Декартовское сомнение было призвано
снести здание прежней традиционной культуры
и отменить прежний тип сознания, чтобы
тем самым расчистить почву для постройки
нового здания - культуры рациональной
в самом своём существе.
Источником всякого знания Декарт считал
не опыт, а разум. Даже интуиция рассматривалась
им как чисто интеллектуальное знание.
Заимствуя опыт математического знания,
Декарт пришёл к выводу о том, что объяснение
мира должно строиться на основе дедукции,
а не индукции, так как именно дедуктивный
метод опирается на достоверные интуитивные
аксиомы.
Эти выводы Декарт изложил в своём труде
«Рассуждения о методе», сосредоточие
которого заключается в четырёх принципах.
А из них следовало, чтобы отыскать истину
с помощью дедукции и синтеза, исследователь
должен руководствоваться следующими
правилами:
1. Считать истинным только то,
что представляется уму вполне
ясным и не вызывающим сомнения;
2. Каждую сложную проблему необходимо
расчленять на частные задачи.
Через последовательное решение
частных задач можно решить
всю проблему;
3. Начинать движение к истине
от простого к сложному, предполагая
порядок даже там, где объекты не даны
в их естественной связи;
4. Во всех областях знания
составлять общий обзор фактов,
открытий, гипотез, систем, чтобы
быть уверенным, что ничего
из открытий не упущено.
Однако, и этого, с точки зрения Декарта,
недостаточно. Слепое, механическое следование
этим правилам может привести к заблуждению,
которые коренятся не только в ошибочности
философских систем прошлого, но и в самом
характере познания. Ведь чувства нередко
обманывают нас. Поэтому исследователь
должен подвергнуть сомнению все знания
прошлого и настоящего. Вместе с тем, сомнение
необходимо рассматривать не как способ
разрушения веры в науку, а как путь к отысканию
достоверного знания.
Декарт один из творцов классической механики.
Воззрения Декарта на природу носили в
основном механистический характер. Отождествив
природу с протяжением, он создал теоретический
фундамент для тех идеализаций, которыми
пользовался Галилей, не сумевший ещё
объяснить, на каком основании мы можем
применять математику для изучения природных
явлений. До Декарта никто не отважился
отождествить природу с протяжением, то
есть с чистым количеством. Не случайно
именно с Декартом в наиболее чистом виде
было создано представление о природе
как о гигантской механической системе,
приводимой в движение божественным «толчком»,
т.е. первоначальный импульс к существованию
и развитию даёт Бог, но впоследствии развитие
мира определяется самостоятельной творческой
силой. Таким образом, метод Декарта оказался
органически связанным с его метафизикой.
Декарт одним из первых разработал (хотя
на механистической основе) идеи эволюции
и провёл их через все области учения о
природе - от образования планет и светил
до возникновения растений, животных и
человека. Образование звёзд и планетарных
систем осуществляется, по Декарту, благодаря
вихревому движению материи: мировая материя
беспредельна, однородна, не имеет пустот
и делима до бесконечности. Здесь Декарт
вплотную подошёл к идее о единстве универсума.
Материя находится в непрерывном количественном
и качественном движении, определяемом
универсальными законами механики. Тем
же законом подчиняется органический
мир: животные это сложные машины. Человек
в отличие от животных обладает душой,
разумом и речью, что выходит пределы действия
законов механики.
По мнению Декарта, человеческий разум
содержит врождённые идеи: религиозные
догмы, законы логики, общие моральные
принципы. Критикуя эту точку зрения, английский
философ Локк отмечал, что люди не рождаются
с готовыми идеями, так как сознание новорождённого
ребёнка - «чистая доска», на которой жизнь
рисует свои узоры - знания. Другими словами,
в уме человека, в его сознании нет врождённых
идей, они появляются только из опыта.
Чтобы понять каким образом Декарт пришёл
к выводу о врождённых идеях следует рассмотреть
его понятия о субстанциях.
Субстанция
является фундаментальным понятием
рационалистических воззрений Декарта
(корни этого понятия уходят в
глубины античной онтологии). Декарт
твёрдо и ясно установил два принципа
для научной мысли: движение внешнего
мира нужно понимать как механистическое,
явления внутреннего мира нужно
понимать исключительно с точки
зрения ясного, рассудочного самосознания.
Мыслитель отвергал одушевлённость
животных: душа, по Декарту, присуща
только человеку, составляя особую
субстанцию. Причём субстанция характеризуется
как вещь, но не в обычном, а в
метафизическом смысле: как сущее
вообще, которое самодостаточно в отличие,
в отличие, например, от свойств, функций,
отношений и т. п. По сути, под субстанцией
Декарт имел в виду Бога: ведь всё остальное
есть нечто тварное, т.е. созданное Богом.
Но это один аспект воззрения. Второй заключался
в том, что Декарт разделил сотворённый
Богом мир дуально, на два рода субстанций
- духовную и материальную. Материальная
субстанция делима до бесконечности, а
духовная неделима (этот подход также
уходит корнями в античность). Субстанции
обладают соответствующими атрибутами
- мышлением и протяжённостью, а прочие
атрибуты производны от них. Так, впечатления,
воображение, желание, чувства - это модусы
мышления. А скажем, фигуры, положение,
движение - это модусы протяжённости. Духовная
субстанция имеет в себе идеи, изначально
присущие, а не приобретённые в опыте.
