Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:55, реферат
Предмет – понятие священного текста в индуизме.
Задачи:
1. Кратко охарактеризовать индуизм как религию.
2. Определить понятие священного текста в индуизме.
Введение 3
1. Понятие и направления индуизма 5
2. Священные тексты индуизма 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Русская Христианская Гуманитарная Академия
Реферат
Понятие священного текста в
индуизме.
Содержание
Индуизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии, а также (наряду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индонезии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и другие религии Индии — джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно-философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества. Наконец, некоторые направления модернизированного индуизма с начала XX века стали проникать в страны Запада (а в последнее время — ив Россию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Все это свидетельствует о важности понимания сущности вероучения и культовой практики индуизма, знания содержания его священных текстов и религиозно-философских идей.
Чем дольше мы изучаем индийскую культуру, тем больше убеждаемся, что познанное нами культурное пространство, по сравнению с непознанным, — это даже не вершина айсберга, а лишь маленькая площадка на его вершине. Мы знаем, например, что картина духовной жизни Индии во II — начале I тыс. до н. э. (время возникновения классической индийской философии и основных ныне существующих религиозных систем) была гораздо более сложной, чем это можно себе представить по сохранившимся текстам; что в это время наряду с известными нам системами, существовали — даже процветали и пользовались большим влиянием — множество учений, доктрин и школ, знакомых нам в лучшем случае только по именам. Вместе с тем мы — чем дальше, тем больше — ощущаем необходимость реконструкции полной картины духовного пространства Индии того периода прежде всего потому, что все школы и учения развивались во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопротивостоянии. Без такой реконструкции мы просто не можем понять ни подлинного смысла сохранившихся философских текстов, ни основных эстетических и мировоззренческих принципов, лежащих в основе художественной литературы и произведений пластического искусства (скульптуры, архитектуры, живописи), ни глубинной основы исторических событий того времени. Обращение к традиции помогает, но не спасает положения: ведь всякая традиция — а индийская особенно — избирательна. Особенное значение в системе индуизма занимают священные текст, в связи с чем цель данного реферата заключается в определении специфики священного текста индуизма.
Объект – индуизм.
Предмет – понятие священного текста в индуизме.
Задачи:
1. Кратко охарактеризовать индуизм как религию.
2. Определить понятие священного текста в индуизме.
Дать однозначное определение такой религии, как индуизм достаточно сложно в связи с широчайшим спектром объединяемых им традиций и систем верований. Обычно термином индуизм обозначают семейство более или менее разнородных трацдий, которые в качестве авторитета принимают Веды. Вместе с тем, принадлежность традиции к индуизму не зависит от ее истории или от того, насколько религиозная практика или вероучение основывается на Ведах.
Основы индуисткой традиции
лежат в религиозных
Религия ариев (ведическая религия) являлась политеистической, хотя иерархия богов в ней не была достаточно четко выражена. Обычно верховным считалось то божество, которое предназначалось то или иное жертвоприношение.
Важнейшими божествами ведического периода являются Индра — громовержец и победитель сил хаоса, Сурья — бог солнца, Агни — бог огня, Варуна — устроитель вселенной и поддерживатель должного миропорядка. Особое место в ведической религии занимает культ Сомы — божества особого опьяняющего напитка, употреблявшегося во время ритуалов и который описан в Ведах как волшебный эликсир жизни и могущества.
Ведическая религия
выступает как религия жертвопр
Некоторые направления,
которые относятся к индуизму,
вообще не рассматривают Веды как
откровения. Они могут основываться
на собственных традициях и
Некоторые исследователи классифицируют направления индуизма следующим образом:
1. Наиболее древней
формой индуизма выступают
2. Ведический индуизм, который основывается на священных текста индуизма, в частности, на ведических писания, наиболее значительным из которых является «Риг-веда».
3. Ведантичный индуизм основывается на Упанишадах, то есть на религиозно-философских трактатах, которые примыкают до четырех Вед.
4. Направление йоги
представлено в Йогических «
5. Дгармичный индуизм
находит свое проявление в
повседневном следовании
6. Бгакти, то есть путь служения Богу в одной Его форме или же в множестве ипостасей. В качестве одной из важнейших традиций бгакти выступает вайщнавизм.
В рамках индуизма не существует четко определенной, единообразной доктрины, которая одинаково авторитетна для всех направлений индуизма, тогда как многие представителя индуизма и вовсе считают, что не принадлежат к какому-либо определенному направления. Вместе с тем, исследователи выделяют такие основные традиции индуизма:
1. Шиваизм
2. Вайшнавизм
3. Смартизм
4. Шактизм
Основное отличие между указанными направлениями заключается в том, в какой форме Бога принадлежит поклонение как Всевышнему, а также у традиций, которые связаны с процессом поклонения.
Все священные тексты индуизма можно разделить на две большие категории: 1. тексты откровения (шрути) и 2. тексты придания (смрити).
«Шрути» обозначает «услышанное». В соответствии с представлениями индуизма откровения были получены древними мудрецами (ришами), которые своим слухом уловили некоторые божественные вибрации (шабда), которые стали понятыми. В связи с чем мудрецы стали носитями высшего значения (ведения). Таким образом, тексты откровений называются «Ведами». Текст Вед является многослойным, от включает в себя произведения разных исторических эпох. Древний слой Вед именуется самхатами. Выделяют четыре самхата: Веда гимнов (Ригведа), Веда напевов (Самаведа), Веда жертвенных формул (Дцжурведа), а также Веда атхарванов, жрецов огня (Атхарваведа). Указанные четыре Веды выступают как древнейшие и наиболее значимые священных текстов индуизма, причем главенство отдано Ригведе, которая была создана индоариями в конце 2-го тысячелетия до н.э. Ригведа включает в себя песнопения и гимны, которые посвящаются разным богам древнего индоарийского пантеона. Атхарваведа является наиболее поздней из самхит. В данной веде находят отражения религиозные представления аборигенов Индии, то есть дравидов.
В Ведах присутствуют
зачатки религиозно-
Следующий слой ведической
литературы выступают брахманы –
тексты, которые созданы для жрецов-
Следующий пласт ведической
литературы – араньяки («лесные»). Араньяки
предназначались для
Завершают ведический корпус
упанишады. Упанишады обозначают «сидеть
и внимать наставлениями учител
Упанишад достаточно много, наиболее авторитетными считаются 108 упанишад. Одни были созданы в течении длительного времени, например, если ранние упанишады датированы 8-7 вв. до н.э., то поздние появились на рубеже нашей эры или даже позднее. Наибольшее число упанишад было создано в середине 1го тысячелетия до нашей эры.
В период упанишад центр тяжести индуизма постепенно смещается от полетеизма к признанию фундаментального единства сущего на основании разработки доктрины единства атмана и Брахмана. В данный период также формируют доктрины сансары, мокши, кармы, а также проявляются элементы монотеизма, так как в ряде упанишад абсолют-Брахман описывается как божественная личность, творец и повелитель для всех миров.