Природа и сущность души в учении Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 15:10, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование мировоззренческой концепции Аристотеля по теме человеческой души, на формирование сакрального подхода к ее проблеме.
В соответствии с указанной целью реферат должен решить следующие задачи:
– показать взгляды Аристотеля на природу и сущность души;
–описать зарождение сакрального подхода к проблеме души;
–проанализировать соотношение души и тела по трактату «О душе».

Содержание

Введение 3
1. Основные характеристики природы и сущности души в философии Аристотеля 4
2. Соотношение души и тела (в работе «О душе» Аристотеля) 7
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Природа и сущность души в учении Аристотеля. Реф. 16 с (27.11.14).doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.

Воспитание. Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека [7, с. 81]. 

Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность. Надо формировать способность к разумным поступкам.

Добродетель. Добродетель - это середина в страстях и поступках

I. Мужество (не боится хорошей (достойной, напр. на поле боя, смерти) - между страхом (боится смерти) и отвагой (не боится смерти)

Мужество бывает гражданское (настоящее), которое происходит от стремления к чести. Выбирает смерть, чтоб не запятнать честь; опытное, которое есть у наемников, не боятся, т.к. знают что делать, но боятся, когда что-то не по плану; яростное - под влиянием гнева; самонадеяное переоценка сил; неведают об опасности.

II. Благоразумие недо- бесчувственность, пере- распущенность

III. Щедрость недо- скупость (приобретает  и не дает), пере- мотовство (дает, но не приобретает)

IV. Имущество в целом: великолепие: не скупится на дары, убранство...

недо- мелочность, пере- безвкусная пышность

V. Величавость (достоен великого  и считает так) недо- бесчестие (принижение  себя), пере- спесь

VI. Скромность недо- нечестолюбие, пере- честолюбие

VII. Ровность. недо- безгневность, пере- гневливость

VIII. Правдивость недо- притворство, пере- хвастовство

IX. Остроумие недо- неотесанность, пере- шутовство

X. Дружелюбие недо- зловредность, пере- подхалим

«…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» (Аристотелю. О душе. Кн. 1. Гл. 1) .

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует [2, с. 90].

Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона".

Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме.

Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта. 

Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним [9, с. 48].

Таблица 3.

Виды души

Способности

Растительная

Питание. Движение роста и упадка. Воспроизведение.

Животная

Ощущение. Память. Воображение. Чувственное стремление. Движение.

Разумная

Познавательные способности. Разумное стремление.


 

Способности разумной души по Аристотелю «…в разумной части души зарождается воля» (Аристотель. О душе». Кн. 3., Гл. 9)

 

Таблица 4.

Познавательные способности

Ощущение

- отдельных  качеств посредством органов  чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)

- общих качеств  посредством общего чувства

Память

- сохранение  образа ощущения

- воспоминание

- припоминание

Воображение

- способность  представления

- образы сновидений

Мышление

Теоретический ум

- опосредствованное  логическое знание (эпистема), пользуется системой посылок, их сопоставлением и получаемым выводом (логика как наука о формах мышления, дедуктивная логика Аристотеля)

- интуитивное  мышление (нус)

- мудрость (софия)

Практический ум

- рассудительность (фронезис)

Связаны с деятельностью и действиями

Способности, сопутствующие действию

Чувства: удовольствие, неудовольствие.

Способность приводить в пространственное движение

Аффекты (страсти): гнев, страх, радость, зависть и др. 

 

Стремление: чувственное (желание и страсть) и разумное (воля).

Устойчивая направляющая способность

Характер. Черты характера в зависимости от возраста, социального положения.


 

 

Общее чувство воспринимает движение, покой. Общее чувство объединяет все данные о каком-то предмете в образ этого предмета. 

Представления о действии и деятельности. Аристотель считал деятельность формой жизни человека. Только деятельность с удовольствием является совершенной.

Аффекты – это страдательные состояния души. Они возникают непроизвольно под влиянием внешней ситуации. В этих ситуациях душа испытывает чувство удовольствия или чувство неудовольствия. В состоянии аффекта человек совершает такие действия, которые никогда бы не совершил в спокойном состоянии. Иными словами, в состоянии аффекта человек совершает действия вопреки свои предыдущим решениям [12, с. 78]. 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.)

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы.

Учение Аристотеля о душе как цели проникнуто телеологизмом. Его гносеологическими корнями является перенесение специфических особенностей человеческой деятельности и сознания, которые носят целенаправленный характер, на низшие уровни психической организации и вообще на природу. «Как ум действует ради чего-нибудь, так и природа, а то, ради чего она действует, есть её цель» [5, с. 63].

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма.

Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака. Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Что же скажут врачи, Если манят опять облака. Если звезды опять Тихо шепчут о новом пути. Если хочется знать, Что уже потерял и уже не найти. Или (окончание): Мир молчит. Эта ночь необычно тиха. Не подскажут врачи, Почему так грустны облака.

Информация о работе Природа и сущность души в учении Аристотеля