Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 20:08, контрольная работа
Краткое описание
Философия является одной из древних актуальных областей духовной культуры и знания. Философия зародилась в Древней Греции, Индии и Китае в VII-VI в.в. до н.э. и явилась достаточной стойкой формой сознания, которая интересовала людей во все века. Философы своим признанием считают поиск ответов и вопросов к мировоззрению. Термин «философия», означает «любовь к мудрости», как объясняет древнегреческий математик и мыслитель Пифагор и в качестве названия особенной науки впервые употребил древнегреческий философ Платон
Философия является одной из
древних актуальных областей духовной
культуры и знания. Философия зародилась
в Древней Греции, Индии и Китае в VII-VI в.в.
до н.э. и явилась достаточной стойкой
формой сознания, которая интересовала
людей во все века. Философы своим признанием
считают поиск ответов и вопросов к мировоззрению.
Термин «философия», означает «любовь
к мудрости», как объясняет древнегреческий
математик и мыслитель Пифагор и в качестве
названия особенной науки впервые употребил
древнегреческий философ Платон. Философия
в развитии преодолевает длинный путь
образования. Философия представляет
собой всеобщий метод познания истины,
и общий метод мышления. Смысл философии
Пифагор и философ Гераклит видели в поиске
истины, большее разнообразие в определении
своего предмета обнаруживает философия
в XIX-XX вв., представленная множеством школ
и направлений[8].При всем разнообразии
подходов к установлению предмета философии
возможно выделение того, что свойственно
философскому знанию вообще. Философию
можно установить как учение об общих,
универсальных принципах познания и бытия,
сущности человека и его отношении к окружающему
миру.
Цель настоящей работы состоит
в исследовании предмета и специфики философского
знания. Исходя из поставленной цели, необходимо
решить следующие задачи:
1. Предмет философии. Основные
элементы системы философского
знания.
2. Основные вопросы философии.
3. Проанализировать концепции
некоторых философов.
Объектом работы является философское
знание. Предметом –специфика и предмет
философского знания.
Информационной базой послужили
учебники и статьи периодических изданий
в области философии.
1.
Предмет философии. Основные элементы
системы философского знания
Философия (от греч. phileo – люблю
и sophia – мудрость) - это форма общественного
сознания, это учение об общих принципах
познания и бытия, об отношении человека
к миру, это наука о всеобщих законах
развития общества, мышления и природы.
Философия разрабатывает общую систему
воззрений на мир и место человека в этом
мире. Философия анализирует познавательные
ценности, нравственное, социально-политическое
и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии считаются
всеобщие связи и свойства, отношения
действительности – человека, природы,
отношения объективной действительности
и субъективизма мира, идеального и материального
мышления и бытия. Философия наставлена
на то, чтобы понять внутреннюю связь и
единство границ и внешних взаимодействий
между частями и частицами мира.
Сознание философии это, безусловно,
сложный процесс поскольку, он связан
с особенностями создания индивидуального
человеческого сознания и бытия и с развитием
общественного бытия. В этой связи надлежит
упомянуть о предпосылках, из-за которых
появилась философия и философское сознание.
Это конечно источники философии.
Первым источником является
психологический источник. Его сущность
выражается в знании о незнании. Только
там и тогда, где и когда человек четко
определил и отделил то, что он знает, от
того, что он не знает, образовываются
основания с целью движения в познании,
для озарения в сопричастности к чему-то
удивительному[5]. Знание о незнании представляет
собой не только источник удивления, но
и источник принципиально нового отношения
к действительности, к знанию. Вторым источником
считается -теоретический. Но среди философов
нет единого мнения по поводу того, какой
именно считается из них главенствующим
в развитии философии. Некоторые философы
придерживаются мифогенной концепции
генезиса философии, то есть то, что философия
произошла из мифологии, другие – гносеогенной
концепции - философия образовалась из
накопившихся знаний о мире, природе, пришедших
в конфликт с религиозно-мифологической
верой.
В результате философия - это
итог решения противоречий между первоначальной
наукой и мифом, синтез мировоззренческой,
обобщающей установки мифа и наблюдательной,
эмпирической установкой древней науки.
