Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:58, контрольная работа
Философия предоставляет право определить ее следующим образом: Философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.
Она составляет основу мировоззрения человека. Взгляды человека на мир, космос, законы управления миром и, в конечном счете, на свое место в этом мире и свой собственный образ - все это задает философия. В зависимости от социальных, религиозных, географических, экономических и множества иных позиций человек создает ту или иную философскую систему как универсальную модель окружающего мира и особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.
Введение………………………………………………………………………3
1. Предмет философии…………………………………………………….....4
2.Методы и структура философского знания………………………………..5
3.Основные методы в философии…………………………………………...9
4.Заключение………………………………………………………………….11
3. Список литературы………………………………………
В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие за определенные рамки определенной сферы или акспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщении специальных наук становятся предметом анализа.
В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.
Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.
Как известно, проблема метода
философского познания возникла в Новое
время, когда была осознана неэффективность
применения специально-научных методов
к решению традиционных философских проблем.
"До сих пор, - писал Гегель, - философия
еще не нашла своего метода. Она смотрит
с завистью на систему построения математики,
заимствуя у нее ее метод или методы тех
наук, которые представляли собой лишь
смешение исходя из опыта положений...
или выходили из затруднения тем, что просто
отбрасывали этот метод" ( 5)Гегель Г.В.Ф.
Наука логики. С.107).
Поиски философского метода
во второй половине XIX века происходили
в форме требования отказа философии от
традиционных мировоззренческих проблем.
Это была реакция на реальные противоречия
философского познания при абстрагировании
от социально-практической природы его
основания. Действительная задача заключалась
в осознании связи метода философского
познания с его социальным назначением.
Безотносительно к конкретно-исторической
форме проявления философского метода
и его осознания общим для него является
то, что он представляет собой особую теоретическую
деятельность по обобщению и осмыслению
всего наличного опыта познания и практики.
Это то, что называется философской рефлексией
(рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение
назад) – принцип человеческого мышления,
направляющий его на осмысление собственных
форм и предпосылок) конкретно-историческое
содержание которой определяется уровнем
развития общественно исторической практики.
Исторически сложившимися формами философской
рефлексии является диалектика и метафизика,
которые в своем конкретном историческом
содержании определяют методологическую
направленность философского знания.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
При материалистическом методе действительность воспринимается как
реально существующая, материя — как первичная
субстанция, а сознание — ее модус — есть
проявление материи. Материалистическо-
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Философия основана на методах общественных наук, сходных с методами естествознания. Хотя философия и изучает общество, она изучает его не только с точки зрения того, каким оно является или может стать в силу проявившихся в его развитии тенденций, но и с точки зрения того, каким оно должно быть, каким его хотят видеть люди, что в его устройстве является справедливым, а что нет.
Философия раскрывает методы познания и о преодолении границ применения этих методов, обусловленных пределами научного мышления, работающего с конечными сферами бытия.
Заключение.
Из данной контрольной работы я главным образом открыла единый источник философии -.это основа всех знаний накопленных человечеством за многие тысячи лет. В ней существует определенная связь, недаром многие науки вышли из нее. И стали предметом анализа. В своей контрольной работе я поняла множество терминов, таких как логика, диалектика, этика, эстетика. Основным из них я думаю является логика. С ее помощью при всей важности проектируемых проблем отражались основные смыслосложные положения и выводы философов, о судьбе человека об отношении его к вечному бесконечному миру. И осознания его места в нем.
И хочу закончить словами выдающийся немецкого философа И. Канта, который писал: «Если и существует паука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу... и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Можно привести десятки подобных утверждений философов.
Тесты по 1-му разделу курса (темы 1 и 2)
1. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира выступает:
а) философия
в) этика
г) онтология Ответ: а) философия
2. Исследование социальных, нравственных,
эстетических, идеологических и других
ценностей осуществляет___функция философии:
Ответ: в) мировоззренческая
а) прогностическая
в) мировоззренческая
3. Философия возникла в период…
a) VII – VI вв. до н.э. б) II – I вв. до н.э.
г) IV – III вв. до н.э. д) IV – V вв. н.э. Ответ: . д) IV – V вв. н.э
общепризнанно, что философия возникает в VI-V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом, философия буквально – любовь к мудрости.
4. Гераклит в качестве
а) апейрон б) мысль в) огонь
г) воду д) воздух г) землю Ответ:
Гераклит. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.
5. Проблема человека в философии античности была поставлена…
а) Фалесом б) Зеноном в) Гераклитом
6. Высшей идеей считал идею «Блага»…
а) Сократ б) Парменид в) Зенон
г) Аристотель д) Платон
е) Демокрит Ответ: Платон
уподобляет идею блага Солнцу. У солнца
есть ещё одно важное свойство, которое
есть и у благо: «— Солнце дает всему, что
мы видим, не только возможность быть видимым,
но и рождение, рост, а также питание, хотя
само оно не есть становление. В области
видимого она порождает свет и его владыку,
а в области умопостигаемого она сама—владычица,
от которой зависят истина и разумение,
и на нее должен взирать тот, кто хочет
сознательно действовать как в частной,
так и в общественной жизни.»
7. Социальность и разумность как две
основные характеристики, отличаю-щие
человека от животного, выделял…
а) Пифагор б) Эпикур в) Сократ
г) Аристотель
д) Платон
е) Парменид Ответ: Социальность
и разумность как две основные характеристики,
отличающие человека от животного, выделял:
Аристотель
Аристотель - великий
ученик Платона, учившийся у него 20 лет.
Человек, по Аристотелю, - это общественное
животное, наделенное разумом. Социальность
и разумность - две основные характеристики,
отличающие его от животного.
8. Проблемы счастья, свободы человека,
преодоления им страха перед смертью и
богами разрабатывал античный философ…
а) Сенека б) Эпикур в) Сократ
г) Платон д) Аристотель е) Демокрит Ответ: Эпинур
9. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …
а) эстетике б) этике в) психологии
г) богословию д) науке е) алхимии Ответ: = Богословию
10. Представителем византийской средневековой философии является…
а) Иоанн Дунс Скотт б) Василий Великий в) Фома Аквинский
г) Аврелий Августин д) Иоанн Росцеллин е) Р. Бэкон Ответ: в) Фома Аквинский
11. Направление средневековой
а) символизмом б) пантеизмом в) концептуализмом
г) номинализмом д) реализмом Ответ: Номинализм
Информация о работе Предмет, методы и структура философского знания