Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:38, реферат

Краткое описание

История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие цивилизации.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, когда капиталистическая и социа¬листическая формации уходят в историю, завершается формационный период развития человечества. Дальней¬шее развитие общества определяется как глобальный про¬цесс перехода к антропогенной (информационно-техноло¬гической) цивилизации, объективно-необходимым содер¬жанием которой может быть только общество социальной справедливости. Глобальные интеграционные процессы, постоянно возрастающие масштабы взаимодействияэко-номических, этнонациональных, политических и других субъектов социального действия выводят современную цивилизацию на новый уровень развития человечества. Теоретической моделью информационной цивилизации является социальная философия, которая органично и диа¬лектически соединяет понятия цивилизации и культуры.

Рассматривая многообразие форм современного циви¬лизационного процесса, ученые часто употребляют поня¬тие множественности цивилизаций, имея в виду нацио¬нально-этническиеособенности народов. Так, например, американский социолог С. Хантингтон, выделяя в насто¬ящее время в зависимости от культурно-этнической са¬моидентификации народов 7–8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, инду¬истская,славяно-православная, латиноамериканская и африканская), определяет нынешнее состояние и прогно¬зирует будущее человечества не как взаимодействие со¬циально-экономическихсистем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между эти¬ми глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современ¬ного общества, он отдает примат духовной культуре, рас¬сматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культур¬ной идентичности людей, шире которой лишь самочело-вечество».

 

 

Цивилизация в переводе с латинского civilis означает государственный, второй синоним – гражданский. Это означает, что с самой древности государство является институтом развития цивилизации, создающим почву, на которой расцветает и живет культура каждого народа. Сама сущность государственности наднациональна и служит критериям общего блага, поэтому государство – это диктатура закона, подчиняющая произвол и амбиции своенравных (разнонациональных) индивидуумов всеобщим принципам разума – законам. Современное многонациональное государство – это прежде всего общество, а этимология слова "общество" как и слова "общение" означает общий язык, общие права и законы (уголовные, гражданские), общая земля, общая история и т.д. Понятие "общее" является почвой государственности. На этой почве и только при условии, что создана эта почва, существуют понятия "особенные" – разные национальности, подобно тому, как разные цветы растут на одной клумбе и питаются общей землей и водой. И если на одной клумбе растет десять тюльпанов, пять лилий, три розы и одна архидея, то какой смысл переделывать это соцветие в одни тюльпаны? Бог создал разные национальности для многообразия и великолепия жизни, а не для того, чтобы они переделывали друг друга под себя. Гегелевские понятия "общее" (цивилизация) и "особенное" (национальная культура) абсолютным образом соотносятся между собой как категории "род" и "вид", которые лежат в основе всех научных знаний. Эта же схема адекватна понятиям "целое" и "часть". Причем в этой схеме заключена фундаментальная формула: количество представителей отдельной национальной культуры не изменяет качество равноправия всех культур, т.е. понятие "больше" не означает понятия "выше". Другими словами, если казахов в Казахстане 55%, а корейцев 2%, то это не значит, что культуре корейцев будет навязана культура казахов – каждый имеет право и должен оставаться самим собой в гражданском обществе, сохранять свою национальную индивидуальность, а не переделывать друг друга под себя. В этом состоит естественный и вечный принцип бытия "единство в многообразии", и именно в этом заключена идея гражданского цивилизованного общества: единство цивилизации в многообразии культур.


Информация о работе Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития