Проблема человека в современной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – определить сущность понятий: человек и общество, глобальные проблемы.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность понятий человек и общество, рассмотреть глобальные проблемы современности.

Содержание

Введение 3
1. Основные философские проблемы, их особенность и значение 4
2. Функции философии и их роль в духовной жизни общества 8
3. Человек и общество. Человек как социальное существо 15
4. Глобальные проблемы современности, их особенности 19
Заключение 25
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема человека в современной философии.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

       Если, таким образом, идти в  анализе человека к его социальной  сущности, начиная от его морфологического  и физиологического уровня и  далее к его психофизиологической  и духовной структуре, то мы  тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность - две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.

4. Глобальные проблемы современности, их особенности

 

     Происхождение и сущность глобальных проблем

     В настоящее время все большее  количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

     Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и  означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

     Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост индустриального  общества», «технологической эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности.

     Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.

     Однако  глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов  в современном мире, наряду с позитивными  сторонами, породила ряд серьезных  проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»:

     Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны для  настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема.

     В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир».

     Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельности человека.

     Глобальные  проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

     Глобальные  проблемы

     Из  всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек.

     Это свидетельствует о том, что мировое  сообщество еще не созрело для  полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества.

     Милитаризация стала невыносимым бременем для  всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

     Проблема  разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном  порядке она впервые обсуждалась  на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений.

     Однако  на пути разоружения стоят еще  многочисленные трудности и препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-промышленного комплекса с десятками миллионов работников; высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д.

     Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться  и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.

     Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.

     Наблюдается устойчивая тенденция повышения  удельного веса углекислого газа (СО2) в атмосфере планеты.

     Разрушение  озонового слоя атмосферы озона  (О3) предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.

     Состояние живой и неживой природы. Оно  весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.

     Сейчас  приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)7

     При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения  наблюдается прежде всего в развивающихся  странах, где проживает до 80% жителей  планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира». 

 

Заключение 

     В данной работе были выполнены следующие  задачи: раскрыта сущность понятий  человек и общество, рассмотрены  глобальные проблемы современности.

     Одни мыслители  видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д.

       Все это доказывает, что философию  отличает разнообразие подходов  к своему собственному предмету  и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

     Особенно  отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.

       В это время со всей очевидностью  подтверждается плюралистический  и антидогматический, характер  философского знания, несводимость  его к какой-либо одной, пусть  даже очень авторитетной философской  парадигме.

 

Список  литературы

 

1.Алексеев П.  В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: "Проспект", 2001. – 325 с.

2.Блинников Л.  В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: "Логос", 2002. – 405 с.

3. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2003. – 366 с.

4. Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч. Фролов И.Т. и др. - М: Политиздат, 2005. – 347 с.

5.История философии. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. – 288 с.

6.Каша В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 1998. – 304 с.

7. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – 386 с.

8.Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1998. – 255 с.

9.Немировская Л. З. Философия: Учебное пособие для студентов и преподавателей ВУЗов. - М.: ФА при Правительстве РФ, 2001. – 305 с.

10.Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Лавриченко В. И. - М.: Культура и спорт, 2004. – 366 с.

11.Философия. Учебное пособие / Под ред. Лавриченко В. И. - М.: 2004.

12.Философия: Учебник / Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.: "Русское слово", 2001. – 369 с.

13. Философский  энциклопедический словарь / под  ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2005. – 534 с.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – 374 с.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД «ГРАНД», 2003. – 416 с.

Информация о работе Проблема человека в современной философии