Понятие священного текста в индуизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Предмет – понятие священного текста в индуизме.
Задачи:
1. Кратко охарактеризовать индуизм как религию.
2. Определить понятие священного текста в индуизме.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и направления индуизма 5
2. Священные тексты индуизма 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Русская Христианская Гуманитарная Академия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Реферат

 

                   Понятие священного текста в  индуизме.                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   

                                                                                  Работу выполнил:                                                       

                                                                                  студент 26 группы                                                                                                                          

                                                                                  Факультета   ФБР                                                                                                                                               

                                                                                  Веретенников В.

                                                                                   Преподаватель: 

                                                                                   Пахомов. С. В.

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Санкт-Петербург  2013

                                                                                                                                                           

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индуизм является национальной религией, которую и сейчас исповедует большая часть населения Индии, а также (наряду с буддизмом) Непала. Есть традиционные последователи этой религии и в других странах например, на острове Бали в Индонезии. Индуизм теснейшим образом связан со всеми аспектами традиционной индийской культуры, а также с традиционной социальной организацией индийского общества и ее институтами. Из древнего индуизма (брахманизма) выделились и другие религии Индии — джайнизм и буддизм, причем последний со временем превратился в самую раннюю по происхождению мировую религию. В рамках индуистской традиции были разработаны оригинальные и глубокие религиозно-философские системы, внесшие свой вклад в развитие философской мысли человечества. Наконец, некоторые направления модернизированного индуизма с начала XX века стали проникать в страны Запада (а в последнее время — ив Россию), играя существенную роль в формировании нетрадиционных религий в странах Европы и Америки. Все это свидетельствует о важности понимания сущности вероучения и культовой практики индуизма, знания содержания его священных текстов и религиозно-философских идей.

Чем дольше мы изучаем  индийскую культуру, тем больше убеждаемся, что познанное нами культурное пространство, по сравнению с непознанным, — это даже не вершина айсберга, а лишь маленькая площадка на его вершине. Мы знаем, например, что картина духовной жизни Индии во II — начале I тыс. до н. э. (время возникновения классической индийской философии и основных ныне существующих религиозных систем) была гораздо более сложной, чем это можно себе представить по сохранившимся текстам; что в это время наряду с известными нам системами, существовали — даже процветали и пользовались большим влиянием — множество учений, доктрин и школ, знакомых нам в лучшем случае только по именам. Вместе с тем мы — чем дальше, тем больше — ощущаем необходимость реконструкции полной картины духовного пространства Индии того периода прежде всего потому, что все школы и учения развивались во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопротивостоянии. Без такой реконструкции мы просто не можем понять ни подлинного смысла сохранившихся философских текстов, ни основных эстетических и мировоззренческих принципов, лежащих в основе художественной литературы и произведений пластического искусства (скульптуры, архитектуры, живописи), ни глубинной основы исторических событий того времени. Обращение к традиции помогает, но не спасает положения: ведь всякая традиция — а индийская особенно — избирательна. Особенное значение в системе индуизма занимают священные текст, в связи с чем цель данного реферата заключается в определении специфики священного текста индуизма.

Объект – индуизм.

Предмет – понятие  священного текста в индуизме.

Задачи:

1. Кратко охарактеризовать  индуизм как религию.

2. Определить понятие священного текста в индуизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и направления индуизма

 

Дать однозначное определение  такой религии, как индуизм достаточно сложно в связи с широчайшим спектром объединяемых им традиций и систем верований. Обычно термином индуизм  обозначают семейство более или менее разнородных трацдий, которые в качестве авторитета принимают Веды. Вместе с тем, принадлежность традиции к индуизму не зависит от ее истории или от того, насколько религиозная практика или вероучение основывается на Ведах.

Основы индуисткой традиции лежат в религиозных представлениях и верованиях кочевников-ариев, индоевропейского народа, который вторгся в населенную чернокожими дравидами Индию  в середине 2го тысячелетия до н.э. Именно в среде ариев возникают  Веды, хотя порой в нимх просматривается также дравидийское влияние, которое проявляется на протяжении всей истории индуизма.

Религия ариев (ведическая религия) являлась политеистической, хотя иерархия богов в ней не была достаточно четко выражена. Обычно верховным  считалось то божество, которое предназначалось то или иное жертвоприношение.

Важнейшими божествами ведического периода являются Индра  — громовержец и победитель сил  хаоса, Сурья — бог солнца, Агни — бог огня, Варуна — устроитель вселенной и поддерживатель должного миропорядка. Особое место в ведической религии занимает культ Сомы — божества особого опьяняющего напитка, употреблявшегося во время ритуалов и который описан в Ведах как волшебный эликсир жизни и могущества.

Ведическая религия  выступает как религия жертвоприношения и ритуала, многие из которых были весьма сложными и выполнялись в течении многих недель и месяцев. Цель жертвоприношения – не умилостивить божество, а подчинить божество воле жреца или жертвователя. Поэтому и возникает поговорка: «Все в мире повинуется богам, а боги повинуются жрецам-брахманам.»

Некоторые направления, которые относятся к индуизму, вообще не рассматривают Веды как  откровения. Они могут основываться на собственных традициях и писаниях, вместе с тем, чествуя все тех  же богов и следуя основным моральным и этическим категориям индуизма. Таким образом, индуизм не следует рассматриваться как особая категория в классическом смысле – когда религиозные направления категорично относятся или же не относятся к индуизму. Не выступая как единственное религиозное течение, индуизм целесообразно рассматривать как семейство традиций и религий. Также следует отметить, что в индуизме отсутствует унифицированная система верований и некоторая общая доктрина. Также следует указать на то, что индуизм не имеет централизованного органа управления. В процессе становления индуизм, в отличие от мировых религий не имел определенного единственного основателя. Несмотря на это, что индуизм имеет свою уникальную форму и особенности, которые отличают данную религию от всех других. Индуизм очень часто сравнивают с баньяновым деревом, которая постоянно пускает новые корни, которые со временем превращаются в стволы, которые, в свою очередь, пускают новые побеги. Данный пример показывает многообразие течений и проявления индуизма, а также взаимосвязь между его разными течениями.

