Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:46, реферат
Цель работы: изучить взгляды Альбера Камю на смысл жизни.
Задачи:
- Разобраться с понятием «смысл жизни» в различных его интерпретациях;
- Выяснить, в каком философском направлении работал Альбер Камю, чтобы наиболее ясно представить проблему смысла жизни в системе его философских взглядов;
- Рассмотреть концепцию смысла жизни в его работах и сделать выводы.
Введение
1. Смысл жизни: понятие
2. Смысл жизни в творчестве Альбера Камю
Заключение
Список литературы
В абсурдных рассуждениях А.Камю анализирует философии разных философов, безжалостно находя в их теориях абсурд: «Разум бессилен перед криком сердца. Поиски пробужденного этим требованием ума ни к чему, кроме противоречий и неразумия, не приводят . ... эти мыслители с завидным упорством провозглашают, что нет ничего ясного, повсюду хаос, что человек способен видеть и познавать лишь окружающие его стены».
В абсурдном человеке мыслителем рассматриваются несколько человеческих персонажей (Дон Жуан, представители актерской профессии, т.н. комедианты), и в их жизненном пути Камю также находит абсурд, но при этом описание их образа жизни расценивается скорее положительно, чем отрицательно: «Любовник, комедиант или авантюрист ведут абсурдную игру. Но на это способны, при желании, и девственник, и функционер, и президент республики. Достаточно знать и ничего от себя не скрывать».
Абсурдное творчество посвящено анализу природа произведений искусства и, в частности, роману, как обретшему физическую форму мышлению. «Отныне участью мышления оказывается не самоотречение, а взаимное отражение образов. Мышление играет, творя мифы. Но это мифы, лишенные всякого основания. Кроме человеческого страдания, в своей неисчерпаемости равного мышлению, не развлекательная и сверкающая сказка о богах, но земная драма, образ, деяние в них нелегкая мудрость и лишенная завтрашнего дня страсть».
Миф о Сизифе – как венец рассуждения А. Камю – содержит итог. «Я думаю, что все хорошо» - эти слова «превращают судьбу в дело рук человека, дело, которое должно решаться среди людей. Если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, либо, в крайнем случае, предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек».
Список литературы
3,
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОУ ВПО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Философия»
на тему: «Проблема смысла жизни»
Работу выполнила
студентка гр. 3.09.4мо
Бажина Дарья Сергеевна
Работу проверил:
Шабалин Николай Михайлович
Великий Новгород 2009г.
Содержание
Введение
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания
2. Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)
3. Проблема смысла жизни по Фрейду
4. Проблема смысла жизни по Франклу
5. Пессимистические взгляды на смысл жизни
Заключение
Список литературы
Введение
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что "Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как".
Безусловно, правы многие
современные философы, утверждая, что
выбор смысла жизни зависит от
многих факторов - объективных и
субъективных. К объективным факторам
следует отнести социально-
В античной философии наблюдаются
различные решения данного
Общеизвестен факт, что
смысл жизни тем обостреннее
воспринимается, чем хуже человек
живет. Он как бы ищет нечто более
высокое и глобальное (во временном
плане, космическом, потустороннем), что
оправдало бы его муки и осмыслило
бессмысленность его
Но каждый человек, счастливый
или несчастный, ставит своим локальным
смыслом существования какое-
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания
Мысль о смысле жизни неразрывно
связана с другой мыслью - о смысле
и конечной цели мироздания как такового.
В этом контексте жизнь бессмысленна,
если бессмысленно все мироздание.
Эмпирические данные, полученные на сегодняшний
день, позволяют сделать
"На определенной ступени
своего развития, - пишет он, - суперсистема,
именуемая Вселенной, обрела в
человеке, с помощью человека, как
одного из своих компонент,
способность познавать самою
себя, законы собственного развития,
ставить цели этому развитию.
Возникла Воля, способная вмешиваться
в процесс самоорганизации и
направлять его в русло тех
целей, которые способен
Иными словами, в системе появляется дирижер, целенаправленно руководящий ее изменениями. Таким образом, смысл и цель Разума в этом контексте ставятся и корректируются отныне самим Разумом. Смысл жизни и мира таков, каков Разум захочет, чтоб он был.
Но прежде чем говорить о "смысле жизни" и его поисках, следует отметить, что эта проблема имеет два аспекта:
· глобальный, всечеловеческий - т.е. общий
смысл существования всего
· индивидуальный, личный.
