Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:29, доклад
Проблема отцов и детей (конфликт и преемственность поколений) существовала всегда и в настоящее время она остается актуальной.
Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума» Грибоедова, в повести «Станционный смотритель», в «Скупом рыцаре», в трагедии «Борис Годунов» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева.
- Выяснить причины характера
взаимоотношений между
- Выявить, почему материальный
уровень и уровень образования
родителей, предопределяют
- Разработать рекомендации
II часть: методическая
Численность интервьюеров зависит от метода и формы сбора первичной информации, типа выборки, времени, необходимого респонденту для ответов на вопросы.
При использовании индивидуального интервью число интервьюеров для сбора информации можно рассчитать по формуле:
И= где
И - оптимальное число
t - сроки (число дней), за которые предполагается провести исследование;
a - норма опроса респондентов в день (при индивидуальном интервью - не более 5-7 человек);
n - объем выборочной совокупности (число подлежащих опросу).
Для примера можно рассчитать число интервьюеров, если моему опросу подлежит 100 человек, а норма интервью - 5 респондентов в день. Тогда для проведения опроса за 10 дней потребуется привлечь:
И= интервьюеров.
Анкета
Уважаемые родители, сегодня институт
рекламы и связи с
Ваши искренние ответы помогут нам выявить причины конфликтов в семье на почве недопонимания со стороны родителей к детям. Вследствие чего, можно будет разработать рекомендации родителям, что позволит им стать ближе к детям. Анонимность гарантируем.
Для того чтобы заполнить анкету, обведите кружком числовой код напротив того варианта ответа на вопрос, который совпадает с Вашим мнением, либо напишите ответ сами, если он не приводится.
Заранее благодарим за участие в опросе!
Переходим, непосредственно, к самим вопросам.
Когда у детей - подростков возникают проблемы и они боятся поделиться с родителями, с чем, по Вашему мнению, это может быть связано? (отметьте все варианты ответа, которые совпадают с Вашим мнением):
У них проблемы с чувствами;
Они слабые;
Они ленивые;
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Какая, на Ваш взгляд, самая вероятная причина того, что ребенок постоянно злится, очень печален, тревожен или просто не может ни с кем ужиться?
Она/он плохой человек;
Она/он заболела;
У нее/него «плохая семья»;
С ней/ним случилось что-то плохое;
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Насколько, по Вашему мнению, велика вероятность, что у следующих лиц возникнут проблемы психологического здоровья, от «не вероятно» до «весьма вероятно», по шкале от «0» до «3» баллов?
Если у подростка возникают проблемы в школе, в отношениях с другими детьми или родителями, как Вы думаете, может ли ему(ей) помочь беседа с кем-либо?
Нет;
Да;
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Если Вы ответили «да» на вопрос №4, то, пожалуйста, укажите:
Как Вы думаете, кто САМЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ человек для такой беседы?
Учитель;
Друг;
Родитель;
Другой родственник;
Кто-то другой.
[Кто именно, например, милиция, сосед и др.?]
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Как Вы считаете, когда в семье родители ссорятся между собой, оставляет ли это отпечаток на детской психике?
Нет;
Да;
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Есть ли у Вас проблема во взаимоотношении между родителями и детьми?
Да;
Нет;
Иногда.
Как Вы думаете, какие необходимо провести
мероприятия для того, чтобы улучшить
взаимоотношения между
Насколько правдива вероятность того, по - Вашему мнению, что успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависит от материального уровня семьи, от «неправда» до «абсолютно точно» по шкале от «0» до «3» баллов?
Что, по - Вашему мнению, для подростка приоритетней в отношении между родителями? Поставьте «крестик» в клетку ближе к той категории взаимоотношения, где связь, на Ваш взгляд, ближе, если отсутствует, то - посередине.
Уважаемый родитель, хотели бы Вы, чтобы ребенок своим поведением в жизни походил на Вас?
Да;
Нет;
Не знаю/ не имею определенного мнения.
Почему старшеклассники хотят видеть в своих родителях, в первую очередь, друзей и советчиков?
Согласны ли Вы с утверждением о том, что наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания? Если у Вас другая точка зрения, пожалуйста, опишите ее.
Да;
Нет;
Не знаю/ не имею определенного мнения;
Что, по - Вашему мнению, в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми, от «неправда» до «абсолютно точно», по шкале от «0» до «3» баллов?
Ваш пол:- М - Ж
Ваш возраст: - до 12 лет - 13 - 24 года - 24 - 35 лет- 35 - 50 лет
- свыше 50 летВаше образование:- Неполное среднее - Полное среднее - Среднее специальное - Незаконченное высшее- Высшее Ваш профессиональный статус- Рабочий - Служащий - Специалист - Учащийся, студент- Пенсионер - Временно не работающий- Домохозяйка -Другое (укажите)
В контексте конфликтологии: возраст и поколение.
Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?
Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».
Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.
Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.
Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.
Поколение – это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому.
Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.
Отрочество перерастало в
Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.
В 1962 году симпозиум геронтологов,
утвердил возрастные градации, принятые
затем зарубежными учеными: 40-60- средний
возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий
возраст; свыше 90- долгожители. Старость
как явление человеческой жизни
представлена двумя качественно
различными аспектами своего существования:
биологическим и социальным. Би
В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.
В древние времена старые люди не
умирали естественной смертью. Потому
что в тогдашних, с трудом себя
содержащих сообществах людей, не оставалось
места для тех, кто по причине
физической немощи переставал быть полноценным
участником добычи пропитания. На аре
цивилизации и на ранних этапах культурного
развития центральной фигурой был
зрелый человек. Он был знатоком окрестностей
и обладателем долгого
Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.
Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.