Предмет, методы и структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Философия предоставляет право определить ее следующим образом: Философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.
Она составляет основу мировоззрения человека. Взгляды человека на мир, космос, законы управления миром и, в конечном счете, на свое место в этом мире и свой собственный образ - все это задает философия. В зависимости от социальных, религиозных, географических, экономических и множества иных позиций человек создает ту или иную философскую систему как универсальную модель окружающего мира и особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Предмет философии…………………………………………………….....4
2.Методы и структура философского знания………………………………..5
3.Основные методы в философии…………………………………………...9
4.Заключение………………………………………………………………….11
3. Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия профессионального образования.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие за определенные рамки определенной сферы  или акспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщении специальных наук становятся предметом анализа.

 

В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание  и  направленность.         

Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские  проблемы  научно. 

 

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. "До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод" ( 5)Гегель Г.В.Ф. Наука логики.  С.107).  
Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его  социальным  назначением.  
Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией (рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок)  конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания. 

 

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

  1. диалектика,
  2. метафизика,
  3. догматизм,
  4. эклектика,
  5. софистика,
  6. герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;
  • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
  • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

  1. материализм,
  2. идеализм,
  3. эмпиризм,
  4. рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Философия  основана на методах общественных наук, сходных с методами естествознания. Хотя философия и изучает общество, она изучает его не только с точки зрения того, каким оно является или может стать в силу проявившихся в его развитии тенденций, но и с точки зрения того, каким оно должно быть, каким его хотят видеть люди, что в его устройстве является справедливым, а что нет. 

Философия раскрывает методы познания и о преодолении границ применения этих методов, обусловленных пределами научного мышления, работающего с конечными сферами бытия. 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Из данной контрольной работы я главным образом открыла  единый источник философии -.это основа всех знаний накопленных человечеством за многие тысячи лет. В ней существует определенная связь, недаром многие науки вышли из нее. И стали предметом анализа. В своей контрольной работе я поняла множество терминов, таких как логика, диалектика, этика, эстетика. Основным из них я думаю является логика. С ее помощью при всей важности проектируемых проблем отражались основные смыслосложные положения и выводы философов, о судьбе человека об отношении его к вечному бесконечному миру. И осознания его места в нем.

 

 

          И хочу закончить словами выдающийся немецкого философа И. Канта, который писал: «Если и существует паука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу... и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Можно привести десятки подобных утверждений философов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Список используемой литературы:

 

    1. Введение в философию: Учебник / Под ред. И.Б. Хмельницкого. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 230-231..
    2. Ф.Энгельс. и К.Маркс., сочинение, том 21, стр. 282, 283;
    3. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов «Философский энциклопедический словарь» изд. Москва. «Советская энциклопедия» 1983. стр. 727
    4. . Платон (427 – 347 до н.э.) Диалоги; Сочинения платоновской школы / Платон; [пер. с древнегреч. С. Я. Шейнман-Топштейн; авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи]. – М.: Мир книги: Литература, 2007. – 495 с.
    5. (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.  – С.107). 
    6. Философия и мировоззрение. В.Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с.243., М., 1990.
    7. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
    8. Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - М.: Современник, 2009. - 848 с.
    1. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова стр.18, 20

    1. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник

 

§ 4. Предмет и структура философского знания

11.        Якушев А. Философия (конспект лекций) стр.9-10

 

 

 

 

 

Тесты по 1-му разделу курса (темы 1 и 2)

1. Учением об общих принципах  бытия, познания и отношения человека и мира выступает:

                  а) философия                           б) гносеология

                  в) этика              г) онтология     Ответ: а) философия      
2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет___функция философии: Ответ: в) мировоззренческая

     а) прогностическая                        б) методологическая

       в) мировоззренческая                 г) аксиологическая             Ответ: в) мировозренческая

3. Философия возникла в период…

        a) VII – VI  вв. до н.э.                        б) II – I вв. до н.э.

        г)  IV – III    вв. до н.э.                       д) IV – V  вв. н.э.        Ответ: . д) IV – V  вв. н.э   

общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости.

4. Гераклит в качестве онтологической  основы полагал …

        а) апейрон          б) мысль            в) огонь

        г) воду                   д) воздух           г) землю Ответ: 

Гераклит. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.       

5. Проблема  человека в философии  античности была поставлена…

        а) Фалесом            б) Зеноном          в) Гераклитом

        г) Демокритом    д) Сократом        е) Эпикуром      Ответ: Сократ человек античный философ.  Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.

6. Высшей идеей считал идею  «Блага»…

         а) Сократ                б) Парменид             в) Зенон

         г) Аристотель       д) Платон                   е) Демокрит    Ответ: Платон уподобляет идею блага Солнцу. У солнца есть ещё одно важное свойство, которое есть и у благо: «— Солнце дает всему, что мы видим, не только возможность быть видимым, но и рождение, рост, а также питание, хотя само оно не есть становление. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама—владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.» 
7. Социальность и разумность как две основные характеристики, отличаю-щие человека от животного, выделял…

          а) Пифагор                     б) Эпикур                в) Сократ

          г) Аристотель               д) Платон                е) Парменид   Ответ: Социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, выделял:  Аристотель 
Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность - две основные характеристики, отличающие его от животного. 
8. Проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами разрабатывал античный философ…

              а) Сенека                   б) Эпикур                 в) Сократ

              г) Платон                    д) Аристотель       е) Демокрит     Ответ: Эпинур

9. Философия в Средние века  занимала подчиненное положение по отношению к …

              а) эстетике               б) этике                    в) психологии

              г) богословию         д) науке                   е) алхимии           Ответ: = Богословию

10. Представителем византийской средневековой философии является…

         а) Иоанн Дунс Скотт      б) Василий Великий          в) Фома Аквинский

         г) Аврелий Августин    д) Иоанн Росцеллин  е) Р. Бэкон    Ответ: в) Фома Аквинский        

11. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями, называется…

         а) символизмом          б) пантеизмом           в) концептуализмом

                          г) номинализмом            д) реализмом                               Ответ: Номинализм

Информация о работе Предмет, методы и структура философского знания