Первый аспект, в свою очередь, распадается на два плана:
· поиски уже существующего смысла;
· сотворение собственного смысла (согласно научно выраженной концепции Вернадского).
2 Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)
Но это - в идеале. Но мир не есть
Бог и его жизнь - не божественная
жизнь; в мире царит смерть, он полон
тьмы и страданий. Как в нем
найти путь (и существует ли он?),
совпадающий с истиной и
Камю в своей теории абсурда утверждал, что единственный прогресс цивилизации - создание людей, умирающих сознательно. Камю приходит к идее полной бессмысленности всего сущего, идее абсурда. Назначение и мужество разума ему видится в честном принятии этой истины и противостоянии ей творческим существованием (идея творческого бунта). Смотреть на все открытыми глазами, видеть все таким, каково оно есть, понимать и сознавать великую диалектику жизни и смерти - это и означает приобщаться к жизни существующего мира, сознавать и ощущать всем своим существом его удивительную силу и красоту, многообразие и полноту бытия. Смысл философии, искусства и творчества - вернуть человеку утраченную душевную гармонию."Для человека осознать свое настоящее - это значит ничего больше не ждать... Я не хочу верить, что смерть - это преддверие другой жизни. Смерть для меня - закрытая дверь". "Все мое царство в этом мире" ("Изнанка и лицо").
Камю писал, что "абсурд рождается
в столкновении между призванием
человека и неразумным молчанием
мира...". Мир не абсурден, он неразумен,
абсурд столкновение между иррациональностью
и иступленным желанием ясности.
Поэтому абсурдный человек
3. Проблема смысла жизни по Фрейду
Чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?
Чего люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения - с другой.
То что понимается под счастьем, проистекает скорее из внезапного удовлетворения потребности, достигшей высшей напряженности, и по своей природе возможно лишь как эпизодическое явление. Продолжительность ситуации, к созданию которой так страстно стремится принцип наслаждения, дает лишь чувство прохладного довольства; мы так устроены, что можем интенсивно наслаждаться только контрастом и весьма мало - самим состоянием. Значительно менее трудно испытать несчастье. Страдания угрожают нам с трех сторон: со стороны нашего собственного тела, судьба которого - упадок и разложение; со стороны внешнего мира, который может обрушить на нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец, со стороны наших взаимоотношений с другими людьми.
Под давлением этих угрожающих людям
страданий, их требования счастья становятся
более умеренными; так же как и
сам принцип наслаждения
Сознательный уход от людей, одиночество - самый обычный способ защиты от страданий, возникающих от общения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это счастье покоя.
Конечно, имеется иной и лучший путь - в качестве члена человеческого общества перейти в наступление на природу и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и техники. Тогда человек действует вместе со всеми ради счастья всех.
Наиболее интересными методами предотвращения страдания являются, однако, те, которыми человек пытается воздействовать на собственный организм самым грубым, но и самым эффективным способом является химическое воздействие, т.е. интоксикация. Существуют чуждые организму вещества, наличие которых в крови и тканях приносит нам чувство наслаждения, а также так меняет условия нашей эмоциональной жизни, что мы становимся неспособными к восприятию неприятного.
Но вещества, создающие тот же эффект, должны существовать в нашем собственном организме; по крайней мере при таком заболевании, как мания, наблюдается поведение как бы в состоянии дурмана, без введения в организм наркотиков.
Сложное строение нашего душевного аппарата позволяет прибегать к целому ряду других воздействий. Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения.
Радикальный способ заключается в умерщвлении первичных позывов, как этому учит восточная мудрость и приводит в жизнь практика йогов.
Другая методика защиты против страданий пользуется доступными нашему душевному аппарату смещениями либидо, благодаря чему его функция приобретает столь большую гибкость. Больше всего можно добиться при уменьшении достаточно повысить интенсивность наслаждения из источников психической и интеллектуальной деятельности. Удовлетворения такого рода, как радость художника от процесса творчества, как радость исследователя при решении проблем и в познании истины, имеют особое качество. Эти удовлетворения кажутся нам более “тонкими и возвышенными”, но они не потрясают нашу физическую природу. Слабая сторона этого способа заключается в том, что он доступен лишь немногим людям.
В следующем способе на первом месте
стоит наслаждение
Более основательные и
эффективные возможности