Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 21:39, реферат
Понятие «духовность» фигурирует как в философском дискурсе, так и в обыденной речи.
Наиболее часто в литературе понятие духовности раскрывается в противопоставлении с физи-
ческой сущностью человека. Фундаментальным понятием религии, философии и психологии
является душа. В авраамических религиях это «дыхание жизни», которое Бог вдохнул в лицо
первого сотворенного Им человека (Адама). В индуизме это - джива - субстанция жизни, а выс-
ший дух это - атман. Цель человеческой жизни - осознание тождества своего атмана с высшим
духом - Брахманом. В античности понятия «дух» (пневма), душа (психе) играли ключевую роль
в философии Платона и неоплатонизма. В религиозной философии средних веков, представ-
лявшей собой разные формы синтеза библейских представлений и аристотелевских или
неоплатонических концепций, понятия «духа» и «души» получили детальную разработку и
осмысление. Человек, его дух и душа понимались как сотворенные по «образу и подобию бо-
жию»; этот принцип выступал залогом единения человека c божественным началом и его спа-
сения. Трактовка духовного в этой философии совпадает с ее трактовкой в теологии, принимая
лишь рациональные формы.
содержание духовности. Именно в этот период европейской истории окончательно формируется «скелет» западноевропейской, «фаустовской» цивилизации, кредо которой в редакции Гете звучит как «власть, собственность, преобладанье».
Развитие «фаустовской» цивилизации характеризовалось тем, что каждый новый ее технологический виток, каждая очередная перестройка ее материально-технического фундамента в целом происходила на основе все более жестких прагматических установок и приземленных ориентаций, ограниченных, если использовать терминологию М. Вебера, «холодным» жанром «целерационального действия». В результате этого уже к началу ХХ в. в Европе утвердился тип личности, обозначенный в русской духовной, философской традиции понятиями «физиологический», «оголившийся», «овнешненный человек», а в интеллектуальной традиции Запада – понятием «одномерный человек». Потрясшие человечество две мировые войны обязаны своей реальностью тому, что данный тип личности стал массовым. Человек, призванный быть Троицей (тело – душа – дух), редуцировал в телесную одномерность.
Кризис духовности и его некоторые аспекты.
Миропонимание и мироотношение молодо-
го поколения определяется цивилизационны-
ми изменениями, которые происходят в жизни
современной России. Под влиянием средств
массовой информации, телевидения, Интерне-
та, многочисленных периодических изданий
утилитарно настроенное общество призыва-
ет молодежь жить сегодняшним днем, доби-
ваться быстрых результатов, соответствовать
стандартам общества потребления. Поведе-
ние человека как бы программируется, и даже
если творческие личности, исходя из чувства
протеста, пытаются «ломать» эти стандарты,
то они не могут вырваться из заколдованного
круга. Их бунт принимает гротескные формы
(кричащая внешность,
торые, в сущности, представляют собой тоже
поведенческие программы общества потре-
бления, работающие на его интересы.
Молодой человек, оказавшийся под влия-
нием мировоззрения общества потребления,
обычно переживает состояние тяжелого ду-
ховного кризиса, который вызван тем, что че-
ловек попадает во власть антиномий – проти-
воречащих друг другу требований.
Первая подобная антиномия – противоре-
чие между самооценкой и возможностями. С
одной стороны, современная жизнь, предпола-
гающая жесткую конкуренцию, предъявляет к
личности все более высокие требования, кото-
рым личность не всегда может соответствовать
(и в глубине души она это осознает). С другой
стороны, наличествует возникшая на Западе
тенденция современной педагогики (начиная
с дошкольной) к формированию у личности
завышенной самооценки, что ведет и к завы-
шению «планки достижений». Проще говоря,
пропаганда внушает молодому человеку: «Ты
лучше всех! Ты всего достоин!», а реальная
жизнь показывает ему, что очень многие люди
добились гораздо большего, чем он. Итогом
становится внутренний конфликт: человек те-
ряет уважение к себе. Его не учат познавать
себя, искать свое призвание, обретя которое,
он будет «на своем месте» и будет счастлив, а
учат лишь напористости и агрессивности. Но
тут его напор сталкивается с напором других,
потому что это уже не место, которое предна-
значено лишь для него, а место, которое может
занять кто угодно.
Потраченные впустую силы и время, утрата
иллюзий делают молодого человека несчаст-
ным, приводят к душевным метаниям и чув-
ству безысходности. Такие трагедии сегодня
случаются нередко в среде молодежи. Все чаще
и чаще сегодня говорят о «потере смысла жиз-
ни» молодежью, уходе молодежи в девиантные
формы решения жизненных проблем – алко-
голизм и наркоманию, и, наконец, о большом
числе самоубийств среди молодых людей.
Вторая антиномия представляет собой
противоречие между социальной миссией,
которую современное общество потребления
приписывает молодежи, и ее низким уровнем
обучения и воспитания, не дающем ей воз-
можности эту миссию выполнить. В тради-
ционном обществе считалось, что молодежь
сама по себе незрела, она должна почитать
старших, слушаться их, доверять им, повто-
рять их поведенческие модели и разделять их
ценности. Общество модерна и постмодерна
ориентировано не на воспроизведение тради-
ций, а на прогресс и инновации, видит свои
идеалы не в прошлом, а в будущем. Соответ-
ственно, не старшее поколение, а именно мо-
лодежь рассматривается здесь как носитель
высших социально значимых ценностей. Мо-
лодежь здесь обретает ценность сама по себе,
она рассматривается как двигатель прогресса
и противопоставляется старшим как ретро-
градам. В современной России это положение
усугубляется идеологическим кризисом, стар-
шие поколения предстают в пропаганде как
носители ложных ценностей, от которых они
сами же и отказались, а на молодежь делается
очень ответственная, серьезная, сознательная
ставка: стать мобилизационным ресурсом, го-
товым вывести страну из кризиса.
Однако, как замечал немецкий философ-
экзистенциалист К. Ясперс, эта миссия в прин-
ципе не под силу молодежи (даже если бы она
стремилась ее выполнить): «Молодежь обре-
тает фальшивый вес и вынуждена оказаться
несостоятельной, ибо становление человека
возможно, только если он растет на протяже-
нии десятилетий и в строгости формируется
посредством последовательности шагов»1.
К. Ясперс подчеркивает, что вина за это лежит
прежде всего на государстве, так как именно
оно в современном обществе обеспечивает об-
разование молодежи и обеспечивает его пло-
хо: «…результатом оказывается противоречи-
вая деятельность учителей, не понимающих
друг друга и подчиняющихся механическим
учебным планам в школах, где отсутствует
дух подлинной общности за фасадом патетики
национального, мировоззренческого и соци-
ального характера...»1.
Кроме того, сам современный мир сегодня,
в свою очередь, имеет ряд внутренних проти-
воречий, которые также влияют на духовное
состояние молодежи (в данном случае наряду
с другими поколенческими стратами в совре-
менном российском обществе). Критическим
моментом, определяющим трагизм ситуации,
в которой сегодня находится индивид, являет-
ся глубочайший разрыв между техническими
возможностями человека и его нравственным
развитием. Научно-технический прогресс по-
зволяет человеку с огромной интенсивностью
воздействовать на материальную среду своего
обитания, но в то же время человек пользует-
ся всем этим неразумно, превращая науку и
технику в инструмент достижения сиюминут-
ных, корыстных, низменных стремлений. В
миниатюре все это повторяется и в духовном
жизненном мире индивида, особенно молодо-
го человека. Он окружен разнообразными тех-
ническими новинками, от которых попадает в
зависимость и которые уводят его от реальной
жизни (классический пример – зависимость от
компьютерных игр и Интернета). Это, в свою
очередь, приводит к феномену, который мож-
но обозначить как «ноофобия» –страх перед
достижениями науки и неверие в способность
человека найти разумный выход из кризиса2.
Еще одно противоречие современного об-
щества и человека – разрыв между разумом и
интеллектом, представляющий собой главное
препятствие на пути превращения человече-
ского разума в духовную силу. Разум – это
способность творить добро и гармонию, нахо-
дить этически оправданные решения на осно-
ве добытых наукой знаний о природе вещей.
Он отнюдь не сводится к интеллекту – способ-
ности эффективно решать задачи, независимо
от их этической окраски. Задача формирова-
ния духовности состоит прежде всего в пре-
одолении этого разрыва3.
Сегодня все в обществе, практически, под-
чинено развитию техники. Но техника обе-
дняет человека в духовном плане. Почему
развитие техники выдвигается в обществе на
первый план? Потому, что государство, кото-
рое более развито технически, становится ли-
дером на политической арене, что в современ-
ной ситуации очень важно.
Обращение к технизации приводит к тому,
что образование теряет свою первостепен-
ность, духовность, наработанная за тысяче-
летия, уничтожается. Создается впечатление,
что мир строится как бы заново, невзирая на
прошлое.
