Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.

Содержание

1 Введение

2 Открытие закона

3 Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития

3.1 Тождество и различие

3.2 Противоположность

3.3 Противоречие

3.4 Объективный и всеобщий характер противоречий

3.5 относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей

3.6 Многообразие противоречий и формы их разрешения

3.6.1 Внутренние и внешние противоречия

3.6.2 Антагонистические и неантагонистические противоречия

3.7 Противоречивость процесса познания

3.7.1 формально-логические и диалектические противоречия

3.7.2 Диалектическое противоречие и математика

4 Закон единства и борьбы противоположностей

4.1 Аксиомы этого закона:

5 Заключение

6 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Закон единства и борьбы противоположностей.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Высшей формой тождества противоположностей является их переход друг в друга. Происходит превращение вещи из одного качественного состояния в другое.

 

3.3 Противоречия

Находясь  в единстве, противоположности взаимосвязаны, что выражается в их взаимодействии, в их взаимном «сцеплении» и противодействии. Это и есть противоречие как динамика определенных противоположностей, их взаимоотношение, борьба. Противоречие – это такое отношение между противоположными сторонами, тенденциями объекта как единого целого, при котором они одновременно взаимоисключают и взаимообуславливают одна другую.

Всеобщей  формой бытия их, в которой возникает и развивается противоречие, является различи,. поэтому диалектическое понятие различия и противоположности выражают разную степень зрелости противоречия.

Противоположность в процессе своего взаимодействия изменяются. При этом становится доминирующей та из противоположностей, которая отвечает изменяющимся условиям существования данной вещи, приводя, в конечном счете, к возникновению качества, а, следовательно, и к появлению новых противоположностей. Другими словами, взаимодействие противоположных сторон, старого и нового, достигает такой кульминационной точки, когда старое уже исчерпывает свои возможности развития и тогда наступает момент разрешения противоречия, смена старого новым. Для наступления этапа разрешения противоречий необходима, следовательно, их определенная зрелость, когда старое становится тормозом на пути развития нового, а новое – способным сломить сопротивление старого. Высшей степенью обострения противоречий является конфликт, характеризующийся возникновением предельно резких противоречий между какими-то коренными особенностями взаимодействующих противоположных сторон объекта.

Таким образом, развитие есть процесс возникновения, развертывания и разрешения соответствующих противоречий.

 

3.4 Объективный и всеобщий характер  противоречий

Материалистическая диалектика при  изучении противоречий исходит прежде всего из признания их объективного характера. Идеализм, напротив, рассматривает противоречия в предметах и явлениях как отражение противоречий воплощенной в них духовной сущности мира. Такой взгляд развивал, например, Гегель в своем учении о противоречивом «саморазвитии» абсолютной идеи как духовного начала мира.

Метафизика вообще отрицает внутренние противоречия как главную объективную основу изменения вещей. Такая концепция соответствовала уровню естествознания XVII-XVIII вв., когда из естественных наук особенного большого развития достигла механика.

В каждом явлении объективно содержатся противоположные стороны и тенденции, взаимодействие которых обуславливает процесс перехода явления их одного своего качественного состояния в другое. Именно в этом, прежде всего, и выражается всеобщность противоречий. Но поскольку противоречия присущи всем без исключения предметам и явлениям, то из этого следует, что, при наличии бесконечного разнообразия конкретных противоречий, они должны содержать в себе также некоторые общие черты, характеризующие закономерный характер становления и исчезновения любого противоречия. Мы уже указывали на некоторые всеобщие особенности противоречий: взаимоотношение между старым и новым в явлении, принимающее в начале характер различия, развивающегося в противоположность; наращивание по мере развития, одной из противоположностей и в, конечном счете, преодоление ею другой противоположности, что означает возникновение нового качества, нового единства, новых противоположностей, и т. д. и т. п.

Развитие есть многоплановый процесс, и всеобщность противоречий не может иначе проявляться, как только в форме бесконечного множества конкретных противоречий, специфика которых обусловлена прежде всего природой взаимодействующих объектов. Однако, поскольку имеются три основные группы явлений действительности – нерганическая природа, органический мир и общественная жизнь, - то при всей специфике противоречий в каждой их этих групп они имеют между собой, в пределах данной группы, нечто общее, что как раз и служит основанием для отнесения тех или  иных явлений к определенной группе. Поэтому всеобщий характер противоречий и специфика их конкретных проявлений находятся в органическом единстве, выражая собой диалектическую взаимосвязь общего и единичного, целого и частей и т. п.

