Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из древних актуальных областей духовной культуры и знания. Философия зародилась в Древней Греции, Индии и Китае в VII-VI в.в. до н.э. и явилась достаточной стойкой формой сознания, которая интересовала людей во все века. Философы своим признанием считают поиск ответов и вопросов к мировоззрению. Термин «философия», означает «любовь к мудрости», как объясняет древнегреческий математик и мыслитель Пифагор и в качестве названия особенной науки впервые употребил древнегреческий философ Платон

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

Идеализм («линия Платона»)  это философское направление, решающее главный вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме есть два течения – это субъективный и объективный идеализм. Объективные идеалисты первичным провозглашают объективное, то есть внечеловеческое сознание, нарекая его «божественным сознанием», «мировым духом», «мировым разумом». Субъективные идеалисты первичным полагают субъективное, то есть человеческое сознание. По их мнению, внешний мир состоит из человеческих ощущений.

Помимо материализма и идеализма имеются промежуточные течения, такие как дуализм и деизм.

Дуализм представляет собой философское направление утверждающее, что в основании мира лежат два вечных начала – это духовное и материальное. Таким образом, дуализм убирает вопрос о том, что первично: сознание либо материя.

Основоположником эмпиризма считается Ф. Бэкон. Эмпиристы полагали, что в основе познаний могут лежать только чувственные ощущения и опыт. Основателем рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Главная идея рационализма -это то, что истинное знание возможно вывести только из разума и вне зависимости от чувственного опыта[6]. Поскольку, реально есть только сомнение во всем, а сомнение – мысль - это работа разума и есть истины, которые очевидны для разума, и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве.

Главными средствами при помощи, которых образовывается философское исследование, считаются метафизика и диалектика.

Метафизика - это метод, который совершенно противоположен диалектике, и при котором объекты рассматриваются: обособлено, то есть как сами по себе, а не с точки зрения их взаимосвязанности; статично, то есть игнорируется факт постоянных изменений, развития, самодвижения; однозначно, то есть ведется поиск абсолютной истины и не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство.

Диалектика представляет собой метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

В современное время, вне зависимости от тысячелетних исканий философов, главный вопрос философии точно не решен ни с гносеологической, ни с онтологической сторон и по факту считается нерешенной проблемой философии. Западная философия в 20 веке образовала тенденцию выделять меньше времени традиционному главному вопросу философии, поскольку его трудно решить, и он со временем исстрачивает свою актуальность[4]. Камю, Яспер, Хайдеггер, и другие зародили основы того, что в будущем возможно появление другого основного вопроса в философии - это проблема экзистенциализма, а именно проблема человека, его управления собственным духовным миром, его существованием, взаимоотношением внутри общества и с самим обществом, его свободного выбора, поиска своего места в жизни и смысла жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание

Вопрос: По каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.

Ответ:  Основной вопрос устанавливает не только направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает структуру философского исследования.  Разные ответы на основной вопрос, разнообразные основы его решения разрешают выразить отдельные принципы видов философских концепций. По характеру решения вопроса о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции в основном делят на идеалистические и материалистические.

Первичным началом всего существующего идеализм признает  сознание, дух и идею.

К идеалистам относят: Платона, Р. Декарта,  М. Хайдеггера, Г. Гегеля, И. Канта, Н. Бердяева, Августина Блаженного, Фому Аквинского, Ф. Бэкона, Вл. Соловьева, Ф. Достоевского, М. Хайдеггера, Конфуция.

Материализм  разрешает основной вопрос философии в пользу вторичности сознания и первичности материи.

К материалистам относят: Гераклита, Демокрита, Фалеса, Ф. Энгельса, Л. Фейербаха, В. Ленина, Ф. Бэкона, К. Маркса, Лао-Цзы. К дуалистам(суть дуализма - две независимые субстанции – материальная, которая обладает свойством протяжения и духовная, которая обладает свойством мышления) относят: Р. Декарта, Аристотеля.

Представленная классификация дает возможность выделить общие тенденции развития философии.

 

 

 

Заключение

Философия зачастую определяется как абстрактное знание, которое предельно удаленно от реальной повседневной жизни, что в действительности является совершенно далеким от самой истины. Поскольку самые глубокие и серьезные вопросы берут начало в жизни и здесь есть основное поле её интересов. Со стороны философии уразуметь реальность - это не значит просто смириться и соглашаться со всем с ней. Философия полагает критическое отношение к реальности, к тому, что отживает и устаревает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в её противоречиях, а не в размышлении о ней, возможностей, средств и направлений её развития и изменения. Практика, преобразование реальности и считаются той сферой, где только и имеют возможность получить разрешения философские проблемы, где проявляются действительность и мощь человеческого мышления. Поменять мир возможно при помощи самосовершенствования и морального совершенствования, на что способна именно философия, а человеку необходимо действовать на основе своих воли и мысли при этом, не покушаясь на свободу других[9].

Главное предназначение философии это поиск удела человека, обеспечение бытия человека в мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то, каким? Назначение философии состоит, в конечном итоге, в возвышении человека, в установлении необходимых условий с целью его совершенствования. Философия необходима чтобы, обеспечить лучшее состояние всего человечества, она призывает всех и каждого человека к добру, истине и благородству.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2013-274с.

  1. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2012 – 385с.

  1. Климов И.А. Философия. Конспект лекций. // Философия. – 12.05.212 г. № 3. – 38 с.

  1. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук.автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр Владос, 2012. – 734с.

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.

  1. Философия. Справочник студента. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. М.: ЭКСМО, 2013. – 642с.

  1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 492с.

  1. Философский энциклопедический словарь/ Л.   Ф.   Ильичев,   П. Н. Федосеев,   С. М.   Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 2012. – 634с.

  1. Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 749с.

 

 

 


Информация о работе Предмет и специфика философского знания