Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:03, контрольная работа
Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.
Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки вплоть до философии дизайна и философии кино.
Итак, что такое философия? Прежде всего, обозначим, что философия, как феномен духовной культуры, выступает в трех ипостасях (лицах): во-первых, как система знаний, имеющая свой предмет, понятийный аппарат, структуру, социальные функции; во-вторых, – как один из исторических типов мировоззрения, в третьих, – как специфическая форма общественного сознания.
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Но эти заимствования нисколько не умоляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Именно в античной философии были заложены все позднейшие типы мировоззрения.
Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического.
Предмет философии не оставался неизменным. Он изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук – явление прогрессивное. Этот процесс соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и поныне. Появляются все новые и новые отрасли знаний, например космическая биология, космическая медицина, информатика, кибернетика, синергетика и другие. Однако всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции1. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Напротив, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии. Философия, как самостоятельная отрасль знания, сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире. Ибо, по замечанию русского философа-экономиста С.Н. Булгакова, человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.
Каков же предмет философии? Существует множество определений предмета философии. Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой о наиболее общем. Многие исследователи и сегодня считают данное определение наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...». Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места его в бытии» и т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «наиболее общее в системе «мир-человек»» или как отношение человека (субъекта, носителя сознания) – к миру (объекту, материи). Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «наиболее общее в системе «мир-человек»», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя такие классические, смысложизненные вопросы как: какова природа мира? в каком состоянии он находится? есть ли в нем общие начала, связи и законы? познаваем ли мир? что есть человек? какова природа человека? каково соотношение телесного и духовного, биологического и социального начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и общества? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Иногда философское знание рассматривается как рефлексивное, т.е. такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности. Следовательно, уже из определения мировоззрения видно, что в его структуру входят следующие компоненты: познавательный, т.к. мировоззрение базируется на обобщенной системе знаний; ценностно-нормативный: мировоззрение включает в себя убеждения, верования, нормы, директивные указания, ценности, идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие чувств, настроений, переживаний, эмоций, воля, как готовность к действию, как переживание типа: «надо», «я должен». Это способность выбрать цель деятельности и концентрировать усилия на ее осуществлении; практический, т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Например, уже мыслители античности развивали взгляд на философию как практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую, безмятежную жизнь.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. А по глубине отражения и форме выражения следующие уровни: обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение. Обыденно-практическое порождается непосредственными условиями жизни людей и передающимся из поколения в поколение опытом. Оно существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Оно крайне неоднородно. На его формирование оказывают большое влияние уровень образования и воспитания, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности, семейные, национальные, религиозные традиции и многие другие факторы. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.
Теоретическое мировоззрение отличает рационалистическая обоснованность, доказательность, особая системность знания, не просто упорядоченность как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического понятия. Для него также характерна эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей явлений, объектов, процессов.
Мифологическое (от греч. myphos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Мифы (рассказы, повествования о богах, героях, демонах, духах и т.д.) отражали фантастические представления людей о мире, природе, человеке и обществе. Много мифов посвящено космическим темам. Формирование мира понималось как его творение или развитие из бесформенного состояния. Большое внимание уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни и смерти человека. Особое место занимают мифы о культурных достижениях, о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, возникновении обычаев и обрядов. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, включая в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов и догматов.
Философское мировоззрение в отличие от других типов мировоззрения носит теоретический характер, т.е. оно не просто провозглашает свои принципы, а доказывает, обосновывает, логически выводит их (в отличие, например, от религии, положения и догматы которой не доказываются, а предлагаются человеку в качестве символа веры). Философское знание – это не просто набор знаний, а это система понятий и категорий. Философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, идеалов, ценностей, определяющих цели, средства и характер деятельности человека. Каждая философская система дает свой образец системного теоретического мышления. Через усвоение философии идет и усвоение этого системного метода мышления. Однако следует иметь в виду, что не всякое теоретически оформленное мировоззрение является научным. Научным может считаться то мировоззрение, которое опирается на прочный фундамент научных знаний, общественно-исторической практики и пользуется научным методом мышления.