Предпосылками образования
философии считаются:
Во-первых, возможности человека:
постепенное создание элементов научного
знания, которое используется на практике
и способствует созданию мировоззрения
людей; образование правовых норм регулирования
общественной жизни и государственных
структур; выделение умственного труда;
появление товарно-денежных отношений,
и в итоге образование возможностей осмысления
человеком имеющегося мира и своего места
в этом мире.
Во-вторых, потребности человека,
то есть интерес человека не только видеть
мир, но и понимать, как он устроен, и иметь
желание применять на практике полученные
знания.
Первым, кто объяснил слово
«философ», был Пифагор. Диоген Лаэртский,
считал, что именно Пифагор говорил, жизнь
подобна игрищам, в которых состязаются,
торгуют, смотрят, все как в жизни. Согласно
Пифагору, смысл философии именно в поиске
самой истины. Такого же мнения был и древнегреческий
философ Гераклит. Однако совершенно иного
мнения были софисты, которые считали,
что основная задача философа –это обучить
своих учеников мудрости. Однако же мудрость
они сопоставляли не с достижением истины,
а с умением доказывать то, что каждый
сам считает выгодным и правильным. Для
чего считались приемлемыми всякие средства,
даже уловки и хищения.
Известный древнегреческий
мыслитель Платон считал, что основной
задачей философии считается познание
абсолютных и вечных истин, такое под силу
только философам, наделенным от рождения
определенной мудрой душой. Отсюда и выражение,
что философами не становятся, а рождаются.
Аристотель считает, что задача
философии в постижении всеобщего в мире,
а её предметом считаются первые начала
и основания бытия. При всем этом философия
считается одной из наук, существующей
ради самой себя и представляет «знание
и понимание ради самого знания и понимания».
Необходимо подчеркнуть, что понимание
предмета философии связано и с социально-историческими
условиями. Так, например, разложение античного
общества, повлияло на появление концепций,
по которым философия вызвана освободить
человека от страха перед будущим и страданий
и способствовать достижению счастья
и душевного здоровья[3].
Таким образом, некоторые мыслители
видели суть философии в отыскании истины,
иные в том, чтобы её утаить, исказить,
приспособить к соответственным интересам.
Всё это доказывает, что философию отличают
разные подходы к своему собственному
предмету, это свидетельствует о её множественном
характере. Более отчетливо это выделилось
во второй половине XIX—XX вв., преобразовании
множества разных философских школ и направлений,
предметом исследования которых считаются
разнообразные стороны бытия, познания,
человека и человеческого существования.
Философскому знанию свойственны
определенные моменты. Структура философского
знания состоит из таких элементов как:
1. Анализ наиболее общих вопросов
бытия. В этом случае сама проблема бытия
определяется в универсальном смысле.
Бытие и небытие, бытие природы, общества
и человека, бытие материальное и идеальное.
Философское учение о бытии получило название
онтологии (от греч. ontos – сущее и logos –
учение).
2. Исследование более общих
вопросов познания. Не познаем или познаем
мир, какие возможности, цели и методы
познания, в чем состоит сущность познания
и что есть истина, какой объект и субъект
и прочее. При всем этом философии не интересны
определенные методы познания такие как,
химические, физические, биологические
и так далее, хотя она, в большинстве случаев,
не игнорирует их. Философское учение
о познании получило название гносеологии
(от греч. gnosis – знание, познание и logos –
учение)[2].
3. Анализ более общих вопросов
развития и функционирования общества.
Формально данная проблема, находит свое
место в учении о бытии, но поскольку именно
общество оказывает основное влияние
на развитие личности, формирует социальные
качества человека, постольку эту проблему
следует выделить в отдельный раздел.
Раздел философии, который изучает общественную
жизнь, называется социальной философией.
4. Анализ более общих и значительных
проблем человека. Данный раздел тоже
представляется одним из главных для философии,
так как именно человек считается исходным
и конечным пунктом философствования.
Творит и действует не абстрактный дух,
а человек. Философия человека называется
философской антропологией.
5. Познание вопросов, которые
связаны с природой ценностей, их месте
в реальности и о структуре ценностного
мира, то есть о связи разных ценностей
между собой, с культурными и социальными
факторами и структурой личности. Данное
учение о ценностях получило термин аксиология
(от греч. axia ценность и logos учение).
