Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:45, реферат
Размышления о том, кто есть человек, всегда были основными для философии. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк. Человека боготворили и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратиться», и поэтому, как говорил царь Соломон, все « суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоили, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно это стало в конце ХХ - начале ХХI века, когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность-это человек. Философия дает синтетическую картину мира и выделяет понятие сущности человека.
1.2 Что же такое человек? На первый взгляд, это вопрос кажется до смешного простым: кто не знает (пусть хотя бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако что нам ближе всего то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается самым сложным объектом познания. Многое в человеке уже осмыслено (и конкретно - научно и философски), еще немало осталось загадочного и не выявленного в сущности человека. Человек-это, вселенная во Вселенной! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек - это главная тайна мироздания. Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно - исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего, становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса. В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосмос, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность. Большой заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Философия ХХ - начала ХХI века гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к – иррациональному. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Проявление человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какой из них отличительный? Человек думает, радуется, страдает, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам. Платон в своих диалогах говорит: человек-это «двуногое животное без перьев». Человек действительно не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду основное - сущность человека. Как заметил Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда он теряет перья. Какой признак самый отличительный для человека? Этим признаком является, прежде всего, труд. Труд - не просто отличительный, а сущностный признак человека. И. Фихте считал, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такого нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность.
Пожалуй, в истории науки более сложного, многогранно и таинственного понятия "человек", не было. Да и вряд ли будет. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена. Для этого создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения.
Вполне возможно понимать, что человек – одновременно есть результат акта божественного творения и планетарно-космическое существо, и продукт природы, для которого применим принцип эволюции. Человек – единство биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности), психологического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер) и социального (мировоззрение, ценностные установки, знания, умения, моральные качества).
Вопрос о том, как и для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философской мысли. И в разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
Человек сам вносит в свою жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Вполне возможно, что такой смысл дан человеку извне (некий высший Разум, Космос, Бог). В определении смысла жизни существуют различные подходы и концепции:
Смысл жизни человека может быть определен как решение задачи самореализации потенциальных возможностей и природных дарований, потребность человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других.
Индивид – это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества.
Индивидуальность – уникальная неповторимость человека, его своеобразие и особенность.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и делающих его субъектом (творцом) труда, познания, общения. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность. Вполне возможно, что каждый человек по рождению, от природы потенциально имеет личностные качества. Но в процессе социализации эти качества могут быть реализованы, а может быть и нет.
1.3. Четыре измерения сущности человека: биологическое, психическое, социальное и космическое. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а также нервно-мозговых, электрохимических процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память характер, темперамент. Но не один аспект в отдельности не раскрывает феномен человека в его целостности. Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Только лишь в условиях нормального человеческого общества возможны существование и развитие нормальной человеческой психики, напротив, отсутствие общения, изоляция индивида ведет нарушениям состояния его сознания, а также эмоционально-волевой сферы. Идея человека предполагает другого человека или, точнее, других людей. Человек в собственном смысле есть существо социальное. Сущность человека не абстрактна, а конкретно-исторична, содержание ее, оставаясь в принципе социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания эпохи, социально-культурного и культурно-бытового контекста. Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в тоже время это субъект труда, социальных отношений общения с помощью членораздельной речи.
Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального. Человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений.
1.4 Человек - это действительно природное существо, но вместе с тем социально-природное. Природа дает человеку значительно меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Говоря о биологических факторах, нельзя сводить их только к генетическим. Следует учитывать и физиологические аспекты индивидуального развития, особенно те, которые вызывают патологический эффект, потому что именно они изменяют биологическую составляющую человека, который в этом случае совсем по-иному начинает воспринимать социальные факторы. Человек рождается как биосоциальное единство. Это значит, что он появляется на свет с не полностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая в таком преобразованном виде выступает основой его психической, сознательной жизнедеятельности.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух - природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.
2.1. Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать общественного бытия. Практические действия человека являются индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики человечества. Орудия, которыми пользуется человек, несут в своей форме обществом выработанную функцию, предопределяющую приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что уже сделано. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Уровень развития личности есть показатель уровня развития общества. Однако личность не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в общественное целое. В процессе развития труда и обогащения на его основе общественных отношений происходит дифференциация социальных функций людей. Приобретая личные права и обязанности, личные имена, определенную степень личной ответственности, люди все больше выделялись из первоначального слабо расчленённого общественного целого как самостоятельные деятели. Человек становится личностью. Личность может быть свободной лишь в свободном обществе. Личность свободна там, где она только служит средством для осуществления общественных целей, но и выступает самоцелью для общества. Человек есть социальное, биологическое и космическое существо: он немыслим без общества, поскольку к реальности его существа относится не только он сам как нечто конечное, но и все общество, вся история человечества; он не мыслим вне его биологической, психофизиологической организации; он также немыслим вне Космоса, влияние которого он испытывает ежесекундно и в который он «вписан» всем своим существом.
2.2. Как писал в своей повести «Невский проспект» Н.В. Гоголь, «человек такое дивное существо, что никогда не может исчислить всех своих достоинств, и чем более в него всматриваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было бы бесконечно». Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа не только бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определённого общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Все это создает социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть некая сумма аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. Индивидуальность – это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду Я - индивидуальное существо. Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества. Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.
2.3. Космическое измерение человека: мы существуем именно такими, потому что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней - на планете Земля, а она – часть мироздания. Космос как бы задуман с учетом зарождения с существования человека. И условия бытия как бы приготовлены для живого на Земле и человека как его вершины. Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть и природное существо - его социальная сущность не снимает его природного начала. Философское осмысление человека было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе человек-Вселенная. Зависимость состояния организма человека от природных процессов – колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации – отражается чаще всего на его нервно-психическом состоянии и вообще на состоянии организма. Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и испытывает от нее самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, а так как человек – это, прежде всего существо социальное, то адаптироваться к природе он может только через общество. Будучи не только социальным существом, но и существом биологическим, человек точно так же, как он погиб бы без общества людей, погибнет и без общения с природой. В этом смысле и социальные, и природные силы действуют беспощадно. Понятие природы не ограничивается только сферой Земли, но и включает в себя и Космос в целом. Земля - не изолированное во Вселенной тело. Проблема «вписанности» живых организмов в контекст энергоинформационных взаимодействий, происходящих во Вселенной, в настоящее время интенсивно разрабатывается. Существует предположение, что не только возникновение жизни на Земле, но и ежесекундное функционирование живых систем не может быть отделено от постоянного взаимодействия с различного рода излучениями, идущими из Космоса. Эта «вписанность» человека в и всего живого в контекст мироздания, его зависимость от всех происходящих в нем событий всегда выражалась и в мифологии, и в религии, и в астрологии, и в философии, и в научных воззрениях, и вообще во всей человеческой мудрости. Динамика сил Космоса заставляет все без исключения клетки живого организма, а не только сердце биться в унисон с «космическим сердцем» в бесконечной гармонии с небесными телами. Ритмы Космоса оказывают огромное влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека.
В. И. Вернадский ввел термин «ноосфера», обозначающий сферу живого и разумного на нашей планете. Ноосфера является естественной средой человека, оказывающей на него формирующее воздействие. Объединение в этом понятии двух моментов - биологического и социального – является основой расширенного понимания термина «среда». Нет никаких оснований считать ноосферу считать сугубо земным явлением, она может обладать и общекосмическим масштабом. Жизнь и разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек как частица ноосферы - это социально - планетарно - космическое существо.