Таким образом, духовный мир человека
есть нечто врождённое. Отсюда и следует
мнение Декарта о том, что человеческий
разум содержит врождённые идеи.
Декарт отстаивал дуалистическое представление
о человеке. С одной стороны, Homo sapiens обладает
материальным телом, с другой - бестелесной,
разумной душой, существующей независимо
от тела. Однако повседневный опыт вызывал
у самого же Декарта сомнение в обоснованности
этих представлений. Поэтому он вынужден
был искать начало, объединяющее эти две
субстанции.
Дуализм субстанций позволяет, таким образом,
Декарту создать материалистическую физику
как учение о протяжённой субстанции и
идеалистическую психологию как учение
о субстанции мыслящей. Связующим звеном
между ними оказывается у Декарта бог,
который вносит в природу движение и обеспечивает
инвариантность всех её законов. Как видим,
Декарт, также как и Бэкон, не исключает
в своей философии присутствие божественного,
что мне почему-то симпатично.
Заключение
Творчество Бэкона оказало сильное влияние
на ту общую духовную атмосферу, в которой
формировались наука и философия 17-го
века, особенно в Англии. Не случайно бэконовский
призыв обратиться к опыту и эксперименту
стал лозунгом для основателей Лондонского
естественнонаучного общества, куда вошли
творцы новой науки - Р.Бойль, Р.Гук, И.Ньютон
и др.
Материалист-диалектик Энгельс, в своём
«Анти-Дюринге», называл Декарта блестящим
представителем диалектики 17-го века.
Впрочем, как известно, Декарт был не только
философом, но и выдающимся математиком.
Анализируя природу души, Декарт внёс
бесценный вклад в психофизическую сущность
этого феномена, дав тончайший анализ
нейрофизиологических механизмов мозга,
выявив, в сущности, рефлекторную основу
психики, тем самым, предвосхитив труды
И.М.Сеченова и И.П.Павлова.
И нужно сказать, что сегодня под вопрос
сомнения, присущий философии Нового времени,
поставлены без исключения все привычные
нормы жизни и деятельности в науке, производстве,
быту и во всей системе ценностей. И в этом
пересмотре ценностей и норм жизни обнаруживается,
что очень и очень много из того, что вызывается
ныне на историческую проверку, связано
с образами мыслителей и философов эпох
Нового времени.
Глоссарий
1.Познание – общественно-исторический
процесс творческой деятельности людей,
формирующий их знания, на основе которых
возникают цели и мотивы человеческих
действий.
2.Метод (греч. metohodos – буквально
«путь к чему-либо) – в самом общем значение
– способ достижения цели, определённым
образом упорядоченная деятельность.
Метод как средство познания есть способ
воспроизведения в мышлении изучаемого
предмета. Сознательное применение научно
обоснованных методов является существеннейшим
условием получения новых знаний.
3.Бэкон Френсис (1561 – 1626)
– англ. философ, основатель материализма
и экспериментирующей науки Нового времени,
лорд-канцлер. Приверженец эмпиризма.
4. Декарт Рене (1597 – 1650) –
фр. философ, математик, физик, физиолог.
Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш.
Его философия связанна с математикой,
космогоний и физикой. Конечную задачу
знания видел в господстве человека над
силами природы. В гносеологии Декарт
– родоначальник рационализма.
5.Рационализм (лат. rationalis
– разумный) – учение в теории познания,
согласно которому всеобщность и необходимость
– логические признаки достоверного знания
– не могут быть выведены из опыта и его
обобщений; они могут быть почерпнуты
только из самого ума либо из понятий,
присущих уму от рождения (теория врождённых
идей Декарта), либо из понятий, существующих
в виде задатков, предположений ума.
6.Эмпиризм (греч. empeiria
– опыт) – направление в теории познания,
признающие чувственный опыт единственным
источником знаний, утверждающие, что
все знания обосновываются в опыте и посредством
опыта.
7.Разум – способность понимания
и осмысления, необходимый элемент научного
познания, нравственного и художественного
мышления. В рационализме является основой
познания.
8.Опыт – чувственно-эмпирическое
отражение внешнего мира. В эмпиризме
и сенсуализме – единственный источник
всего знания. Опыт служит внешним средством
обогащения науки, развития теории и практики.
9.Сенсуализм (лат. sensus –
чувство, ощущение) – учение в гносеологии,
признающие ощущение единственным источником
познания.
10.Агностицизм (греч. а –
отрицание, gnosis – знание) – учение, отрицающие
полностью или частично возможность познания
мира.
Список
используемой литературы
1. Лавриненко В.Н. Философия.
Москва. Юрист. 1998.
2. Нарский И.С. Западноевропейская
философия XVII века. Москва. Высшая школа.
1974.
3. Радугин А.А. Философия.
Москва. Центр. 2001.
4. Ракитов А.И. Философия.
Основные идеи и принципы. Москва.
5. Спиркин А.Г. Основы философии.
Москва. Политиздат. 1990.
6. Фролов И.Т. Введение
в философию. Москва. Политиздат.
1989.
7. Фролов И.Т. Философский
словарь Москва. Политиздат. 1991.