Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:10, контрольная работа
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Введение
Смысл жизни
Древняя Греция и Рим
Иррационализм
Экзистенциализм
Нигилистские взгляды
Позитивистские взгляды
Прагматический подход
Проблема смерти в духовном опыте человечества
Проблема бессмертия
Заключение
Библиографический список
Проблема бессмертия
Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др).
В виде систематического учения понятие о бессмертии впервые было обосновано и развито Платоном («Федон, или О бессмертии души»). Кант, считая невозможным подыскать какие-либо теоретические доказательства бессмертия души, обосновал веру в него на постулатах практического разума
Проблема бессмертия – основная, самая главная проблема человеческой жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Иногда он хочет убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что важнее всего. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а не по ту сторону
Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно-пессимистические (когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь).
Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти
и бессмертии. Но и всякое углубление жизни
ставит все тот же вопрос. Было построено
много типов религиозных и философских
учений о победе над ужасом смерти и достижении
реального или призрачного бессмертия:
спиритуалистическое учение о бессмертии
души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое
учение о слиянии с Божеством; идеалистическое
учение о бессмертии идей и ценностей;
христианское учение о воскресении целостного
человека; притупление остроты проблемы
смерти через
слияние с коллективной жизнью на земле
и через возможность земного счастья.
Спиритуалистическое учение о бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Отворачивание от темы о бессмертии через обращенность к грядущему счастью человечества говорит о неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке. Только христианское учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос, но с ним связано много трудностей.
Заключение
Среди всех вещей, которыми гордится человек, непревзойденное значение занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут. Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и действиям, чем те, которые сосредоточиваются вокруг вечного самосохранения.
Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и религиозно-пессиместические (когда бессмертными считались только боги), и религиозно-оптимистические формы (когда люди верили в вечную загробную жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов, и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.
Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию жизни.
От рождения до смерти мы можем жить нашей
жизнью,
работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться
этим. Мы можем придать нашим действиям
значительность и наполнить наши дни на
земле смыслом и размахом, которых не сможет
уничтожить и наш конец - смерть.
Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
Но вопрос о смысле человеческой жизни имеет и
другую сторону, относящуюся к реальной,
природно-биологической бесконечности
человечества и бессмертию его разума,
а также к возможности других форм жизни
и разума, других, внеземных цивилизаций
в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно
интересная сторона вопроса интенсивно
обсуждается в современной научной и философской
литературе. Космизация человечества,
выход его в будущем в бесконечные просторы
Вселенной изменят во многом и наши представления
о времени, что, по-видимому, будет связано
с новым пониманием смысла человеческой
жизни, ее длительности, смерти и бессмертия,
приведет к осознанию космического предназначения
и ответственности человека и человечества.
Библиографический список
http://ru.wikipedia.org
· Философский
энциклопедический словарь. — М.:
Советская энциклопедия, 1983.— 840 с. — на
сайте Руниверс
http://runivers.ru/philosophy/
Информация о работе Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества