Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:03, контрольная работа
Можно было бы сказать, что философия — это все единосущее, “схваченное в мыслях”; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать.
Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественнонаучных и других воззрений. Но основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды, так как философия ставит и решает глобальные, фундаментальные, сущностные проблемы бытия. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть в известной мере отождествлено с понятием «философское мировоззрение». Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентированна на социальные явления и социально-классовые отношения.
Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение, как отмечалось выше, определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии жизненно важно для специалиста любой отрасли, работника любой специальности.
Наконец, философия предстает как специфическая форма общественного сознания. На вопрос, что она отражает, можно ответить: «Весь мир, включая живущего в нем человека, зависимого, познающего, овладевающего и относящегося к нему как ценности». Уже великий античный мыслитель, автор атомистического учения Демокрит, утверждал, что «весь Мир – родина для высокого духа», образно и точно представив философию как самую высокую ноту познания, форму высокого духа, «предметом которого является весь необъятный мир».
В античной философии происходило формирование и развитие ряда смысловых антитез, которые затем были отрефлектированы и обобщенно синтезированы в философских системах Платона и Аристотеля. Коллективный аналитический мозговой штурм философской проблематики в доплатоновский период сменился обобщающим синтезом мегасистем философии (у Платона и Аристотеля), которые отличаются высоким уровнем самоосознания, рефлексии. Ведущие антитезы античной философии, обобщенно синтезированные в систематизирующей рефлексии философии Платона, следующие:
- текучие начала (стихии земли, воды, воздуха, огня) – устойчивый логос (ионийцы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит). Чувственно данный текучий план мира и скрытый в глубинах бытия умопостигаемый план мира;
- текучий мир свойств и качеств – устойчивые численный логос, численная гармония (пифагорейцы);
- Текучий, эфемерный, плюралистический план мира – устойчивое, неподвижное, единое инертное бытие (элеаты). Текучее, дискретное, чувственное многое и умопостигаемый континуум единого, неподвижного, инертного бытия;
- вещное многообразие (плюрализм) – единство атомов (монизм), многое и единое (атомисты Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.);
- мышление индивидуально, истины субъективны (софисты) – мышление, его методы коллективны, истины объективны (Сократ, Платон, Аристотель);
- предмет философии как физика, космология, онтология (досократики) – предмет философии как человеческое познание и человеческое бытие (как познавательно-бытийная рефлексия человеческого духа, ее динамика) (Сократ). Предмет философии, в понимании Сократа, – это принципы, методы, ценности, нормы, динамики в познавательно-бытийной рефлексии общественного духа людей;
- философия как метафизика (онтология), либо познавательно-бытийная и общественная антропология – философия как и метафизика, диалектика, и логика, теория познания, и бытийная антропология, социальная философия (Платон, Аристотель). Философия – развернутая система рефлексии в отношении решений проблем в полном предмете философии. Причем в решении одних проблем больше преуспел Платон, тогда как в решении других – Аристотель. Это системы однопорядковой исторической значимости.
В свете новейших достижений современной
философии, содержание философии Платона
как результат его раздумий – это рефлексия
разнопланового бытия человека, людей:
бытия онтологического, индивидуального,
общественного. В центре рефлексивной
реконструкции предмета философии – бытие
общественного человека в мире, в жизни,
в обществе. Проблематика философии Платона
– реконструкция рефлексии философствования
и системы ее результатов (философской
картины разнопланового бытия общественного
человека). Метод реконструкции рефлексивной
динамики философствования – философские
коллективные диалоги. Реконструируется
рефлексия философского мышления: постановка
проблемы, ход ее разнопланового обсуждения,
промежуточные и итоговое синтезирующие
решения с их критикой и обосновывающей
аргументацией. При этом сам Платон в диалоге
представлен как автор реконструкции
рефлексии коллективного философствования
решаемой проблемы. Сократ как главный
участник каждого произведения-диалога
– носитель профессиональной философской
рефлексии в диалоге, организующий диалог
в соответствии с методом рефлексивной
динамики – методом диалектики мышления.
Другие участники диалога – это оппонирующие
полюсы коллективной рефлексии философствования.
В диалогах функции у Платона – исследовательско-
Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны около сорока таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и вполне физически здоровы? Все эти дети, проведшие свое раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.
Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но, как правило, эти попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено.
Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе. И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.
По своей биологической организации человек – результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологическое строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ.
Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития, получали социально-культурную "огранку" – человек стал "вольноотпущенником природы". Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его "вторую природу", определяет его сущность. Вся жизнедеятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, правилами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью – человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир человек воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. "Человек есть мера всех вещей", – глубоко подметил древнегреческий философ Протагор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром – он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.
Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его внутренним, психическим, социально сформированным миром. В этом внутреннем мире осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать, отражать не только окружающий мир, но и самого себя.
Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть – способностью контролировать свое поведение с помощью общесоциальных мерок, оценивать свое собственное "Я" глазами других людей. Социализированный индивид – существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранять неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.
Человек – существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки – биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука (пси) – символ психологии.y– психология (от греч. psiche – душа и logos – наука). Греческая буква
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность психики человека социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики человека; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности.
Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познать себя не менее важно, чем познавать различные сферы окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: "Человек, познай себя".
Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии, возможно только на базе общепсихологических знаний.
Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и в управленческих структурах, в системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.
Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук. Основные методологические принципы психологии:
1) признание детерминированности
(причинной обусловленности) психических
явлений материальной
2) генетический подход к
4) изучение психики человека
с учетом взаимосвязи
Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства – сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу. Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредствуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность – это не пассивный продукт мозга, а продукт мозга, активно взаимодействующего с миром на социально-культурной основе.
С переходом от биологической к общественно-исторической форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредствоваться общественно-историческим опытом человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработанная человеческая знаковая система – речь. Сознание человека, его психика становятся не биологическим, а историческим, социально обусловленным продуктом.