Проблема человека в современной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить сущность понятий: человек и общество, глобальные проблемы.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность понятий человек и общество, рассмотреть глобальные проблемы современности.

Содержание

Введение 3
1. Основные философские проблемы, их особенность и значение 4
2. Функции философии и их роль в духовной жизни общества 8
3. Человек и общество. Человек как социальное существо 15
4. Глобальные проблемы современности, их особенности 19
Заключение 25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема человека в современной философии.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

     Духовная  жизнь общества весьма сложна. Она  не ограничивается раз-личными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

     К основным элементам духовной жизни  общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих  духовных ценностей, равно как и  сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

     Основу  духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать  как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных  и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

     Особым  видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей  с целью их усвоения возможно большим  числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности  и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

     Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние  предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают, как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

     Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

     Существенной  стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т. д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

     Духовное  потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

     Отвергая  всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях - познавательных, художественных, нравственных и других. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей.

     Встает  задача повышения уровня культуры духовного  потребления. В данном случае потребителя  нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Дня  этого надо развивать и обогащать  духовную культуру общества, сделать ее доступной и интересной для каждого человека.

     Производство  и потребление духовных ценностей  опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения  человека непосредственно к тем  или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления, защиты.

     Любая духовная деятельность опосредуется духовными  отношениями. Исходя из этого, можно  выделить такие виды духовных отношении, как познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.Духовные отношения – это, прежде всего, отношения интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и, в конечном счете, - ко всей действительности. Они пронизывают духовную жизнь общества от начала до конца.Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психологический фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

     Общественное  сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и  религиозных образов, разнообразных  взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни.

     Таким образом, общественное сознание можно  истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.

     Можно, пожалуй, согласиться в какой-то мере с положением о том, что, строго говоря, мыслит не человек, а человечество.

3. Человек и общество. Человек как социальное существо

 

     Один  древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

     Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.

     Какие бы науки ни занимались изучением  человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.5

     История философии полна различных концепций  сущности человека. В античной философской  мысли он рассматривался преимущественно  как часть космоса, как некий  микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное.

     Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства, - арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины.

     Этим  обстоятельством и обусловлена  специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности - богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

     Воспользовавшись  списком, взятым из работ А. Розе (США) и Я. Щепаньского (Польша), укажем следующие  наследственные особенности человеческого  организма, которые оказывают влияние  на общественную жизнь:

     а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая лучше использовать их для труда, чем это могут сделать четвероногие;

     б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

     в) взгляд, направленный вперед, а не в  стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться  в пространстве;

     г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

     д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, то есть произнесению определенного  количества дифференцированных звуков;

     е) длительная зависимость детей от родителей, а, следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

     ж) пластичность врожденных импульсов  и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды;

     з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд  других социальных явлений.

     Здесь перед нами такие анатомические, физиологические и психические  особенности организма, которые  наряду с другими (очевидно, менее  существенными) составляют биологические основы деятельности человека как существа социального, его производительного труда и культурного творчества. Более того: только при их нормальном функционировании труд и творчество вообще становятся возможными.

     Мы  подходим к человеку с тремя разными измерениями его существования: биологическим, психическим и социальным.

     Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека - его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д.

     Но  ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо.

     Что же в таком случае представляет его  мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям  или только социальным? Любой категорический ответ был бы явным упрощением: человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его, его конкретная наполненность - это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального, причем такое, в котором социальное, опосредствуясь эмоционально-интеллектуально-волевой сферой, выступает как психическое.

     Социальное  и биологическое, существующие в  нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние  полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.6

Информация о работе Проблема человека в современной философии