Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое как органическое, как систему, в которой противоположности взаимно проникают, обусловливая весь процесс развития. Тем самым воспроизводится конкретная целостность и развитие предмета "в логике понятий". В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство - как существующее рядом с многообразием.

Содержание

1 Введение

2 Открытие закона

3 Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития

3.1 Тождество и различие

3.2 Противоположность

3.3 Противоречие

3.4 Объективный и всеобщий характер противоречий

3.5 относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей

3.6 Многообразие противоречий и формы их разрешения

3.6.1 Внутренние и внешние противоречия

3.6.2 Антагонистические и неантагонистические противоречия

3.7 Противоречивость процесса познания

3.7.1 формально-логические и диалектические противоречия

3.7.2 Диалектическое противоречие и математика

4 Закон единства и борьбы противоположностей

4.1 Аксиомы этого закона:

5 Заключение

6 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Закон единства и борьбы противоположностей.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

В своем развитии математика испытывает огромное влияние других наук, прямо  диктующих необходимость выработки новых математических методов исследования.

В XX в., особенно в 20-30-х годах, в связи с возникновением и развитием квантовой механики воникла острая потребность в создании нового математического аппарата, так как существовавший был не пригоден лишь для описания процессов, изучаемых классической физикой. Возникшее противоречие появилось в том, что если в прежних (классических) теориях математика описывала определенные занчения величин в форме чисел, то в квантовой механике необходимо было дать математическое исследование распределения вероятностей с помощью операторов и других понятий. Это противоречие было разрешено Шредингергом, Гейзенбергом и другими учеными, внесшими большой вклад в разработку математического аппарата квантовой механики, оперирующего не числами, а формулами распределения вероятностей с учетом системы отсчета, внешних условий, устройства прибора. «Диалектичность процесса развития математики состоит как во взаимоотношении свойственных ей противоположностей (абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное, формальное и содержательное, дискретное и непрерывное, конечное и бесконечное, логическое и интуитивное и др.), так и включает в себя неизбежность качественных скачков, резко изменяющих содержание основных понятий и представляющих собой революционный переворот во всем здании математики…». (Н.А. Киселева. Математика и действительность) Если мы обратимся к другим отраслям научного знания, то они тоже, как и математика, внутренне противоречивы, без чего невозможно их постоянное совершенствование, прогрессивное развитие.

 

4 Закон единства и борьбы противоположностей

Формула единство и борьба противоположностей выражает напряженное взаимодействие полярных свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны между собой, предполагают одно другое.

Все эти понятия воплощают в  себе реальную диалектику соответствующих  им моментов, сторон бытия. Диалектическим противоположностям и выражающим их понятиям присуща универсальная гибкость, доходящая до тождества противоположностей. Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности. Этому вторит и жизненная мудрость, которая гласит: крайности сходятся.

В этом и схватывается реальная диалектика. Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы черта диалектического мышления. Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множества сочетаний, переходов.

Диалектические противоположности  настолько тесно переплетены  между собой, что стоит акцентировать на практике или в теории один из этих полюсов, как о себе тут же заявит другой. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьёзные усилия теоретической мысли.

 

4.1 Аксиомы этого закона:

1. Закон всегда предполагает  наличие двух (пары) единых противоположностей, которые диаметрально противоположны друг другу по характеристикам и вместе с тем, по некоторым характеристикам имеют единство.

2. Закон всегда предполагает  конкурентную борьбу единых противоположностей  за максимальное свое выражение.

3. Закон всегда предполагает  единство противоположностей.

4. Закон всегда предполагает  наличие единой противоположности  в другой, даже при максимальной  выраженности одной из них.

5. Закон всегда предполагает  гибель одной противоположности  при гибели своей единой противоположности, ибо единые противоположности не существуют друг без друга, несмотря ни на какую борьбу между ними.

И следствие из пятой аксиомы  закона: закон всегда предполагает, что в случае гибели одной единой противоположности, оставшаяся единая противоположность обязана очень быстро породить из самое себя свою другую единую противоположность во имя собственной же жизни.

6. В борьбе единые противоположности всегда стремятся к равенству.

 

5 Заключение

Живым организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступает смерть. Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями.

Последнее в классово антагонистических  обществах находит свое выражение  в борьбе враждебных классов, которая  приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются  на противоположные стороны, они  представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности. Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

 

 

Литература

1. Очерки по диалектическому материализму. - М., 1985.

2. Диалектические противоречия. - М., 1979.

3. Горбачев В.Г. Основы философии. - М., 1998.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981

5. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний", Москва, "Мысль", 1987 г.

6. Нехороших А. Н. Лекции по философии.

7. Меняйло И. Л. «Основные законы материалистической диалектики». Учеб. пособие, М., «Высш. школа», 1973

8. Дудель С. П. и Штракс Г.  М., Закон единства и борьбы  противоположностей, М., «Высшая школа», 1967

9. Жданова Ю. А. Закон единства  и борьбы противоположностей как суть, как ядро диалектики, М., «Высшая школа», 1967


Информация о работе Предметы и явления как единство противоположностей. Противоречие источник развития