Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:54, контрольная работа
Цель работы – определить сущность понятий: человек и общество, глобальные проблемы.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть сущность понятий человек и общество, рассмотреть глобальные проблемы современности.
Введение 3
1. Основные философские проблемы, их особенность и значение 4
2. Функции философии и их роль в духовной жизни общества 8
3. Человек и общество. Человек как социальное существо 15
4. Глобальные проблемы современности, их особенности 19
Заключение 25
Список литературы
Если, таким образом, идти в
анализе человека к его
Происхождение и сущность глобальных проблем
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д. Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота, связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности.
Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»:
Экологических,
демографических, политических и т.п.
Все эти проблемы важны для
настоящего и будущего человечества.
Конкретный анализ каждой из них входит
в компетенцию специальных
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир».
Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего, производительной деятельности человека.
Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.
Глобальные проблемы
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек.
Это
свидетельствует о том, что мировое
сообщество еще не созрело для
полного предотвращения войн, хотя
объективные условия
Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.
Проблема
разоружения, прекращения войн не нова.
Она издавна волновала
Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-промышленного комплекса с десятками миллионов работников; высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д.
Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа (СО2) в атмосфере планеты.
Разрушение озонового слоя атмосферы озона (О3) предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.
Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции. Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель.
Сейчас
приобрела взрывоопасный
При
этом крайне неблагоприятным фактором
является то, что рост населения
наблюдается прежде всего в развивающихся
странах, где проживает до 80% жителей
планеты, а многие государства вообще
не обладают средствами для поддержания
прожиточного уровня своих граждан. Для
характеристики того разрыва бедности
и богатства, которое существует между
разными регионами Земли, экологи приводят
следующие данные: каждый ребенок, родившийся
в стране развитой части мира, потребляет
в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем
ребенок в стране «третьего мира».
Заключение
В данной работе были выполнены следующие задачи: раскрыта сущность понятий человек и общество, рассмотрены глобальные проблемы современности.
Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д.
Все это доказывает, что философию
отличает разнообразие
Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.
В это время со всей
1.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: "Проспект", 2001. – 325 с.
2.Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: "Логос", 2002. – 405 с.
3. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. – М.: Юристъ, 2003. – 366 с.
4. Введение в философию. Учебник для вузов. 2ч. Фролов И.Т. и др. - М: Политиздат, 2005. – 347 с.
5.История философии. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. – 288 с.
6.Каша В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 1998. – 304 с.
7. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. – История философии. - М.: Просвещение, 2004. – 386 с.
8.Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1998. – 255 с.
9.Немировская Л. З. Философия: Учебное пособие для студентов и преподавателей ВУЗов. - М.: ФА при Правительстве РФ, 2001. – 305 с.
10.Социальная философия: Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Лавриченко В. И. - М.: Культура и спорт, 2004. – 366 с.
11.Философия. Учебное пособие / Под ред. Лавриченко В. И. - М.: 2004.
12.Философия: Учебник / Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.: "Русское слово", 2001. – 369 с.
13. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2005. – 534 с.
14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2003. – 374 с.
15. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД «ГРАНД», 2003. – 416 с.
Информация о работе Проблема человека в современной философии