Природа как объект филосовского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Термин "природа" имеет множество смыслов: это и все сущее, и окружающая нас объективная действительность, и материальный мир, и внутренняя закономерность, сущность предметов и явлений. Говорят
о природе социального, политического (например, природа государства). Природа – это совокупный объект естествознания.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.философия.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Вариант №21. Природа  как объект филосовского осмысления.

Термин "природа" имеет  множество смыслов: это и все  сущее, и окружающая нас объективная  действительность, и материальный мир, и внутренняя закономерность, сущность предметов и явлений. Говорят  
о природе социального, политического (например, природа государства). Природа – это совокупный объект естествознания.

Естественные науки, совокупным объектом которых оказывается природа, изучают ее в универсальных, но достаточно конкретных проявлениях, например, в  законах механики, электротехники, химии, биологии и т. д. Поэтому естествознание в состоянии дать нам знание о  некоторых частях природы, а не природы  как таковой. Наиболее общие знания о природе (например, знания о пространстве, времени, движении, причинности) разрабатываются  в рамках философии и методологии  науки. Такое понятие природы  служит системообразующим, задает схему  понимания и объяснения любого конкретного  предмета и всей природы в целом. При этом, разумеется, что философское понимание природы основано на известных естественнонаучных знаний, а эти последние опираются на философские и методологические принципы.

Научно-технический прогресс породил научно-техническую революцию XX века и вместе с ней небывалые  потребности и возможности научного познания природы и ее технического освоения. Антропологические процессы позволили создать "вторую" природу, причем этот мир, созданный деятельностью  человека стал планетарным явлением по масштабам соизмеримым с миром  природы. Утилитарно прагматичное отношение  к природе постепенно перестает  быть безграничным. Растет зависимость  самой природы от человека. На этой основе складывается новый социально-исторический тип ценностного отношение к  природе. Такая оценка предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы. Таким образом, осуществляется переход от идеи абсолютного  господства над природой к идее отношений  общества и природы как отношений  партнеров, соизмеримых по своему потенциалу.

Понятие "природа" - одно из важнейших философских  понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В  сознании современного образованного  человека слово "природа" ассоциируется  главным образом с двумя значениями:

1) природа в смысле  естественной среды обитания  человека и

2) природа как  объект специального научного  исследования в рамках целой  совокупности, так называемых естественных наук (естествознания).

В этих своих значениях  термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми  народами и языками христианского  мира. Отсюда и "натуралисты" в  смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская  позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при  рассмотрении и решении центральных  философских вопросов бытия и  познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.

Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин "природа" имел и до сих  пор сохраняет и другие существенно  важные значения, а, во-вторых, за всеми  этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых  невозможно понять роль понятия "природа" в постановке и решении именно философских проблем.

Отсюда необходим  более полный перечень существенно  важных значений термина "природа":

1) Природа в смысле  внутренних особенностей, сущности  той или иной вещи (явления,  системы и пр.). Наличие и специфика  этого значения становятся особенно  очевидными при сопоставлении  таких выражений, как "красота  природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа  явления" и т.д.

2) Природа в смысле  сущего в целом, во всем многообразии  его существования в мире. В  этом своем значении термин "природа"  соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

3) Природа как  материальное начало в самом  человеке. В этом смысле "природа", "природное" противопоставляется  "духу", "духовному" в человеке  как основе его нравственной  свободы.

Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных  нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем  теперь эти отмеченные ранее два  значения в общем перечне и  в более точной формулировке:

4) Природа как  совокупность естественных условий  существования человека, человеческого  общества и человеческой культуры  и как источник необходимых  ресурсов (материальных, энергетических  и пр.) их существования.

5) Природа как  объект специального научного  познания в рамках целого комплекса  дисциплин - "наук о природе"  или "естественных наук" (естествознания). В этом своем значении понятие  "природа" формируется лишь  в Новое время, в период становления  промышленного капитализма и  науки в современном ее понимании  и носит ярко выраженный нормативный  характер.

Хотя понятие "природа" в значении сущего в целом, космоса  сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем  оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух". По времени это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже  софисты стали придавать большое  значение различению того, что существует только "по природе", и того, что  существует "по положению", то есть по условным (принятым) мнениям, обычаям  и другим человеческим установлениям. К этой области условного они  относили все нравственные основы и  нормы личной и общественной жизни, лишая их таким образом внутренней обязательности. С другой стороны, начиная  с Сократа, в философии зарождается  линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено  в самой природе и затем  постигается естественным разумом  человека. С этой точки зрения к условному относится как раз все то, что создано самим человеком, все гражданские и культурные установления и учреждения, не исключая даже государства. Этот взгляд позднее особенно последовательно был развит стоиками, для которых выражения "жить по природе", "жить по разуму" и "жить добродетельно" были синонимами. Это противопоставление "жизни по природе" (как нормальное, естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (как чего-то условного, противоестественного и недолжного) вспыхивает вновь в лоне романтических течений в XVIII-XIX веках во взглядах Ж. Ж. Руссо и других, а в своих крайних формах находит выражение в молодежных контркультурных движениях уже XX века.

Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального  экологического кризиса и наивность  любых крайних подходов к решению  будущего человеческой культуры, стали  вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция  устойчивого развития и другие. Столь  же далеко идущие последствия имела  и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа".