Специфика противоречий указывает  на особый характер связей объекта и условий в данной области действительности, которые определяют своеобразие процесса возникновения и усложнения противоречий, степень их организации, а также специфическим особенности их разрешения.

 

3.5 относительный характер  единства и абсолютный характер борьбы противоположностей

Когда речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются  в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе. Если же противоположности  обособленны друг от друга, не находятся в единстве, принадлежат к разным системам, то между ними или вообще не будет никакого взаимодействия, или будет внешнее противоречие. Например частицы и античастицы, хотя и противоположны по своим некоторым свойствам, однако сказать, что они составляют единство противоположностей, нельзя до тех пор, пока они не станут взаимодействовать непосредственно. Но такое единство противоположностей очень кратковременно и относительно: данные частицы сразу же аннигилируют, превращаясь или в другие микрочастицы, или электромагнитное излучение. В других случаях единство противоположностей может более или менее устойчивым в зависимости от природы вещи и характера внешних связей. Однако, «единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, переходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение».

Временность единства противоположностей означает пребывание вещи в состоянии  относительного покоя, равновесия, известной тождественности самой себе. Но это тождество нельзя абсолютизировать, так как присущие вещи взаимоисключающие стороны, противоположности, находятся в постоянной взаимной связи и потому строго говоря, в любой момент времени совершаются, пусть незначительные, но все же определенные необратимые изменения структуры, различных свойств, связей данной вещи. Вначале такие изменения могут касаться лишь отдельных и несущественных сторон вещи, но нарастание одной из противоположностей (отрицательной, разрушительной) достигает в конце концов такого «накала», что произойдет качественное изменение вещи, т. е. разрешение определенного противоречия. Следовательно, единство взаимоисключающих противоположностей относительно, тогда как борьба между ними абсолютна.

Абсолютность борьбы, т. е. взаимодействие между противоположностями, дает ключ к объяснению коренных причин изменения вещей, их возникновения и гибели. Относительность единства взаимоисключающих противоположностей и абсолютность борьбы между ними обусловливает возможность временного равнодействия противоположностей, равновесия, устойчивости предметов и явлений, дифференциации материи и форм ее движения и одновременно непрерывный процесс их изменения, обновления. Противоречия являются внутренним источником любого изменения, движения, развития; без внутренних противоречий не может быть самодвижения, саморазвития предметов, явлений, процессов.

В каждом живом организме имеются  противоположные стороны, взаимоотношения  которых обусловливает процесс существования организма.

Следовательно, противоположности  как взаимоисключающие друг друга  стороны противоречия, находясь в единстве, с течением времени претерпевают определенные изменения. Они тоже, как и все в мире, не являются абсолютно неизменными, застывшими, статичными, а изменяются, являются подвижными, текучими, динамичными.

Противоположности могут в процессе взаимодействия и развития превращаться друг в друга. Это следует понимать не только в смысле относительного характера противоположностей, когда, например, противоречие, являющееся внутренним, основным и т. д., может в другом отношении и в других условиях быть, наоборот, внешним, неосновным и т. д.,  но и в смысле превращения данной вещи в такую вещь, которая обладает уже качественно иными противоположностями. В. И. Ленин указывал: «…нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность».

Вопрос о взаимном переходе противоположностей надо понимать не только в плане  превращения одной данной противоположности в другую, а несколько шире.

 

3.6 Многообразие противоречий и формы их разрешения

3.6.1 Внутренние и внешние противоречия

Внутренние противоречия – это  противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Но каждый объект связан с окружающими объектами, и эта связь может принять характер противоречия. Внешние противоречия – это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

В существовании и изменении  объектов определяющая роль принадлежит  внутренним противоречиям. Именно благодаря такой определяющей роли внутренних противоречий они как раз и служат источником самодвижения вещей. Но было бы грубой ошибкой пренебрегать внешними условиями, внешними противоречиями, оказывающими большое воздействие на бытие предметов и явлений. Такие выводы марксисткой диалектики имеют огромное методологическое значение для понимания сущности явлений, изучаемых частными науками.

Внешние противоречия могут играть очень большую роль, но все равно  определяющее значение для существования и развития вещи как таковой, имеющей данную, а не иную природу, принадлежит внутренним противоречиям. Внешние противоречия выполняют роль условия возможности превращения данной системы в другую систему, и без них подобные превращения невозможны.

Таким образом, развитие предмета или явления, рассматриваемое в целом, - это результат внутренних и внешних противоречий. В их диалектическом взаимоотношении определяющее значение имеют внутренние противоречия как источник развития. Внешние же противоречия выполняют роль условия для превращения того или иного состояния вещи из возможного в действительное не основе развертывания присущих ей внутренних противоречий. Внешние противоречия могут ускорять или замедлять развитие; они могут даже вызывать гибель данной вещи, но тогда вообще снимется вопрос о развитии этой вещи.

