Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:38, реферат
История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества.
Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе.
История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества.
Четыре подхода в интерпретации понятия «цивилизации»:1) культурологогический; 2) социологический; 3) этнопсихологический; 4) географический. Влияет географическая среда. В целом преобладает культурологический подход.
Цивилизационный анализ - средство изучения социальной системы наряду с формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Совокупность социокультурных факторов в их взаимодействии - механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. Цивилизация постоянно развивается. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ на вопросы, которые возникают в процессе исторического развития. Кризис цивилизации - невозможность ее дальнейшего развития в прежних социокультурных формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. Основы понятия цивилизации: деятельностный подход, отводящий решающую роль в цивилизационном процессе субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные трансформации в современном обществе по-новому ставят вопросы общественного развития: о качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных общностей и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и др. На этапе становления информационной цивилизации ее развитие осуществляется в многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи, религиозные верования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом. Отличие информационной цивилизации от предшествующей техногенной цивилизации состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных границах, а на уровне межнациональных образований – суперэтносов. На сегодняшний день российский народ одна из форм суперэтноса, состоящего из целого ряда далеко не близких по своим этническим характеристикам народов. Из-за многообразия форм современного цивилизационного процесса мировые цивилизации делятся на: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую. Определяя нынешнее состояние и прогнозируя будущее человечества как результат взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит различным образом в странах и регионах с различными национально-культурными особенностями. Новая российская модель должна быть разработана и экономически обоснована на реальных условиях и возможностях развития российского материального и духовного потенциала с учетом мировых цивилизационных тенденций.
Яндекс.ДиректКупи Надежные
СНПЧ от Inksystem! Установка – Бесплатно!
Все модели СНПЧ Epson, Canon, HP, Brother. ГарантияEpson·Canon·Brotherink
54. Особенности современной цивилизации и ее противоречия.
Цивилизация - форма существования и развития общества. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная или индустриальная и формирующаяся в настоящее время информационная цивилизация. Космогенная цивилизация основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами. Техногенная цивилизации: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наёмный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формироваться вместе с развитием информационной технологии, составляющей содержание процесса становления цивилизации нового типа –информационной. Источником прогресса становятся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Значение приобретают научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни, которые определяют технологию воспроизводства всего общества и характер общественного прогресса. Формирование и развитие информационной цивилизации превратилось в глобальный мировой процесс. Формирующаяся общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии - общество социальной справедливости, которому в настоящее время нет альтернативы. Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организации общественной жизни. Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества. Её аспекты: наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора; трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, сильная социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться; демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; государственное управление всеми социально значимыми процессами; высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравствен-ной. Общество социальной справедливости – гражданское общество, определяющее положение индивида в зависимо-сти от количества и качества труда. Характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом. Смена цивилизаций – продолжение жизни в новых социокультурных условиях. В ходе эволюции социокультурных факторов жизнедеятельности цивилизация обеспечивает не только непрерывность общественного процесса, но и его преемственность. Цивилизация в процессе своего развития формирует механизм поддержания преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Глобальные интеграционные процессы, возрастающие масштабы взаимодействия экономических, этнонациональных, политических и других субъектов социального действия выводят современную цивилизацию на новый уровень развития человечества.
История общества — это развитие человеческой цивили¬зации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Понятие цивилизации фор¬мировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось просветителями (Вольтер, Руссо и др.) как близкое по содержанию понятиям духов¬ной культуры, разума и справедливости. В 1798 г. слово «цивилизация» было внесено в «Словарь Академии», в котором оно определялось как высшая степень духовно¬сти. В XIX в. в странах Европы в многочисленных фунда¬ментальных трудах цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, в котором культуре при¬надлежало высокое место.
В процессе дальнейшей разработки понятия цивили¬зации в его толковании вводились новые характеристики и уточнения. И. Кант, занимаясь этой проблемой, разгра¬ничил понятия культуры и цивилизации, поскольку пос¬ледняя, по его мнению, представляет лишь внешний «тех¬нический тип культуры», а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, так как духовная культура, особенно в ее нравственной фор¬ме, отстает от цивилизации.* Эту идею развивали филосо¬фы-идеалисты второй половины XIX в. — О. Шпенглер, Ф. Ницше и др., утверждая, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели об¬щества. Так О. Шпенглер писал, что цивилизацию следу¬ет рассматривать " как органически логическое следствие, как завершение и исход культуры».** В данной интерпре¬тации связь цивилизации и культуры определялась лишь как фиксация деградирующего состояния культуры, от¬раженного в цивилизации. При таком подходе акцент-де¬лался на описание истории народов, религий, состоянии духовной культуры, чередовании событий в данной ло-кальной среде, но при этом утрачивалось общее понима¬ние истории как универсального цивилизационного про¬цесса.
В XIX в. представление о цивилизации
разрабатыва¬лось и с научно-
В XX в. традиции культурно-
В современной философии, основывающейся
на пози¬тивных достижениях всей предшествующей
теоретичес¬кой-мысли, цивилизация рассматривается
как универсаль¬ное понятие, определяющее
содержание всех обществен¬ных процессов
и лежащее в основе концепции выделения
основных исторических этапов развития
общества. Под ци¬вилизацией понимаются
не только и, главным образом, не столько
результаты материальной и духовной деятельно¬сти
людей, хотя сами по себе они также важны
при этом, а способ или технология воспроизводства
общественных от¬ношений, «социальная
организация, которая производит и воспроизводит
общественную жизнь».* Цивилизация рассматривается
как социокультурная общность и ее ос¬новными
критериями являются уровень развития
техники,социально-
В зависимости от степени технической
оснащенности в сфере общественного производства,
свободы личности в социальной и духовной
сферах, типа культуры опреде¬ляются и качественно
различные типы цивилизаций, че¬рез которые
исторически проходило человечество в своем
развитии: космогенная (охватывающая Древнее
общество и эпоху Средневековья), техногенная
или индустриаль¬ная (соответствующая
капиталистической и социалисти¬ческой общественн
Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной техно¬логии и характеризовалась большой зависимостью обще¬ства от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавли¬вал жесткие формы общественной организации, связи ин¬дивидов с социальными институтами.
Основой следующего — техногенного
типа цивилиза¬ции явились: машинная техника,
широкое развитие на¬уки и постепенное
превращение ее в непосредственную производительную
силу, наемный труд, рыночные отно¬шения,
высокий уровень профессиональной культуры
во всех ее формах. Несмотря на глубокие
антагонистические противоречия в развитии
индустриальной цивилизации, люди на этом
этапе овладевают возможностями модифи¬кации
общества на основе его реформирования,
в том чис¬ле и в ходе буржуазно-
К концу 70-х гг. XX в. индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчер¬пали возможности дальнейшего развития общества, опре¬делили его кризисное состояние (возникновение глобаль¬ных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитар¬ному способу существования людей и др.). Как свидетель¬ствует практика современного цивилизационного процес¬са, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффек¬тивному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.
Материальная основа для этого
начала формировать¬ся с середины 50-
Информация о работе Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития