Предмет философии. Аристотель о понятии мудрости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Под предметом науки можно понимать саму систему знаний об изучаемом объекте. Под предметом философии мы будем понимать совокупность знаний о мире, обществе и человеке, образующими единую целостность. Важно обратить внимание на то, что ни одна из наук не изучает мир с точки зрения его универсальной целостности. Каждая из них изучает какой-то один из аспектов мира, как правило, не учитывая, что общество и человек – это главные его составляющие, которые во многом определяют теперь его эволюцию

Вложенные файлы: 1 файл

готовая_работа_618947.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет философии. Аристотель о понятии мудрости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, в начале ХХI века, философия не является ни тем, чем она была в древности, ни тем, чем она была хотя бы сто лет назад. С середины ХХ века философия, как и вся культура в целом, испытывала на себе давление двух факторов – увеличения потока информации и усиления веры в науку. В результате в социокультурном пространстве постепенно сформировалось многомерное и сложно структурированное информационное поле, в котором человеку стало нелегко ориентироваться. Стало трудно среди многочисленных связей человека с природой и обществом находить сущее, которое и является главной целью философского поиска. Реализация этой цели стала напоминать распутывание беспорядочного клубка связей, в котором невозможно найти ни начала, ни конца. Возникли течения в философии, которые никак не соответствовали прежним представлениям о ней как о цельном, гармоничном знании.

Под предметом науки можно понимать саму систему знаний об изучаемом объекте. Под предметом философии мы будем понимать совокупность знаний о мире, обществе и человеке, образующими единую целостность. Важно обратить внимание на то, что ни одна из наук не изучает мир с точки зрения его универсальной целостности. Каждая из них изучает какой-то один из аспектов мира, как правило, не учитывая, что общество и человек – это главные его составляющие, которые во многом определяют теперь его эволюцию.

Каков предмет сегодняшней философии? Какое место занимает философия в современном мире? Есть ли она сейчас среди нас? Как развивается и какие формы приобретает? Как её понимал Аристотель? Как философ понимал «мудрость»? Попробуем ответить на эти вопросы далее в нашей работе.

 

 

1 Понятие «философии» и её предмет

 

Науки можно подразделить на точные и описательные, или классифицирующие. К точным наукам относятся те, в которых действуют критерии, упомянутые выше: непротиворечивость, формализуемость, верифицируемость (или проверяемость опытом, экспериментом). К ним можно отнести математику, физику, химию, механику и др. науки. К описательным наукам относятся те, для которых основными методами являются систематизация, классификация, упорядочивание статистических фактов. К ним можно отнести ботанику, зоологию, прикладную социологию, экономику, юридические науки и др. Философию в лучшем случае можно отнести к описательным наукам.

Критериями философского знания можно считать:

1) системность знаний о мире как универсальной целостности, включающей в себя три составные элемента – природу, общество и человека;

2) рассмотрение мира как саморазвивающейся целостности;

3) признание существования наряду с материей, вещами еще и идей мира, идей вещей.

Обращаясь к определению В.С. Соловьевым философии как цельного знания и используя представления о том, как понималась философия в древности, мы попытаемся дать новое, уточненное определение философии: Философия есть знание о мире как о целостной саморазвивающейся системе, тремя составными частями которой являются природа, общество и человек; знание, рассматривающее мир через соотношение материи и духа, вещей и идей; знание, выраженное в логико-образных моделях мироздания, полученное путем синтеза научного знания, религиозного откровения и эстетического созерцания1.

С этой точки зрения философия в качестве идеала, к которому она устремлена, имеет все тот же идеал целостной гармонии, который она имела в древности – но уже обогащенный развитием культуры. Три стороны этой гармонии выражены как Истина, даваемая наукой, Добро (Благо, Бог), даваемое религиозным откровением, и Красота, достижимая через эстетическое созерцание мира. Три высших идеала в человеческой культуре – Добро, Истина и Красота – таким образом, могут быть поняты и достигнуты благодаря философскому постижению мира2.

Философия – это, прежде всего, рациональный путь познания действительности, она обладает научным статусом, использует систему понятий, допускающих проверку и доказательства. В то же время почти общепризнано, что философия наряду с объективным знанием о мире включает в себя и ценностное знание. Это обстоятельство является серьезным доводом против абсолютизации научного характера философии, поскольку в ценностном знании может доминировать субъективный момент, обусловленный личностным характером осмысления мира. Двойственная природа философского знания, включающего в свое содержание наряду с научным и ценностную компоненту, наглядно проявилась уже в первых философских системах, ориентирующихся либо на постижение логоса, сущности мира (милетская школа, Гераклит), либо на постижение человеческой мудрости (Сократ). Научное и ценностное знание присуще любой философской системе, но в разной пропорции.

Философия – это система теоретического знания, претендующая на научный способ познания действительности, а ценностная (софийная) компонента хотя и неустранима из философии, не является определяющей. В то же время абсолютизация научного характера философского знания ставит под сомнение философский статус религиозной философии, философии персонализма, экзистенциализма и других иррациональных направлений мировой философской мысли. Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение философии: это система теоретического знания о наиболее общей сущности мира, о всеобщих свойствах, отношениях и законах бытия и мышления.

Из этого определения вытекает, что философия – это не только учение о сущности мира, но и сущности человека как части этого мира. За отношением мышления к бытию стоит отношение человека к миру, которое рассматривается в философии в трех основных аспектах – как познание, поведение и переживание. В целом философия представляет собой систему относительно самостоятельных философских дисциплин, тесно связанных между собой и обладающих внутренним единством3.

Как известно, изначально философия изучала все, она была мудростью как таковой, знанием о природе, обществе и человеке. Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен. Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны, что и предопределяет синтетичность предмета этой системы знаний.

Действительно, для синтетичных знаний «однозначно» определить предмет весьма затруднительно. Наиболее часто встречающиеся трактовки сущности и предмета философии рассматривают ее как:

  1. мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;
  2. науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;
  3. духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;
  4. форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;
  5. всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

Эта многоаспектность философского знания обусловлена многообразием различных сторон знания об общем, что подтверждается и усиливается внутренним делением, наличием множества «субфилософий» внутри «общей» философии.

Существует внутреннее предметное деление философского знания. По этому основанию в современной философии выделяются следующие разделы:

  1. история философии – учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости;
  2. онтология – учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования;
  3. гносеология - учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания;
  4. эпистемология – учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее постижения;
  5. социальная философия – учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития;
  6. философская антропология – учение о человеке, его предназначении, о смысле жизни и способах достойного ее обеспечения;
  7. философская аксиология – учение о ценностях, т.е. о том, что имеет значение для человека, об экзистенциалах человеческого бытия4.

Существует также ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав, тем не менее, быть философскими. К таким дисциплинам относятся:

Этика – учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей.

Эстетика – наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой.

Логика – наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания.

Философия права – теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи «системного мира» и повседневной реальности личности.

Философия политики – знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.

Философия науки – теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания.

Философия религии – наука о вере как социальном феномене, ее роли и функциях в обществе.

В этом ряду находятся также философия культуры, философия истории и т.д.

Процесс предметной детализации философского знания происходит постоянно. Уже сегодня претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы различных сторон общественной жизни, состояний самого общества и т.д. Например, в стадии становления находятся «вайоленсология» как философия насилия; «полемология» – философия войны; «паксология» – философия мира и другие5.

Таким образом, философия – это синтетическое знание, охватывающее наиболее общие вопросы природного, социального и человеческого бытия. Естественно, что такая синтетичность затрудняет универсальное определение предмета этой системы знаний.

 

2 Предмет современной философии

 

Специалист в области философии науки Томас Кун является автором концепции парадигмального развития науки. То есть существует некоторая «дисциплинарная матрица», обеспечивающая успешное решение наличных проблем имеющимися средствами и методами. Касательно исключений, то они изначально подтверждают правило, а затем взрывают и правило, и «матрицу», гарантируя переход к новой парадигме.

Судя по всему эта закономерность развития характерна и для философии, концепции которой приобретают характер парадигмы космоцентризма, антропоцентризма, теоцентризма, торжества политики, сциентизма и т.д.

Феномен человека анализировался каждой парадигмой, но проблема человека рассматривалась через призму идола (призрака) «пещеры» своего времени. Несмотря на очевидное методологическую ошибку, эта позиция имеет свою онтологическую подоплёку, так как человек – это «чело века». И в каждую эпоху это «чело» неповторимо и уникально6.

В конце XX и начале XXI веков наблюдается рост интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех главных проблем и реальностей, которые являются предметом философского исследования, включая мир чисто человеческих ценностей. Одной из основных причин такого поворота к натурализму является то, что перед лицом сверхреальной угрозы экологического кризиса и разрушения естественных биоценозов человечество конца XX века со всей силой переосмыслило всю экзистенциальную важность того тривиального факта, что оно является всего лишь частью живой природы, потому не может и далее безнаказанно и бесконтрольно выстраивать свои отношения с ней на началах истребления и хищнического потребления. Понимание этого потребовало переориентации установок с позиций наивного антропоцентризма на более реалистические позиции биоцентризма. Уже само по себе это обстоятельство привело к заметному подъёму ранга естественных наук (главным образом экологии и биологии в целом) в обсуждении традиционно гуманитарных проблем, в том числе и проблемы ценностей7.

Американский социолог и футуролог Дэниел Белл в своих работах «Встречая 2000 год», а также «Грядущее постиндустриальное общество» выдвинул гипотезу, что последующее развитие науки и техники исключает из жизни общества проблему социальной революции, а «индустриальное общество», движущей силой которого была автоматизация производства, а также интенсивное употребление природных ресурсов, вступит в новый этап социальной реальности – «постиндустриальное общество». Новое общество будет строиться на основе развития науки и активного применения научных знаний. Оно сформирует новые общественные отношения8.

В 1968 году выходит издается труд одного из классиков современного эволюционизма немецкого ученого Б. Ренша, который автор так и назвал – «Биофилософия». Это была первая ласточка. В 80-е годы этот процесс стал усиливаться и, к примеру, выходит фундаментальная работа канадского ученого Р. Саттлера, в название которой автор также приводит термин «биофилософия». С 1986 года под редакцией М. Рьюза начинает выходить международный журнал «Биология и философия», в котором вопросы биофилософского движения систематически изучаются.

Биофилософию – это междисциплинарная биологически ориентированная отрасль знания, которая рассматривает мировоззренческие, гносеологические, аксиологические и онтологические проблемы бытия универсума через призму изучения феномена жизни. Биофилософия является целостным единством трех составных элементов: философии биологии, философии жизни и соответствующей им аксиологии (оценочное отношение к философии биологии и философии жизни)9.

Информация о работе Предмет философии. Аристотель о понятии мудрости