Отметим еще основные и неосновные противоречия.

Основное противоречий – это  противоречие, определяющее все другие противоречия, их развитие и разрешение. Основное противоречие служит главной  движущей силой развития, оно определяет общее направление развития объекта.

Неосновные противоречия, т. е. производные, второстепенные, выражающие противоречивый характер изменения какой-то стороны, частной особенности, отдельных  свойств данного объекта как  единого целого.

Основные и неосновные противоречия тоже относительны, они могут «меняться  местами» в зависимости от характера конкретных отношений между вещами.

 

3.6.2 Антагонистические и неантагонистические противоречия

Понятии «антагонистические» и  «неантагонистические» противоречия применяются преимущественно для характеристики особых противоречий общественной жизни. Такие противоречия предполагают наличие волевых и сознательных действий, предпринимаемых каждой из полярных социальных противоположностей против другой, ей враждебной, или к этим волевым и сознательным действиям прибегают люди в интересах совместного преодоления тех трудностей, которые задерживают прогресс общества в целом.

Антагонистические противоречия –  это противоречия между классами, общественными группами, обладающими по отношению друг к другу прямо противоположными, непримиримыми интересами. Здесь происходит столкновение взаимоисключающих «волевых и сознательных действий». Эти противоречия выражают конфликт экономических и политических интересов. Например, антагонистические противоречия существуют между пролетариатом и буржуазией в капиталистическом обществе. Наличие в руках капиталистов собственности на средства производства определяет бесправное положение пролетариата, обрекает его на продажу капиталистам своей рабочей силы как товара. Ожесточенная классовая борьба в капиталистическом обществе является ярким выражением присущих ему антагонистических противоречий. Антагонистические противоречия разрешаются насильственным, революционным путем.

Неантагонистические противоречия – это противоречия между такими классами, общественными группами, которые не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами, имеющиеся между ними противоречия затрагивают лишь несущественные стороны их интересов.

Следовательно, антагонистические  и неантагонистические противоречия существенно отличаются друг от друга  по содержанию и формам своего развертывания  и разрешения.

 

3.7 Противоречивость процесса познания

Процесс познания людьми окружающего  мира является противоречивым. Ф. Энгельс указывал, что люди стремятся до конца, исчерпывающим образом познать мир, но не в состоянии достичь этого хотя бы уже потому, что мир беспрестанно изменяется, раскрывает все новые и новые стороны. Это противоречие Ф Энгельс назвал одним из величайших рычагов умственного процесса.

Противоречивость процесса познания обусловлена противоречивым характером предметов и явлений самой  действительности, отражаемой человеческим сознанием в форме понятий, суждений о них. Поэтому в формах мышления неизбежно содержатся противоречия, что служит одним из свидетельств отсутствия «стены», «перегородки» между мышлением и внешним миром, по сути дела возводимых в системах субъективного идеализма.

 

3.7.1 формально-логические и диалектические противоречия

Если формально-логические противоречия возникают вследствие нарушения  требований формальной логики, т. е. являются как бы искусственно созданными, то диалектические противоречия искусственно не возникают; они существуют объективно, ибо их источником служит в конечном счете сам объективно существующий мир, «сотканный» из бесконечно разнообразных противоречий. Диалектические противоречия в сознании человека разрешаются в процессе все более глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений, и это служит могучим источником «самодвижения» познания.

Формальная логика, отвлекающаяся  от изменения, движения вещей, тем самым  является недостаточной для их всестороннего и глубоко познания, хотя она оперирует теми же формами мышления, что и диалектическая логика. «Диалектическое мышление отличается от недиалектической не формами понятия, суждения, умозаключения, но содержанием, - тем, что в содержании мышления воспроизводится диалектика изучаемого предмета».

 

3.7.2 Диалектическое противоречие  и математика

Содержание и история любой  науки диалектически противоречивы. Покажем это на примере математики.

Содержание математики как науки  отражает противоречивые стороны действительности, что находит сое выражение  в специфических приемах, методах  математических операций: сложение и вычитание, дифференцирование и интегрирование и т. п. Противоречивые отношения в действительности, выражаемые единством дискретного и непрерывного, конечного и бесконечного и т. д., отражаются математикой в форме понятий: «непрерывные функции», «точки разрыва», «актуальная бесконечность» и т. д.

Информация о работе Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития