Проблема духовности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Понятие «духовность» фигурирует как в философском дискурсе, так и в обыденной речи.
Наиболее часто в литературе понятие духовности раскрывается в противопоставлении с физи-
ческой сущностью человека. Фундаментальным понятием религии, философии и психологии
является душа. В авраамических религиях это «дыхание жизни», которое Бог вдохнул в лицо
первого сотворенного Им человека (Адама). В индуизме это - джива - субстанция жизни, а выс-
ший дух это - атман. Цель человеческой жизни - осознание тождества своего атмана с высшим
духом - Брахманом. В античности понятия «дух» (пневма), душа (психе) играли ключевую роль
в философии Платона и неоплатонизма. В религиозной философии средних веков, представ-
лявшей собой разные формы синтеза библейских представлений и аристотелевских или
неоплатонических концепций, понятия «духа» и «души» получили детальную разработку и
осмысление. Человек, его дух и душа понимались как сотворенные по «образу и подобию бо-
жию»; этот принцип выступал залогом единения человека c божественным началом и его спа-
сения. Трактовка духовного в этой философии совпадает с ее трактовкой в теологии, принимая
лишь рациональные формы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

 

содержание  духовности. Именно в этот период европейской истории окончательно формируется «скелет» западноевропейской, «фаустовской» цивилизации, кредо которой в редакции Гете звучит как «власть, собственность, преобладанье».

Развитие «фаустовской»  цивилизации характеризовалось тем, что каждый новый ее технологический виток, каждая очередная перестройка ее материально-технического фундамента в целом происходила на основе все более жестких прагматических установок и приземленных ориентаций, ограниченных, если использовать терминологию М. Вебера, «холодным» жанром «целерационального действия». В результате этого уже к началу ХХ в. в Европе утвердился тип личности, обозначенный в русской духовной, философской традиции понятиями «физиологический», «оголившийся», «овнешненный человек», а в интеллектуальной традиции Запада – понятием «одномерный человек». Потрясшие человечество две мировые войны обязаны своей реальностью тому, что данный тип личности стал массовым. Человек, призванный быть Троицей (тело – душа – дух), редуцировал в телесную одномерность.

 

Кризис духовности и его  некоторые аспекты.

Миропонимание и мироотношение  молодо-

го поколения определяется цивилизационны-

ми изменениями, которые  происходят в жизни

современной России. Под  влиянием средств

массовой информации, телевидения, Интерне-

та, многочисленных периодических  изданий

утилитарно настроенное  общество призыва-

ет молодежь жить сегодняшним  днем, доби-

ваться быстрых результатов, соответствовать

стандартам общества потребления. Поведе-

ние человека как бы программируется, и даже

если творческие личности, исходя из чувства

протеста, пытаются «ломать» эти стандарты,

то они не могут вырваться  из заколдованного

круга. Их бунт принимает  гротескные формы

(кричащая внешность, эпатажная  одежда), ко-

торые, в сущности, представляют собой тоже

поведенческие программы  общества потре-

бления, работающие на его  интересы.

Молодой человек, оказавшийся  под влия-

нием мировоззрения общества потребления,

обычно переживает состояние  тяжелого ду-

ховного кризиса, который  вызван тем, что че-

ловек попадает во власть антиномий  – проти-

воречащих друг другу требований.

Первая подобная антиномия  – противоре-

чие между самооценкой  и возможностями. С

одной стороны, современная  жизнь, предпола-

гающая жесткую конкуренцию, предъявляет к

личности все более  высокие требования, кото-

рым личность не всегда может  соответствовать

(и в глубине души  она это осознает). С другой

стороны, наличествует возникшая на Западе

тенденция современной педагогики (начиная

с дошкольной) к формированию у личности

завышенной самооценки, что  ведет и к завы-

шению «планки достижений». Проще говоря,

пропаганда внушает молодому человеку: «Ты

лучше всех! Ты всего достоин!», а реальная

жизнь показывает ему, что  очень многие люди

добились гораздо большего, чем он. Итогом

становится внутренний конфликт: человек те-

ряет уважение к себе. Его не учат познавать

себя, искать свое призвание, обретя которое,

он будет «на своем  месте» и будет счастлив, а

учат лишь напористости и  агрессивности. Но

тут его напор сталкивается с напором других,

потому что это уже  не место, которое предна-

значено лишь для него, а  место, которое может

занять кто угодно.

