если бы даже  материя  исчезла.  Такой  взгляд  позволил  сформулировать

концепцию абсолютного  пространства  и  времени,  получившую  свою  наиболее

отчетливую  формулировку  в  работе  И.   Ньютона   “Математические   начала

натуральной философии”. Этот  труд  более  чем  на  два  столетия  определил

развитие всей естественнонаучной картины мира.  В  нем  были  сформулированы

основные законы движения и дано определение пространства, времени,  места  и

движения.

       Раскрывая  сущность  пространства  и   времени,   Ньютон   предлагает

различать два вида  понятий:  абсолютные  (истинные,  материалистические)  и

относительные (кажущиеся, обыденные)  и  дает  им  следующую  типологическую

характеристику:

      «Абсолютное, истинное, материалистическое время  само по себе  и  своей

сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему,  протекает  равномерно

и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся,  или  обыденное,

время есть или точная, или изменчивая, постигаемая  чувствами  внешняя  мера

продолжительности,  употребляемая  в  обыденной   жизни   вместо   истинного

математического времени, как то:  час, день, месяц, год...».

      Абсолютное  пространство по своей сущности,  не  связано  с  объектами,

помещенными в него, и  безотносительно  к  чему  бы  то  ни  было  внешнему,

остается всегда одинаковым и неподвижным.  Относительное  пространство  есть

мера или  какая-либо  ограниченная  подвижная  часть,  которая  определяется

нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел,  и  которое  в

обыденной  жизни  принимается   за   пространство   неподвижное.   Время   и

пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего  существующего.

При  таком  понимании  абсолютное  пространство   и   время   представлялись

некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне  и  независимо

от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия,  в  которые

помещена материя.  У  Ньютона  абсолютное   пространство  и  время  являются

ареной движения физических объектов.

      Этот взгляд  близок  к  субстанциональному  пониманию  пространства  и

времени, хотя у Ньютона они  и  не  являются  настоящими  субстанциями,  как

материя.  Они  обладают  лишь  одним  признаком  субстанции   -   абсолютной

самостоятельностью  существования  и  независимостью  от  любых   конкретных

процессов.  Но  они  не  обладают  другим  важным  качеством  субстанции   -

способностью порождать различные тела, сохраняться  в  их основе  при  всех

изменениях  тел.  Такую  способность  Ньютон  признавал  лишь  за  материей,

которая рассматривалась как совокупность  атомов.  Правда,  материя  -  тоже

вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и  время

и  привел  их  в  движение.  Бог,  являясь  существом  непространственным  и

вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще.  Он

вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является  подлинной

сущностью  всякого  бытия.  К  нему  не  применима  категория  времени,  Бог

существует в  вечности,  которая  является   атрибутом  Бога.  Чтобы  полнее

реализовать свою  бесконечную  мудрость  и  могущество,  он  создал  мир  из

ничего, творит материю, а вместе с ней  пространство  и  время  как  условия

бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью  осуществит  заложенный  в  нем

при творении божественный план развития и его существование прекратиться,  а

вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только  вечность

как  атрибут  Бога  и  его  бесконечная  вездесущность.   Подобные   взгляды

выражались  еще  Платоном,  Аврелием,  Августином,  Фомой  Аквинским  и   их

последователями.

      В этих  воззрениях, даже  с  теологической  точки  зрения,  содержаться

глубокие противоречия. Ведь однократный акт  творения  мира  и  обреченность

его  на  грядущую   гибель   не   соответствует   бесконечному   могуществу,

совершенству  и   мудрости   Бога.   Этим   божественным   атрибутам   более

соответствовало бы бесконечное  множество  актов  творения  самых  различных

миров, последовательно сменяющих друг друга  в  пространстве  и  времени.  В

каждом из них  реализовывалась  бы  определенная  идея,  данная  этому  миру

Богом, а все множество этих идей создавало  бы  бесконечное  пространство  и

время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским  теологом

Оригеном  (III  в.  н.э.)  и  объявленные  вскоре  ересью,  в  Новое   время

развивались в философии  Лейбница,  выдвинувшего  идею  о  предустановленной

гармонии в каждом из  потенциально  возможных  миров.  Лейбниц  рассматривал

пространство как порядок существования тел, а время - как порядок  отношения

и последовательность событий. Это понимание составило  сущность  реляционной

концепции пространства и времени, которая  противостояла  их  пониманию  как

абсолютных и независящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу

      Наряду  с  объективными  представлениями  о  пространстве  –   времени

существовали и идеалистические концепции (Беркли,  Мах,  Авенариус  и  др.),

которые  ставят  пространство  и  время  в  зависимость   от   человеческого

сознания, выводя их  из  способности  человека  переживать  и  упорядочивать

события,  располагать  их  одно  после  другого.  Так,   Кант   рассматривал

пространство  и  время  как   априорные   (доопытные)   формы   чувственного

созерцания,  вечные  категории  сознания,  аргументируя   это   ссылкой   на

стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.

