Понятие священного текста в индуизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Предмет – понятие священного текста в индуизме.
Задачи:
1. Кратко охарактеризовать индуизм как религию.
2. Определить понятие священного текста в индуизме.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и направления индуизма 5
2. Священные тексты индуизма 8
Заключение 13
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В данное время в рамках религиозной практики ведической традиции все большее внимание уделяется углублению и созерцанию сосредоточению, а также начинаются разрабатываться методы йоги.

Все ариньяки, упанишады, брахманы группируются по четырем самхитам и могут соотноситься с ними, которые  формируют полный текст четырех Вед. В рамках индуистской традиции Веды могут рассматриваться как абсолютный религиозный авторитет, что, вместе с тем, не мешает существованию различных и взаимоисключающих комментариев к данным текстам.

Тексты предания имеют  меньшую сакральность по сравнению с Ведами. Они, в отличие от Вед, доступны представителям всех сословий, что способствует огромному влиянию данных текстов на процессы формирования не только низовых, но и элитарных форм индуизма.

Следующий вид священного текста в индуизме – это смрити.

 «Смрити» - передает идею предания, дословно означает «запомненное». К смрити относятся тексты индийских эпосов, в частности – Рамаяны и Махабхараты. Следует отметить, что они содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важнейшими из них являются Бхагавадгита (Песть Господня), которая оказала непосредственное влияние на процессы формирования индуизма и всей духовной культуры Индии в целом.

В состав текстов смрити входят пураны, то есть тексты поздней древности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богословского характера, в рамках которых теологические и религиозно-философские идеи переплетаются с пересказами древнейших мифов, сюжетов из эпосов, а также наставлений культового уровня. Пураны (например, такие как Вишну пурана, Бхагавата пурана) оказывали серьезное влияние на формирование средневекового и современного индуизма, который может быть назван «парническим» в том смысле, в котором древнейший индуизм называется «ведическим».

Книги пуран составлены учеными брахманами для своих единомышленников и пропагандируют определенную систему идей и определенный путь спасения. Например, Вишну-пурана, которая составлена в IV в. н. э. в типичном пураническом стиле, хорошо представляет культ Вишну и связанное с ним мировоззрение.

Содержание пуран редко бывает монотеистическим (Вишну-пурана и Шива-пурана считаются образцами этого типа), но в любом случае для этого жанра характерна композиционная усложненность. Здесь обязательны космогонические мифы, генеалогии династий от «начала времен», многочисленные наставления из дхармашастр и иная считающаяся важной информация о модели почитания описываемого культа: ритуалы, указания на места и поводы паломничества и т. д. Это своеобразный «учебник» для почитателей традиции. Эти тексты свидетельствуют о том, как локальные культы абсорбировались в формирующуюся Великую традицию.

Специалисты по индуизму считают, что нужно говорить о  пу-раническом теизме, который «населил»  мир брахманической религии новыми привлекательными объектами почитания. С этого времени племенные и клановые культы разных племен и кула/ готр органично сосуществуют в мире индуизма наряду с пятью главными богами Великой традиции, будучи отнесенными к тому или иному из них. Генеалогии и фамильное древо богов и иных культовых персонажей, описания которых щедро представлены в пуранах, — это стремление систематизировать разные культы «народного» индуизма, сделать так, чтобы они выглядели если не как манифестации единого божества, то по крайней мере как его дети (Карттикейя для Шивы), жёны (Парвати для Шивы) и иные члены семьи, даже его слуги (Хануман для божественного Рамы). С созданием пуран определилось магистральное направление развития брахманической религии.

Помимо эпосов и пуран в составе текстов преданий входят также итихасы (сочинения исторического характера), шастры (тексты, которые формируют нормы поведения и практики в рамках разных социальных групп), а также дхармасутры и иные произведения. Формально, статус смрити значительно ниже уровня шрути, вместе с тем, роль священного предания в рамках индуизма была действительно огромной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За несколько тысяч  лет своей истории индуизм  сложился как синтез социальной организации, теологических воззрений, а также религиозной и философской доктрины. Индуизм пронизывает все сферы жизни человека – мировоззренческую, юридическую, социальную, поведенческую и т.п. В данном смысле индуизм рассматривается не только как религия, но также как целостный поведенческий стандарт.

Сложная система индуизма сочетает в себе противоположные  крайности и умело приспосабливается к разнообразным общественным и политическим условиям, при этом сохраняя пестроту, яркость и жизнестойкость. Объединяя несоединяемые элементы, индуизм обладает удивительной способностью формировать новые направления и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром.

Для европейского понимания  чувств, индуизм выступает достаточно непривычным по многим чертам и особенностям, он не отвечает привычным стереотипам, которые были выработаны в рамках христианской религии.

С позиции привычных  стандартов индуизм выступает как  логически неорганизованный и бессистемный. Вместе с тем, с позиции индийской  культуры индуизм имеет системность совершенно особого вида – она связана с мифологической основной и сохраняет в себе колорит архаической эпохи. Индуизм целесообразно трактовать как систему символов и знаков, священных текстов, которая несет в себе древнейшие традиции, которые развивают и сохраняют их в разных исторических условиях и ситуациях. В рамках индуизма не были «забиты», разрушены ранние культурные традиции. Вместе с тем, традиции не забываются, формируя принципы с акцентом на главных аспектах ритуально-магической стороны и приверженностью к мифологическому мышлению. Данная особенность индуизма сквозит и проявляется в рамках игрового начала.

В настоящее время  индуизм подразделяется на множество  разнообразных течений в зависимости  от того, какому богу или богам поклоняются те или иные представители индуизма.

Объединяющим для все  индуистов выступает различная  степени признания священного авторитета Вед: учения о карме, кастах и сансарах. Вместе с тем, данное подразделение  необязательно разделять, так как  никаого общего и единообразного начала или системы в изложении в рамках данной религии не существует. Индуизм – это не только типичная национальная религия, но также загадочная, непонятная и своеобразная для понимания европейца национальная культура. Индуизм оказывает влияние на образ жизни многих миллионов людей, вместе с тем он практически неизменен на протяжении своего исторического развития.

Культура индуизма разнообразна, как и боги индуизма. Например, если в древности последователи Вед  обходились без храмов, то в рамках современной Индии храм является одной из важнейших частей данной религиозной культуры. Типы индуистской архитектуры весьма разнообразны и общих строгих канонов не существует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. 616 с.
  2. Гусева Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика. М., 1977.
  3. Дандекар Р.Н. От Вед к индуизму. Пер. с англ. К. П. Лукьяненко. - М.: Издательская фирма "Восточная литература", 2002. - 286 с.
  4. Лысенко В. Г. "Философия природы в Индии": атомизм школы вайшешика. М., 1986.
  5. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994.



Информация о работе Понятие священного текста в индуизме