Потраченные впустую силы и время, утрата

иллюзий делают молодого человека несчаст-

ным, приводят к душевным метаниям и чув-

ству безысходности. Такие  трагедии сегодня

случаются нередко в среде  молодежи. Все чаще

и чаще сегодня говорят  о «потере смысла жиз-

ни» молодежью, уходе молодежи в девиантные

формы решения жизненных  проблем – алко-

голизм и наркоманию, и, наконец, о большом

числе самоубийств среди молодых людей.

Вторая антиномия представляет собой

противоречие между социальной миссией,

которую современное общество потребления

приписывает молодежи, и  ее низким уровнем

обучения и воспитания, не дающем ей воз-

можности эту миссию выполнить. В тради-

ционном обществе считалось, что молодежь

сама по себе незрела, она  должна почитать

старших, слушаться их, доверять им, повто-

рять их поведенческие  модели и разделять их

ценности. Общество модерна  и постмодерна

ориентировано не на воспроизведение  тради-

ций, а на прогресс и инновации, видит свои

идеалы не в прошлом, а  в будущем. Соответ-

ственно, не старшее поколение, а именно мо-

лодежь рассматривается  здесь как носитель

высших социально значимых ценностей. Мо-

лодежь здесь обретает ценность сама по себе,

она рассматривается как  двигатель прогресса

и противопоставляется старшим  как ретро-

градам. В современной  России это положение

усугубляется идеологическим кризисом, стар-

шие поколения предстают  в пропаганде как

носители ложных ценностей, от которых они

сами же и отказались, а на молодежь делается

очень ответственная, серьезная, сознательная

ставка: стать мобилизационным  ресурсом, го-

товым вывести страну из кризиса.

Однако, как замечал немецкий философ-

экзистенциалист К. Ясперс, эта миссия в прин-

ципе не под силу молодежи (даже если бы она

стремилась ее выполнить): «Молодежь обре-

тает фальшивый вес  и вынуждена оказаться

несостоятельной, ибо становление человека

возможно, только если он растет на протяже-

нии десятилетий и в  строгости формируется

посредством последовательности шагов»1.

К. Ясперс подчеркивает, что  вина за это лежит

прежде всего на государстве, так как именно

оно в современном обществе обеспечивает об-

разование молодежи и обеспечивает его пло-

хо: «…результатом оказывается  противоречи-

вая деятельность учителей, не понимающих

друг друга и подчиняющихся механическим

учебным планам в школах, где отсутствует

дух подлинной общности за фасадом патетики

национального, мировоззренческого и соци-

ального характера...»1.

Кроме того, сам современный  мир сегодня,

в свою очередь, имеет ряд  внутренних проти-

воречий, которые также  влияют на духовное

состояние молодежи (в данном случае наряду

с другими поколенческими стратами в совре-

менном российском обществе). Критическим

моментом, определяющим трагизм  ситуации,

в которой сегодня находится индивид, являет-

ся глубочайший разрыв между техническими

возможностями человека и  его нравственным

развитием. Научно-технический  прогресс по-

зволяет человеку с огромной интенсивностью

воздействовать на материальную среду своего

обитания, но в то же время  человек пользует-

ся всем этим неразумно, превращая  науку и

технику в инструмент достижения сиюминут-

ных, корыстных, низменных  стремлений. В

миниатюре все это повторяется  и в духовном

жизненном мире индивида, особенно молодо-

го человека. Он окружен  разнообразными тех-

ническими новинками, от которых  попадает в

зависимость и которые уводят его от реальной

жизни (классический пример – зависимость от

компьютерных игр и  Интернета). Это, в свою

очередь, приводит к феномену, который мож-

но обозначить как «ноофобия» –страх перед

достижениями науки и  неверие в способность

человека найти разумный выход из кризиса2.

Еще одно противоречие современного об-

щества и человека –  разрыв между разумом и

интеллектом, представляющий собой главное

препятствие на пути превращения  человече-

ского разума в духовную силу. Разум – это

способность творить добро  и гармонию, нахо-

дить этически оправданные  решения на осно-

ве добытых наукой знаний о природе вещей.

Он отнюдь не сводится к  интеллекту – способ-

ности эффективно решать задачи, независимо

от их этической окраски. Задача формирова-

ния духовности состоит прежде всего в пре-

одолении этого разрыва3.

Сегодня все в обществе, практически, под-

чинено развитию техники. Но техника обе-

дняет человека в духовном плане. Почему

развитие техники выдвигается  в обществе на

первый план? Потому, что  государство, кото-

рое более развито технически, становится ли-

дером на политической арене, что в современ-

ной ситуации очень важно.

Обращение к технизации приводит к тому,

что образование теряет свою первостепен-

ность, духовность, наработанная за тысяче-

летия, уничтожается. Создается  впечатление,

что мир строится как бы заново, невзирая на

прошлое.