Некоторые исследователи  классифицируют направления индуизма следующим образом:

1. Наиболее древней  формой индуизма выступают народные  верования, для которых характерно  поклонение обожаемым формам и местным божествам.

2. Ведический индуизм, который основывается на священных текста индуизма, в частности, на ведических писания, наиболее значительным из которых является «Риг-веда».

3. Ведантичный индуизм  основывается на Упанишадах, то  есть на религиозно-философских трактатах, которые примыкают до четырех Вед.

4. Направление йоги  представлено в Йогических «сутрах»  Патанджали.

5. Дгармичный индуизм  находит свое проявление в  повседневном следовании определенным  моральным нормам и устоям. Данное  направление является весьма распространенным и в нем проявляется неопределенность относительно принадлежности к определенному философскому течению или школе.

6. Бгакти, то есть путь  служения Богу в одной Его  форме или же в множестве  ипостасей. В качестве одной  из важнейших традиций бгакти выступает вайщнавизм.

В рамках индуизма не существует четко определенной, единообразной  доктрины, которая одинаково авторитетна  для всех направлений индуизма, тогда  как многие представителя индуизма и вовсе считают, что не принадлежат к какому-либо определенному направления. Вместе с тем, исследователи выделяют такие основные традиции индуизма:

1. Шиваизм 

2. Вайшнавизм

3. Смартизм

4. Шактизм

Основное отличие между  указанными направлениями заключается  в том, в какой форме Бога принадлежит поклонение как Всевышнему, а также у традиций, которые связаны с процессом поклонения.

 

 

 

 

 

2. Священные тексты индуизма

 

Все священные тексты индуизма можно разделить на две  большие категории: 1. тексты откровения (шрути) и 2. тексты придания (смрити).

«Шрути» обозначает «услышанное». В соответствии с представлениями  индуизма откровения были получены древними мудрецами (ришами), которые своим  слухом уловили некоторые божественные вибрации (шабда), которые стали понятыми. В связи с чем мудрецы стали носитями высшего значения (ведения). Таким образом, тексты откровений называются «Ведами». Текст Вед является многослойным, от включает в себя произведения разных исторических эпох. Древний слой Вед именуется самхатами. Выделяют четыре самхата: Веда гимнов (Ригведа), Веда напевов (Самаведа), Веда жертвенных формул (Дцжурведа), а также Веда атхарванов, жрецов огня (Атхарваведа). Указанные четыре Веды выступают как древнейшие и наиболее значимые священных текстов индуизма, причем главенство отдано Ригведе, которая была создана индоариями в конце 2-го тысячелетия до н.э. Ригведа включает в себя песнопения и гимны, которые посвящаются разным богам древнего индоарийского пантеона. Атхарваведа является наиболее поздней из самхит. В данной веде находят отражения религиозные представления аборигенов Индии, то есть дравидов.

В Ведах присутствуют зачатки религиозно-философских  идей. В часности, это представлений  о том, что существует принцип  универсального порядка (рита), который является господствующим над людьми и богами. К данным идеям следует отнести учение о творении всего сущего из тела космического прачеловека-пуруши, который приносится в жертву богам. В рамках ведического гимна «насадия» содержится мысль о том, что существует некоторое безличное и непостижимое первоначало, которое существует еще до появления богов.

Следующий слой ведической литературы выступают брахманы –  тексты, которые созданы для жрецов-брахманов  и подробно характеризующие технику  совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, которые объясняют тот или иной ритуал.

Следующий пласт ведической литературы – араньяки («лесные»). Араньяки предназначались для анахоретов, которые удалились в леса на третьей  ступени своего жизненного пути. Араньяки включают в себя наставления о совершении «внутренней жертвы» созерцанием и размышлением. Заметное место в них занимают элементы религиозных и философских рассуждений.

Завершают ведический корпус упанишады. Упанишады обозначают «сидеть  и внимать наставлениями учителей». Это самые сокровенные и глубокомысленные разделы Вед, которые включают в себя изложение основы всей философской и религиозной мысли индуизма. Упанишады можно считать самой философской частью Вед, также их иногда именуют «ведантой», то есть «концом Вед». Позднее аналогичное название получило направление в индуизме, ориентированное именно на изучение и трактовку упанишад. В своем первоначальном варианте упанишады были предназначены для саньяси, то есть для отшельников (последний этап жизни брахмана). В упанишадах излагается учение об истинном Я (атмане), абсолюте (Брахме), а также об их единстве, также здесь содержатся доктрины кармы и сансары, а также формулируется принцип освобождения, которое достигается посредством единения Брахмана и атмана.

Упанишад достаточно много, наиболее авторитетными считаются 108 упанишад. Одни были созданы в течении длительного времени, например, если ранние упанишады датированы 8-7 вв. до н.э., то поздние появились на рубеже нашей эры или даже позднее. Наибольшее число упанишад было создано в середине 1го тысячелетия до нашей эры.

В период упанишад центр  тяжести индуизма постепенно смещается  от полетеизма к признанию фундаментального единства сущего на основании разработки доктрины единства атмана и Брахмана. В данный период также формируют доктрины сансары, мокши, кармы, а также проявляются элементы монотеизма, так как в ряде упанишад абсолют-Брахман описывается как божественная личность, творец и повелитель для всех миров.

Информация о работе Понятие священного текста в индуизме