По мнению профессора Калифорнийско-
го университета Т. Роззака, потребительское
изобилие, расточительство, роскошь, харак-
терные для современного западного общества,
– своего рода проклятие. Ради них бездумно,
безрассудно транжирится не только матери-
альный, но и интеллектуальный потенциал че-
ловечества. Лучшие силы общества, которые
могли бы создавать его духовный потенциал,
отвлекаются на создание масс-культуры, об-
служивание «толпы» и т. д.
Во всех работах Роззака, написанных за
последние десятилетия, утверждается мысль
о том, что единственный выход из кризиса
цивилизации – именно в этическом развитии
личности человека, в росте его самосознания,
духовности. Он убежден, что в гибели приро-
ды отражается гибель духовного начала в че-
ловеке: в «циничном западном мире» человек
и природа воспринимаются исключительно
как сырье в руках монополий»4.
Таким образом, молодежь оказывается
перед лицом всех указанных выше противо-
речий, и преодолеть она их может только об-
ретя смысл жизни, свое место в мире, точку
О некоторых аспектах кризиса духовности... 149
отсчета для духовного развития: «Если у вас
есть идеалы, вы чувствуете конкретную на-
правленность вашей жизни и попутные ветры
неминуемо несут вашу ладью к желанному бе-
регу. Чем выше идеал, тем сильнее ветер…»5.
Как подчеркивал академик Н. Н. Моисеев,
без экологии духа, без нравственного воспита-
ния человека, мыслящего широко и предельно
ответственно, человечество ныне не может из-
бежать печальной судьбы. Духовное развитие
человека должно осуществляться по законам
любви, красоты и гармонии. Говоря о путях и
средствах сохранения человечества на Земле,
ученый отмечал, что самое ужасное в жизни
людей – это не столько грязь в городе, на строй-
ке и на заводе, сколько грязь в душах людей.
Эта та грязь, по мнению Н. Н. Моисеева, кото-
рая порождает небрежность к себе и Природе,
непонимание ее законов и неуважение к ним,
а главное – сеет агрессивность и недоброже-
лательность к ближним своим: «…преодолеть
современные, а тем более грядущие экологи-
ческие трудности, выжить в современных ус-
ловиях, решить проблемы “sustainable development”
(устойчивое развитие) сможет только по-
настоящему интеллигентное общество»6. Надо
обрести новую жизненную мудрость, культуру
мышления и самоорганизации людей. Эта му-
дрость позволит осознать, что для улучшения
жизни людей необходимы и гуманистическая
философия, и новая наука о жизни и деятель-
ность, которая вобрала бы в себя современные
научные знания и этические установки.
При этом встает вопрос о механизмах эко-
логии духовности, об очищении духовного
мира молодежи от шлаков мировоззрения об-
щества потребления. О том, каковы конкрет-
ные формы этих механизмов, современная
наука не дает четкого ответа, но можно выска-
зать некоторые предположения.
Существенное значение в этом плане имеет
семья как институт, существенно влияющий
на формирование современного человека. Воз-
рождение семейных ценностей невозможно
без возрождения традиционной социальной
роли женщины как жены и матери. Дегумани-
зация сегодня затрагивает не только мужчин,
но и женщин. По словам С. А. Дружилова, «в
последние годы в нашем обществе возникла
“мода” на своеобразный стиль женского пове-
дения, получивший свое отражение в русской
лексике как “стервозный” <…> Доброта вдруг
оказалась едва ли не синонимом глупости и
неспособности постоять за себя. Многодетная
семья стала вызывать недоумение, а “умная,
красивая и одинокая” стерва – восхищение, по-
скольку обладает массой выигрышных качеств,
позволяющих достигать намеченного. На пути
к своему успеху люди используют разные сред-
ства, но, как известно, не всякие средства оправ-
дываются наличием даже высокой цели»7.
Нужно возрождать духовно-нравственные
традиции российской семьи, которые еще не-
давно были так сильны.
Возможно, одним из механизмов экологии
духовности может стать система образования,
основанная на ценностях отечественной куль-
туры, духовности и нравственности, а также
подлинное искусство, способное одухотво-
рить, очеловечить, качественно обновить и
улучшить материальное и духовное бытие
людей, противостоящее дешевым образцам
массового общества, развращающим души и
чувства российской личности, особенно под-
растающего поколения, лже-ценностям со-
временной отечественной и зарубежной поп-