       После   выхода  в  свет  "Начал"  Ньютона   физика   начала   активно

развиваться,   причём этот процесс  происходил  на  основе  механистического

подхода. Однако, вскоре возникли  разногласия  между  механикой  и  оптикой,

которая не укладывалась  в классические представления о движении тел.  После

того, как физики пришли к  выводу о волновой природе света   вновь  возникло

понятие эфира  -  среды в которой   свет  распространяется.  Каждая  частица

эфира могла быть представлена как источник  вторичных  волн,  и  можно  было

объяснить огромную скорость света огромной  твёрдостью и  упругостью  частиц

эфира. Иными словами эфир был  материализацией    Ньютоновского  абсолютного

пространства.

      Проблема  пространства и  времени  была  тесно  связана  с  концепциями

близкодействия и дальнодействия.  Дальнодействие  мыслилось  как  мгновенное

распространение гравитационных и электрических сил через  пустое  абсолютное

пространство,  в  котором  силы  находят  свою   конечную   цель   благодаря

божественному проведению.  Концепция  же  близкодействия  (Декарт,  Гюйгенс,

Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства  как  протяженности

вещества и эфира, в котором свет распространяется  с  конечной  скоростью  в

виде волн. Это привело в  дальнейшем  к  понятию  поля,  от  точки  к  точке

которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание  взаимодействия

и  пространства,  развивавшееся   в   рамках   классической   физике,   было

унаследовано и развито далее в XX веке, после  крушения  гипотезы  эфира,  в

рамках теории относительности и квантовой  механики.  Пространство  и  время

вновь стали пониматься как атрибуты материи,  определяющиеся  ее  связями  и

взаимодействиями.

      Современное  понимание пространства и  времени  было  сформулировано  в

теории   относительности   А.   Эйнштейна,   по-новому    интерпретировавшей

реляционную концепцию пространства и времени и давней ей  естественнонаучное

обоснование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Проблема  времени и пространства всегда интересовала человека не только

в рациональном, но и на эмоциональном уровне.  Люди  не  только  сожалеют  о

прошлом,  но  и  боятся  будущего,  не  в  последнюю  очередь  потому,   что

неотвратимый поток времени влечет к их смерти.  Человечество  в  лице своих

выдающихся  деятелей  на  протяжении   всей   своей   сознательной   истории

задумалось над проблемами пространства и времени, немногим  из  них  удалось

создать свои теории,  описывающие  данные  фундаментальные  атрибуты  бытия.

Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.

       Прошлый  век  - век бурного развития  науки был наиболее плодотворным  в

плане познания времени и  пространства.  Появление  в  начале  века  сначала

специальной,  а  потом  и  общей  теории  относительности  заложило   основу

современного научного представления о мире,  многие  положения  теории  были

подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том  числе  и

эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы,  взаимосвязи

и  даже  наличия  во  многом  остается  открытым.  Представляется   уместным

привести   высказывание   основоположника   современного   представления   о

пространстве и времени  А.  Эйнштейна,  –  «пространство  и  время  являются

способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в  котором

во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аскин Я. Проблема времени. Её физическое истолкование. - М., 1986 г.

2.  Ахундов  М.  Концепции  пространства  и   времени:   истоки,   эволюция,

   перспективы. - М., 1982 г.

3. Ахундов М. Пространство  и время в физическом познании. - М., 1982 г.

4. Еремеева А. Астрономическая  картина мира и ее творцы. - М., 1984 г.

5. Рейхенбах Г. Философия  пространства и времени. - М., 1985 г.

6. Эйнштейн А. Собрание  научных трудов в четырёх томах.  Том  I.  Работы  по

   теории относительности 1905-1920. - М., 1965 г.

7. Эйнштейн А.,  Инфельд  Л. Эволюция физики. - М., 1967 г.

 

 

 


Информация о работе Понятие пространства и времени в античной философии