Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:52, контрольная работа
Термин "природа" имеет множество смыслов: это и все сущее, и окружающая нас объективная действительность, и материальный мир, и внутренняя закономерность, сущность предметов и явлений. Говорят
о природе социального, политического (например, природа государства). Природа – это совокупный объект естествознания.
Понимание природы
как божественного творения
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек вдруг открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения в противовес мрачному аскетизму средневековья. Впоследствии в философии и эстетике романтизма природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Природа - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им.
В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот).
Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположность хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармония сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.
В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божественный план.
В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была развита в Новое время.
Ш. Монтескье считал, что
общественно-политическое устройство
государства, религиозные и иные
представления, форма семьи, обычаи
людей, законы их развития определяются
характером поверхности Земли, почвой
и особенно климатом. "Человек, - писал
П. Гольбах в своем труде "Система
природы", - произведение природы, он
существует в природе, подчинен ее законам".
Природа, как и человек, не содержит
в себе никаких постоянных форм,
подчинена непрерывным
Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг утверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразии причин в природе.
В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития".
Согласно JI. Фейербаху, природа
имеет основания "не в мыслях или
намерениях и решениях воли, но в
астрономических или
Л.И. Мечников предпринял попытку рассмотреть стартовые позиции развития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы.
В.О. Ключевский рассуждал
о влиянии рек на общественную
жизнь восточных славян: рассеивание
рек и одновременно близость речных
бассейнов обусловливали
Маркс выделил:
а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т.д.);
б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).
Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, а второй - для высокоразвитого общества.
Творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.
В.И. Вернадский считал, что
земная жизнь уникальна, она есть
необходимое орудие удержания и
преобразования на планете космической
(прежде всего солнечной) энергии, а
наделенный разумом человек ответственен
за сохранение жизни.
A. JI. Чижевский
обнаружил, что биологические и психологические
стороны земной жизни связаны с физическими
явлениями космоса: каждая живая клетка
реагирует на "космическую информацию".
Само появление жизни на Земле - продукт
деятельности всего космоса. Ученый указал
на влияние солнечного излучения на жизнеспособность
микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой
и нервной систем человека, на циркуляцию
крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы
выполнить космическую функцию авангарда
живого вещества, человек не должен стоять
на месте ныне обретенного им промежуточного
физического и духовного статуса, он должен
восходить, следуя закону эволюции.
Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача.".
На заре XX в. природа рассматривалась
А.А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и
в то же время полный таинственного
очарования друг человека. По мнению ученого,
необходимым дополнением "товарищеского
сотрудничества" становится сотрудничество
с природой. Богданов первым обрисовал
возможности мирного
В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждается представление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями.
Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил.
Поясняя смысл термина "коэволюция", Н.Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М., 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).
В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта:
а) деградация к дочеловеческой
природе, ее низшим состояниям;
б) превращение человека в простой фактор
технического прогресса. Коэволюционизм
- человекосоразмерный подход к миру, характеризует
взаимодействие природы, техники и человека,
это есть идеология сохранения природы,
а следовательно, и самосохранения человечества.
Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследования и практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав объясняющих положений.
Список использованной
литературы:
3. Безант А. Эволюция жизни: Сборник статей и лекций. Самара, 2003.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста – М., 2001.
5. Диалектика в науках о природе
и человеке. Человек, общество
и природа в век НТР. - М., 2000.
6. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М., 2000.
7. Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. –М:Интерпракс, 2002.
8. Концепции современного естествознания. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2003.
9. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тарко А.М. Человек и биосфера. – М., 2004.
108. Рьюз М. Философия биологии. – М., 2001.
11. Экологическая проблема и пути ее решения. Философские вопросы гармонизации общества и природы. – М., 2005.
12. Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 20е изд.
13. Философия: учебник.В.П.Горюнова -М.,2005г.
Информация о работе Природа как объект филосовского осмысления