Проблема отцов и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:29, доклад

Краткое описание

Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема отцов и детей.docx

— 70.68 Кб (Скачать файл)

- Выяснить причины характера  взаимоотношений между родителями, которые значительно влияют на  личность подростка;

- Выявить, почему материальный  уровень и уровень образования  родителей, предопределяют жизненный  путь ребенка;

- Разработать рекомендации заведению  рекламного отдела администрации  г. Новосибирска с целью улучшения взаимоотношения между родителями и детьми.

II часть: методическая

Численность интервьюеров зависит  от метода и формы сбора первичной  информации, типа выборки, времени, необходимого респонденту для ответов на вопросы.

При использовании индивидуального  интервью число интервьюеров для  сбора информации можно рассчитать по формуле:

И= где

И - оптимальное число интервьюеров;

t - сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование;

a - норма опроса респондентов в день (при индивидуальном интервью - не более 5-7 человек);

n - объем выборочной совокупности (число подлежащих опросу).

Для примера можно рассчитать число  интервьюеров, если моему опросу подлежит 100 человек, а норма интервью - 5 респондентов в день. Тогда для проведения опроса за 10 дней потребуется привлечь:

И= интервьюеров.

Анкета

Уважаемые родители, сегодня институт рекламы и связи с общественностью  проводит исследование, с целью получения  полной информации о взаимоотношении  между родителями и детьми подросткового  возраста.

Ваши искренние ответы помогут  нам выявить причины конфликтов в семье на почве недопонимания  со стороны родителей к детям. Вследствие чего, можно будет разработать  рекомендации родителям, что позволит им стать ближе к детям. Анонимность  гарантируем.

Для того чтобы заполнить анкету, обведите кружком числовой код напротив того варианта ответа на вопрос, который  совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится.

Заранее благодарим за участие в  опросе!

Переходим, непосредственно, к самим  вопросам.

Когда у детей - подростков возникают  проблемы и они боятся поделиться с родителями, с чем, по Вашему мнению, это может быть связано? (отметьте все варианты ответа, которые совпадают с Вашим мнением):

У них проблемы с чувствами;

Они слабые;

Они ленивые;

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Какая, на Ваш взгляд, самая вероятная  причина того, что ребенок постоянно  злится, очень печален, тревожен или  просто не может ни с кем ужиться?

Она/он плохой человек;

Она/он заболела;

У нее/него «плохая семья»;

С ней/ним случилось что-то плохое;

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Насколько, по Вашему мнению, велика вероятность, что у следующих лиц возникнут  проблемы психологического здоровья, от «не вероятно» до «весьма вероятно», по шкале от «0» до «3» баллов?

Если у подростка возникают  проблемы в школе, в отношениях с  другими детьми или родителями, как  Вы думаете, может ли ему(ей) помочь беседа с кем-либо?

Нет;

Да;

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Если Вы ответили «да» на вопрос №4, то, пожалуйста, укажите:

Как Вы думаете, кто САМЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ человек для такой беседы?

Учитель;

Друг;

Родитель;

Другой родственник;

Кто-то другой.

[Кто именно, например, милиция,  сосед и др.?]

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Как Вы считаете, когда в семье  родители ссорятся между собой, оставляет  ли это отпечаток на детской психике?

Нет;

Да;

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Есть ли у Вас проблема во взаимоотношении  между родителями и детьми?

Да;

Нет;

Иногда.

Как Вы думаете, какие необходимо провести мероприятия для того, чтобы улучшить взаимоотношения между родителями и детьми подросткового возраста?

Насколько правдива вероятность того, по - Вашему мнению, что успеваемость ребенка и продолжительность  его обучения зависит от материального  уровня семьи, от «неправда» до «абсолютно точно» по шкале от «0» до «3» баллов?

Что, по - Вашему мнению, для подростка  приоритетней в отношении между  родителями? Поставьте «крестик» в клетку ближе к той категории взаимоотношения, где связь, на Ваш взгляд, ближе, если отсутствует, то - посередине.

Уважаемый родитель, хотели бы Вы, чтобы  ребенок своим поведением в жизни  походил на Вас?

Да;

Нет;

Не знаю/ не имею определенного мнения.

Почему старшеклассники хотят  видеть в своих родителях, в первую очередь, друзей и советчиков?

Согласны ли Вы с утверждением о  том, что наилучшие взаимоотношения  подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания? Если у Вас другая точка зрения, пожалуйста, опишите ее.

Да;

Нет;

Не знаю/ не имею определенного мнения;

Что, по - Вашему мнению, в первую очередь  создает психологический барьер между родителями и растущими  детьми, от «неправда» до «абсолютно точно», по шкале от «0» до «3» баллов?

Ваш пол:- М - Ж

Ваш возраст: - до 12 лет - 13 - 24 года - 24 - 35 лет- 35 - 50 лет

- свыше 50 летВаше образование:- Неполное среднее - Полное среднее - Среднее специальное - Незаконченное высшее- Высшее Ваш профессиональный статус- Рабочий - Служащий - Специалист - Учащийся, студент- Пенсионер - Временно не работающий- Домохозяйка -Другое (укажите)

В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом  и поколением?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие  «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько  значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и  возрастной структур исторического  развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.
  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между  юностью и зрелостью считалась  женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое  открытие старости. Она стала рассматриваться  как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний  возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни  представлена двумя качественно  различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует  история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине  физической немощи переставал быть полноценным  участником добычи пропитания. На аре  цивилизации и на ранних этапах культурного  развития центральной фигурой был  зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был  объектом уважения в первобытное  время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта  и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали  на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они  умирали с голоду и холоду. В  эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В  древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим  и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого  жестокого обычая связано с хозяйственным  прогрессом и значит, у разных народов  наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Информация о работе Проблема отцов и детей