6. Исследование видов достижения
истины в процессе познания опосредованным
путем, не из чувственного опыта, а из знаний,
полученных ранее. Это логика (от греч.
logos – учение, мысль, рассуждение, разум)
- учение о способах получения знания с
помощью применения законов логики и методов
логического мышления.
Специфику и предмет философии
запрещается раскрывать в полной степени,
не затрагивая при этом вопросов о ее функциях.
Функции философии - это главные направления
использования философии, через которые
реализуются ее назначение, цели и задачи.
Необходимо отметить такие функции философии,
как мировоззренческая, методологическая,
мыслительно-теоретическая, критическая,
аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная,
прогностическая, гносеологическая[7].
Мировоззренческая функция
направлена на формирование целостности
картины мира, а также представлений об
его устройстве, месте человека в этом
мире, принципов взаимодействия с окружающим
миром.
Методологическая функция
состоит в том, что философия разрабатывает
главные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая
функция состоит в том, что философия учит
концептуально мыслить и обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-логические
схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая является
одна из основополагающих функций философии
и имеет цель правильно и достоверно познать
окружающую действительность.
Роль критической функции состоит
в том, чтобы подвергнуть сомнениями окружающий
мир и существующее знание, искать их новые
черты, качества, вскрывать противоречия.
Конечная задача этой функции - это разрушение
догм, расширение границ познания, увеличение
достоверности знания, окостенелости
знания, его модернизация.
Аксиологическая функция состоит
в оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей таких
как, этические, морально-нравственные,
социальные, идеологические и другие.
Цель данной функции это просеивание нужного,
ценного и полезного и отбрасывать тормозящее
и отжившее. Эта функция более усиливается
в переломные периоды истории.
Социальная функция
представлена как объяснение обществу,
причин его возникновения, современное
состояние, эволюцию, его структуру, элементы,
движущие силы.
Воспитательно-гуманитарная
функция философии необходима для культивации
гуманистических ценностей и идеалов,
прививать их человеку и обществу, содействовать
укреплению морали, помощи человеку в
адаптации в окружающем его мире и найти
смысл жизни.
Прогностическая функция это
функция, при которой, на основе имеющихся
философских знаний об окружающем мире
и человеке, достижениях познания возможно
прогнозирование тенденций развития,
будущее материи, познавательных процессов,
сознания, человека, общества и природы.
Соответственно все функции
философии между собой связанны и лишь
через их целостное единство и проявляется
сущность и специфика философского знания.
2.
Основные вопросы философии
Философия как образовавшаяся
система знаний имеет множество специфических
проблем, которые она должна исследовать.
Большинство вопросов, которые часто изучает
философия, это происхождение и сущность
бытия; материя и ее формы; сознание, его
природа и происхождение; взаимоотношения
сознания и материи; человек и его духовный
мир; общество; перспективы человека, общества
и иные вопросы.
Главенствующим в философии
считается вопрос об отношении мышления
к бытию, а бытия – к мышлению или же сознанию.
Важность этого вопроса состоит в том,
что от его правильного разрешения зависит
построение знания об окружающем мире
и месте человека в нем, а это и считается
основной задачей философии. Материя и
сознание (дух) это две неразрывные и противоположные
характеристики бытия. В связи с этим имеются
две стороны главного вопроса философии
–это гносеологическая и онтологическая.
Суть гносеологической (познавательной)
стороны основного вопроса это - познаем
или не познаем ли мир, что первично в процессе
познания? Онтологическая (бытийная) сторона
главного вопроса философии состоит в
решении и постановке проблемы: что первично
– сознание либо материя? Рассматривая
онтологическую (бытийную) стороны главного
вопроса философии необходимо выделить
направления, такие как материализм и
идеализм, дуализм; а гносеологической
(познавательной) стороны: эмпиризм и рационализм[1].
Материализм есть философское
направление, решающее главный вопрос
философии в пользу первичности материи
и вторичности сознания. Со стороны материализма,
природа существует вечно, она неуничтожима
и несотворима. Никаких божественных и
сверхъестественных сил нет. Человеческое
сознание считается продуктом длительной
эволюции жизни на Земле.