Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:54, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена рассмотрению постпозитивистского этапа в философии науки, который относится ко второй половине XX века и связан с именами Куна, Поппера, Лакатоса и Фейрабенда.
Проблема закономерностей развития науки всегда остается актуальной, поскольку в ее рассмотрении так и не поставлена финальная точка – спор позитивистов, неопозитивистов, критических рационалистов достаточно длителен. Актуальность этой проблематики заключается в объяснительных возможностях изучения истории и философии науки – они позволят предсказать возможные тенденции и «точки бифуркации» в ее развитии в будущем.
Введение…………………………………………………………………1
Вклад Куна, Поппера, Лакатоса и Фейрабенда в становление постпозитивстской модели развития науки. Полемика Куна и Поппера ……………………………………………………………………………2
Заключение………………………………………………………………9
Список литературы……………………
Еще один основной представитель этого «пучка» концепций – Пол Фейрабенд, американский философ науки, который помимо критического рационализма Карла Поппера и истории науки Куна опирался на изыскания Франкфуртской школы и неомарксизма. Его концепция представляет собой совершенно особенный взгляд на научное знание и получила название эпистемологический анархизм (низвержение авторитетов в науке). Он называет современную науку схоластичной и однообразной. Фейрабенд, продолжая принцип фальсификации и фалибизма, отрицал существование любой объективной научной истины, считая, что наука и иные картины мира и формы знаний – религия, мифология, магия, бытовое знание – равноправны. Он являлся сторонников плюрализма в области познания и мировоззрения, указывая на необходимость глубокого культурологического и герменевтического анализа знания и познания. Именно из работ Фейрабенда берет начало антропология знания.
Наука – не однонаправленный и единый процесс, это диалектика, процесс проб и ошибок, хаотичное, разнонаправленное действо. Разделять происхождение разных форм знания, по его мнению, неправильно, ведь они развивались вместе. Это отрывает науку от того культурного и антропологического контекста, в котором она развивалась и жила, от ее истории. История идей в ее современном виде сосредотачивается на «стерильном» анализа научных понятий, структур и т.д. Но в расчет не берутся социально-исторические, культурные детерминанты ее развития, собственно, контекст. Но и во вторую крайности впадать не следует – знание не едино, наука не отождествляется с любыми иррациональными формами, она просто взаимодействует с ними.
Фейерабенд выступает за создание новой теории развития научных идей, которая объяснить детали такого развития. Но для этих целей, она должна быть свободной от крайностей (единства и разнообразия) и исходить из того, что в развитии науки сменяются периоды господства концептуального и социокультурного фактора, они постоянно взаимодействуют.
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии, так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетического подхода.
Заключение
В заключении, повторюсь, постпозитивизм – не есть единое направление в науке с разделяемыми принципами, это веер концепций, направленных на коррекцию или критическое осмысление позитивизма и философии науки. В целом, если в качестве логического вывода попытаться выделить характерные и общие черты постпозитивизма, его результаты, то получится следующее.
Во-первых, постпозитивисты предпринимают попытку реабилитировать философию, метафизику. Во-вторых, они примеряют комплексный метод к исследованию науки в попытке понять ее историю и спрогнозировать.
Третий момент – они считают, что научное знание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется на эмпирический и теоретический уровни. В-четвертых, теоретическое понимание науки возможно при условии построения динамической структуры научного понимания. Следующая особенность заключается в том, что все постпозитивисты признают тот факт, что научное знание динамично, оно находится в развитии. Целью изменения научного знания является вовсе не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии создания, поиска, приращения знаний.
Список литературы
Информация о работе Постпозитивистские модели развития науки