По мнению профессора Калифорнийско-

го университета Т. Роззака, потребительское

изобилие, расточительство, роскошь, харак-

терные для современного западного общества,

– своего рода проклятие. Ради них бездумно,

безрассудно транжирится  не только матери-

альный, но и интеллектуальный потенциал че-

ловечества. Лучшие силы общества, которые

могли бы создавать его  духовный потенциал,

отвлекаются на создание масс-культуры, об-

служивание «толпы» и  т. д.

Во всех работах Роззака, написанных за

последние десятилетия, утверждается мысль

о том, что единственный выход  из кризиса

цивилизации – именно в  этическом развитии

личности человека, в росте  его самосознания,

духовности. Он убежден, что  в гибели приро-

ды отражается гибель духовного  начала в че-

ловеке: в «циничном западном мире» человек

и природа воспринимаются исключительно

как сырье в руках монополий»4.

Таким образом, молодежь оказывается

перед лицом всех указанных  выше противо-

речий, и преодолеть она  их может только об-

ретя смысл жизни, свое место в мире, точку

О некоторых аспектах кризиса духовности... 149

отсчета для духовного  развития: «Если у вас

есть идеалы, вы чувствуете конкретную на-

правленность вашей жизни  и попутные ветры

неминуемо несут вашу ладью  к желанному бе-

регу. Чем выше идеал, тем  сильнее ветер…»5.

Как подчеркивал академик Н. Н. Моисеев,

без экологии духа, без нравственного воспита-

ния человека, мыслящего  широко и предельно

ответственно, человечество ныне не может из-

бежать печальной судьбы. Духовное развитие

человека должно осуществляться по законам

любви, красоты и гармонии. Говоря о путях и

средствах сохранения человечества на Земле,

ученый отмечал, что самое  ужасное в жизни

людей – это не столько  грязь в городе, на строй-

ке и на заводе, сколько  грязь в душах людей.

Эта та грязь, по мнению Н. Н. Моисеева, кото-

рая порождает небрежность  к себе и Природе,

непонимание ее законов и  неуважение к ним,

а главное – сеет агрессивность  и недоброже-

лательность к ближним своим: «…преодолеть

современные, а тем более  грядущие экологи-

ческие трудности, выжить в современных ус-

ловиях, решить проблемы “sustainable development”

(устойчивое развитие) сможет  только по-

настоящему интеллигентное общество»6. Надо

обрести новую жизненную  мудрость, культуру

мышления и самоорганизации  людей. Эта му-

дрость позволит осознать, что для улучшения

жизни людей необходимы и  гуманистическая

философия, и новая наука  о жизни и деятель-

ность, которая вобрала бы в себя современные

научные знания и этические  установки.

При этом встает вопрос о  механизмах эко-

логии духовности, об очищении духовного

мира молодежи от шлаков мировоззрения об-

щества потребления. О  том, каковы конкрет-

ные формы этих механизмов, современная

наука не дает четкого ответа, но можно выска-

зать некоторые предположения.

Существенное значение в  этом плане имеет

семья как институт, существенно  влияющий

на формирование современного человека. Воз-

рождение семейных ценностей  невозможно

без возрождения традиционной социальной

роли женщины как жены и матери. Дегумани-

зация сегодня затрагивает  не только мужчин,

но и женщин. По словам С. А. Дружилова, «в

последние годы в нашем  обществе возникла

“мода” на своеобразный стиль женского пове-

дения, получивший свое отражение в русской

лексике как “стервозный” <…> Доброта вдруг

оказалась едва ли не синонимом  глупости и

неспособности постоять за себя. Многодетная

семья стала вызывать недоумение, а “умная,

красивая и одинокая”  стерва – восхищение, по-

скольку обладает массой выигрышных качеств,

позволяющих достигать намеченного. На пути

к своему успеху люди используют разные сред-

ства, но, как известно, не всякие средства оправ-

дываются наличием даже высокой  цели»7.

Нужно возрождать духовно-нравственные

традиции российской семьи, которые еще не-

давно были так сильны.

Возможно, одним из механизмов экологии

духовности может стать  система образования,

основанная на ценностях отечественной куль-

туры, духовности и нравственности, а также

подлинное искусство, способное  одухотво-

рить, очеловечить, качественно  обновить и

улучшить материальное и  духовное бытие

людей, противостоящее дешевым образцам

массового общества, развращающим души и

чувства российской личности, особенно под-

растающего поколения, лже-ценностям  со-

временной отечественной и зарубежной поп-

Информация о работе Проблема духовности в современном мире