Природа как объект филосовского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Термин "природа" имеет множество смыслов: это и все сущее, и окружающая нас объективная действительность, и материальный мир, и внутренняя закономерность, сущность предметов и явлений. Говорят
о природе социального, политического (например, природа государства). Природа – это совокупный объект естествознания.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.философия.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

 Понимание природы  как божественного творения открывало  возможность для поиска в ней  рационального начала, позволяло  истолковать познание природы  как попытку выявить, раскрыть  заключенный в ней божественный  план и тем самым восславить  мудрость и всемогущество творца. Отсюда - метафорическое понимание  природы как книги.

В эпоху Возрождения отношение  к природе меняется. Человек вдруг  открывает для себя красоту и  великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения  в противовес мрачному аскетизму  средневековья. Впоследствии в философии  и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.

Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.

В древности силы природы  персонифицировались в образах  богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.

В античном мышлении природа  понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические  теории, преувеличивавшие зависимость  общества от природы (Гиппократ, Геродот).

Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность  хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась  гармония сфер. В религиозно-идеалистической  философии космос либо увязывался с  творцом, либо рассматривался пантеистически.

В средневековье природа  ставилась ниже, чем человек, ибо  последний мыслился как образ  и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в  природе воплощен божественный план.

В эпоху Возрождения человек  в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и  природы. Эта идея была развита в  Новое время.

Ш. Монтескье считал, что  общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. "Человек, - писал  П. Гольбах в своем труде "Система  природы", - произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам". Природа, как и человек, не содержит в себе никаких постоянных форм, подчинена непрерывным изменениям.

Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг  утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения  ее форм, о многообразии причин в  природе.

В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития".

Согласно JI. Фейербаху, природа  имеет основания "не в мыслях или  намерениях и решениях воли, но в  астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах".

Л.И. Мечников предпринял попытку  рассмотреть стартовые позиции  развития цивилизаций в зависимости  от особенностей гидросферы.

В.О. Ключевский рассуждал  о влиянии рек на общественную жизнь восточных славян: рассеивание  рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливали центробежную тенденцию и государственное  объединение.Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества, природы и истории, указывали  на целенаправленный характер воздействия  на природу, предупреждали, что при  этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто люди принимают в  расчет только первый, наиболее очевидный результат, не умея предвидеть отдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примере уничтожения лесов под пашни в Междуречье.

Маркс выделил:

а) естественные источники  средств жизни человека (дикие  растения, плоды, животные и т.д.);

б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и  пр.).

Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а  второй - для высокоразвитого общества.

Творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где  со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное  пространство.

В.И. Вернадский считал, что  земная жизнь уникальна, она есть необходимое орудие удержания и  преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а  наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни. 
          A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клетка реагирует на "космическую информацию". Само появление жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя закону эволюции.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению  к человеку. Сила природы слепа, писал  Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа  нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а  устранение временной есть наша задача.".

На заре XX в. природа рассматривалась  А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и  в то же время полный таинственного  очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского  сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал  возможности мирного использования  атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения.

В методологическом плане  ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости  коэволюции, т.е. совместной, согласованной  эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование  научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.

Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и  способствующие реализации ее собственных  сил.

Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный  рационализм" (М., 1995) писал о необходимости  использования человеком по отношению  к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие  силы природы (силу течений, ветра и  т.п.).

В идее коэволюции акцентируется  внимание не на борьбу за существование  и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности  природы и общества предстает  человек. Пока человек выдерживает  напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном  случае возможны два варианта:

а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям; 
б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействие природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно, и самосохранения человечества.

Примерами человекосоразмерных  комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая  информационные комплексы и системы  искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые  стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение  аксиологических и этических  факторов в состав объясняющих положений.

 

 
 
    Список использованной литературы:

  1. Миронов В.В. Философия-учебник,2005 г.
  2. Радугин А.А. Философия.Курс лекций.2001 г.

3. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 2003.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М., 2001.

5. Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество  
и природа в век НТР. - М., 2000.

6. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 2000.

7. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. –М:Интерпракс, 2002.

8. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.

9. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 2004.

108. Рьюз М. Философия биологии. – М., 2001.

11. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы гармонизации общества и природы. – М., 2005.

12. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 20е изд.

13. Философия: учебник.В.П.Горюнова -М.,2005г.

 

 


Информация о работе Природа как объект филосовского осмысления