В ясной форме  она сформулирована уже в философии  Платона с его четким противопоставлением "мира идей" "миру вещей". Этот дуализм природы и духа был  воспроизведен в Новое время, причем в двух наиболее влиятельных  философских системах - в учениях  Декарта и Канта. У Декарта  указанный дуализм существовал  в виде представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждой из этих областей бытия, а именно субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Кант же противопоставил, во-первых, природу  как царство необходимых законов  нравственной свободе человека, а, во-вторых, природу как мир познаваемых  в опыте явлений непознаваемому миру "вещей в себе". Эта дуалистическая установка была в конце XIX - начале XX века воспроизведена в виде противопоставления "наук о природе" "наукам о  духе" (по другой терминологии - "наукам о культуре"), что вылилось в  расхождение двух культур - естественно-научной  и гуманитарной - и самым серьезным  образом сказалось на развитии общечеловеческой цивилизации в XX веке.

В настоящее время, однако, все более осознается, что  именно современное развитие "наук о природе", возникновение неклассических, а затем и постнеклассических научных концепций создает условия  для преодоления этого раскола  и выработки единого языка  для диалога двух культур.

Понимание природы совпадает  с такими понятиями как Вселенная, материя, универсум. Именно в таком  значении понятие “природы” может  стать предметом схоластических спекулятивных, идеалистических философских  рассуждений о наличии якобы  “чистого бытия”, существующего вне  социальной определенности. Наиболее ярко это проявилось в гегелевской  трактовке природы, которая выступает  второй главной формой существования  “идеи”, которая после своей  полной реализации в стихии “чистого мышления” производит самоотрицание  и с необходимостью переходит  в “инобытие”, которое внешне по отношению к ней: “Природа есть идея в форме инобытия”. При этом природа  как простое отчуждение идеи оказывается  не способной к развитию во времени, а способна лишь развертывать свое многообразие в пространстве.

Диалектико-материалистическая философия подчеркнет, что характеристика природы как объективной реальности отнюдь не исключает возможность  появления таких типов природной  организации, развитие которых приводит к появлению высших форм природного бытия- психики, сознания, социальной жизни. Поэтому “совпадение”, близость понятий, “природа” с понятием материи  как объективной реальности выявляет и конкретизирует мировоззренческий  характер философского осмысления природы, как необходимого и естественного  условия существования человека и человечества. И в этом смысле человек есть природное существо и вне природы существовать не может. “Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана  с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана сама собой, ибо человек  есть часть природы”.

Такое толкование природы как материального  бытия человека не только раскрывает конкретно-историческую целостность  ее содержания и форм проявления (реализации, развертывания), но и убедительно  демонстрирует материальное единство мира, способность и возможность  самой природы как объективной реальности развиваться в пространстве и во времени; В своем развитии от простого к сложному природа «проходит ряд ступеней, которым соответствуют определенные структурные уровни организации материи. 
Согласно современным научным представлениям, природа “представлена” в форме живой (органический уровень строения материи) природы. Можно сказать, что любой природный объект (элементарная частица, атом, звезда, планеты, клетка, биоценоз, популяция, человек и т.д.) обладает сложной системной организацией, выступает как определенная целостность, связанная тончайшими нитями с себе подобными или другими системными образованиями.

Все уровни организации природы  связаны между собой генетически. На определенных этапах развития Вселенной, истории нашей Метагалактики, частью которой является и наша Солнечная  система, создаются условия для  возникновения и эволюции еще  более высокой организации материальных объектов, которые являются носителями жизни. Живое вещество, развиваясь во взаимодействии с окружающей природной  средой, оказывает существенное влияние (организующее и преобразующее) На эту  среду. Так, на Земле многие горные породы и минералы, газы атмосферы и, прежде всего кислород и т.д. – биогенного происхождения. Живое вещество создает  и регулирует своеобразный круговорот веществ в природе. Ибо главная  особенность жизни заключается  не только в ускорении химических реакций – некоторые реакции  вне живых организмов вообще не происходят при нормальных температурах и давлениях. Например, жиры и углеводы окисляются в организме при температуре  около 37 °С, а вне его для их окисления требуется нагревание до 450-500 °С. Катализатором, ускоряющими  протекания химических процессов, являются ферменты, которые вырабатываются протоплазмой. И.М. Павлов называл ферменты “возбудителями жизни”.

Понятие "природа" - одно из наиболее широких понятий. Явления  и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения  мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом  леса и луга, могучие реки. Это  и бесконечное разнообразие жизни  на Земле... Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в  этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.

Понимание природы как  царства слепых, стихийных сил, как  хаоса, неподконтрольного человеческому  разумению. Но природа может восприниматься и как царство, в котором господствуют разумные законы, торжествует естественная необходимость и нет места  капризу и своеволию, столь частым во взаимоотношениях между людьми и  в их поведении.  
Таковы самые крайние, полярные точки в воззрениях человека на природу. И каждая из них, а также из множества возможных промежуточных позиций находила реальное воплощение в ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой. Более того, их отголоски бывают достаточно отчетливо различимы и сегодня, когда вопрос о взаимоотношениях общества и природы, о том, на каких началах строятся и должны строиться эти взаимоотношения, стал одним из ключевых вопросов для человечества.  
       В системе античного мышления природа понималась как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько мыслился как одна из ее частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса, по существу, охватывалась вся доступная человеческому разумению природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом, достойным мудреца, считалась жизнь в согласии с природой. Этим, по существу, обосновывалась и задача научного познания природы, которая впервые была поставлена античными мыслителями и решалась ими в рамках натурфилософии, путем выдвижения умозрительных догадок.  
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Здесь окружающая человека природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в процессе творения был наделен божественным началом - душой. Более того, природа нередко мыслилась как источник зла, которое нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борение божественного начала - души с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Информация о работе Природа как объект филосовского осмысления