Предмет, методы и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Философия предоставляет право определить ее следующим образом: Философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.
Она составляет основу мировоззрения человека. Взгляды человека на мир, космос, законы управления миром и, в конечном счете, на свое место в этом мире и свой собственный образ - все это задает философия. В зависимости от социальных, религиозных, географических, экономических и множества иных позиций человек создает ту или иную философскую систему как универсальную модель окружающего мира и особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Предмет философии…………………………………………………….....4
2.Методы и структура философского знания………………………………..5
3.Основные методы в философии…………………………………………...9
4.Заключение………………………………………………………………….11
3. Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия профессионального образования.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный  университет

технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

Кафедра  общественных наук

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине

 

ФИЛАСОФИЯ                

               261100.62 – «Технология и проектирование текстильных изделий»

 

 

 

Выполнила:   ТД-42С ,2-го курса   по специальности «Технология и     проектирование текстильных изделий» Зеновская И.С..

           Шифр зачетной книжки : 1332259

          Дата  выполнения : 28.10.14 г.

 

 

 

 

          Дата  проверки :

 

 

 

 

 

                                                        Санкт-Петербург

 

                                                       2014

 

 

 

Тема:     Предмет, методы и структура философского знания.

 

 

 

 

 

План

Введение………………………………………………………………………3

1. Предмет философии…………………………………………………….....4

2.Методы и структра философского знания………………………………..5

3.Основные методы в филасофии…………………………………………...9

4.Заключение………………………………………………………………….11

3. Список литературы……………………………………………………….  12

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия предоставляет право определить ее следующим образом: Философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Она составляет основу мировоззрения человека. Взгляды человека на мир, космос, законы управления миром и, в конечном счете, на свое место в этом мире и свой собственный образ - все это задает философия. В зависимости от социальных, религиозных, географических, экономических и множества иных позиций человек создает ту или иную философскую систему как универсальную модель окружающего мира  и особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.стр 230-231

И. Кант, выдающийся немецкий философ, писал: «Если и существует паука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу... и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Можно привести десятки подобных утверждений философов.

 

 

 

 

1. Предмет философии. Исторические изменения предмета философии.

Предмет Философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, с разных сторон его духовной жизни, с развитием науки и самой философской мысли.

 

Философия зародилась первоначально в VI–VII в. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции где существовали наиболее развитые по тем временам цивилизации, и рассматривалась как синоним совокупности научных знаний. По свидетельству античных авторов слово Философия встречалось у греческого мыслителя Пифагора, благодаря которому  появился термин “философия” (гр. philosophia: pileo -- люблю и sophia -- мудрость), по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и истинностью их знаний. А в качестве названия особой науки Философия в первые употреблялась Платоном. Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям.

 

Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первым источником  философии являлись ответы на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов. 

 
        Первые мыслители античного мира стремились главным образом осознать происхождение многообразных природных явлений. Но  в этот период начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления.

 

       На определенном этапе развития, сама философия может становиться предметом особого рассмотрения, что относится к области метафилософии. Однако это разные аспекты философского исследования. Уточнению предмета философии помогает определение основных проблем философии, составляющих ее содержание. Что же такое проблема? Под проблемой в философии понимается логическая форма познания, которая выступает в виде вопроса, способствующего организации познавательной деятельности. Иными словами, проблемы философии - это те организационные вопросы, которые решает философия как специфическая область знания. Различие между предметом философии и проблемами философии состоит прежде всего в том, что в проблемах философии отражается предмет философии, но отражается не полностью и не сразу, а поэтапно в виде вопросов.

 

Формировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология – теория познания; логика – наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика. 

 
              Начиная с эпохи  Возрождения и особенно в XVII – XVIII веков процесс размежевания  между философией и специальными  науками совершается несколько  ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет. 

2.Методы и структра философского знания .

И в дальнейшем историческом развития философии следующие формировались такие философские дисциплины, как:

  • онтология — (гр. ontos -- сущее и logos -- понятие, учение, слово) -- учение о сущем, о бытии как таковом, т. е. исходная, наиболее общая философская категория;
  • гносеология — (гр. gnosis -- познание и logos -- учение, слово) --  раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания и его возможностей, типов познавательных отношений, видов знания, условий его достоверности и истинности. Главной проблемой гносеологии является определение возможностей достоверного познания предметов, их сущности; а в качестве основной гносеологической категории выступает истина, понимаемая как соответствие знания действительности.теория ;
  • логика — наука о формах правильного ( т.е  связанного последовательного, доказательного мышления)
  • этика- ( гр. ethos -- привычка, обычай) -- наука о морали. В качестве составной части философского знания она существует с древности, когда этика выделилась из недр нравственного массового сознания и получила теоретическое оформление в целях регулирования межличностных и межгрупповых отношений людей. ;
  • эстетика (гр. aisthetikos -- чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) -- философская наука о принципах и закономерностях художественного освоения человеком действительности.;
  • история философии -  раздел философии, в котором раскрываются возникновение, становление и последовательное развитие философских взглядов.
  • Философская антропология изучает человека как особую форму бытия, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Ее предметом становятся все размернос-ти человека как космогеобио психосоциального существа в их единстве, сформировавшемся во взаимосвязи космической, геохимической, биологической и социальной ступеней глобальной эволюции мира.

 

В эпоху Возрождения процесс размежевания между Философией и частными науками развивается все более ускоренными темпами. Взаимоотношения имели противоречивый характер, т.к.частные науки опиралось на исследование, а общетеоретическими вопросами занималась философия.

 

Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. И это способствует разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.  

 
              В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку. 

Философия - это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе "мир - человек", составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны  - предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности  человека), не бывает. 

 
              

Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются "вечные и неизменные" решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и "вечные" философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной  жизни  человека. 

 
              Основным способом  решения философских проблем  является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт  человека, на достижения всех  наук и культуры в целом.  
Целостность, системность предмета философии обусловливает ее сложноорганизованную, многоуровневую, полиаспектную структуру, которую можно представить следующим образом: 

 

 

 

Философские

Науки

 

Предмет изучения

 

Подфункции

 

Основной вопрос

философии

 

Онтология

 

Объективная  
реальность

 

Онтологическая

 

Как возможен человек с его сознанием в этом мире?

 

Социальная  
философия

 

Субъект  
(общество)

 

Социологическая

 

Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

 

Философская 
антропология

 

Субъект  
(человек)

 

Гуманитарная

Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

 

Гносеология

 

Познавательное отношение

 

Гносеологическая

 

Как возможно адекватное познание?

 

Праксеология

 

Преобразование

 

Праксеологическая

 

Как возможно эффективное преобразование мира?

 

Этика

 

Общение

 

Этическая

 

Как возможно нравственное общение?

 

Аксиология

 

Ценностно-ориентационная деятельность

 

Аксиологическая

 

Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека?

 

Эстетика

 

Эстетическое освоение

 

Эстетическая

 

Как возможна деятельность по законам красоты?

Информация о работе Предмет, методы и структура философского знания