Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:24, реферат
Первый-трансцендентально-аналитический. Он состоит ,во первых, в задании науки как специфической структуры сознания в ее «знаниевой» и познавательно-процессуальной определенности. Во-вторых, в ответе на вопрос: как возможна такая структура с точки зрения общих характеристик сознания, имеющихся в нем оснований и когнитивных средств? Данный подход является имманентно-философским, так как опирается в первую очередь на категориальные ресурсы самой философии и только во вторую-на исследование эмпирического бытия науки. Второй логический способ философского способа анализа науки-синтетически-обобщающий.
Проблемы бытия науки.
Существует два возможных
Первый-трансцендентально-
Можно выделить основные этапы развития науки:
1)древняя восточная преднаука(вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская);
2)античная наука;
3)средневековая европейская наука;
4)новоевропейская классическая наука;
5)неклассическая наука;
6)постнеклассическая наука.
Особенностями восточной преднауки считаются непосредственная вплетенность и подчиненность потребностям(искусству измерения и счета-математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов-астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства-механика и т.п.); рецептурность (инструментальность) научного знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастость и закрытость научного сообщиства.
Сущностные черты
Наконец, в эпоху
Возрождения и Новое время
в Европе возникает совершенно
новое по своим когнитивным
и социальным характеристикам
явление, которое можно
Но для того, чтобы служить потребностям практики, увеличению господства человека над окружающей действительностью и прежде всего – природой, новая наука, по мнению ее представителей,должна:
1)сосредоточится на изучении
отдельных процессов и явлений,
2)сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей естественности и целомудренной объективности, а «вырванные» из природы как тотальности или искусственно созданные в лабораториях материальные системы.
Так, онтологическими основаниями классической науки являлись антителеологизм, однозначный детерминизм, механицизм. Гносеологические основания классической науки-объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории. Ее социальные основания-дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа(исследовательские лаборатории, институты, академические и инженерные сообщества, политехнические и естественнонаучные вузы и кафедры, испытательные стенды, научные журналы), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, возникновение массовой, «большой» науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов классической науки приходится на конец XIX-начало XX века, время начала кризиса ее основ(период создания теории относительности, квантовой механики, конструктивной логики и математики и др.):
Качественно новый этап в осуществлении проекта науки- неклассическая наука, основанная на фундаменте, существенно отличном от фундамента классической. Онтология неклассической науки: релятивизм(пространства, времени, массы), индетерминизм(фундаментальных взаимосвязей обьектов), массовость(множество объектов любого рода-статическая система), системность, структурность, организованность, эволюцеонность систем и объектов. Неклассический этап развития «новоевропейской» науки достигает своего пика в 70-е годы XX века. Ему на смену приходит парадигма «постнеклассической» науки (фиксация, выделение и описание особенностей которой основательно осуществленно в работах опять же В.С.Степина). Лидеры постнеклассической науки-биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.
Можно предположить, что
наука-это некий социальный
Сегодня наука выступает как семейство многочисленных научных дисциплин:
1)одни из которых совсем
2)другие появились в XIX веке,(статистическая физика, электродинамика, физическая химия, социология),
3)третьи-в новое время
4)а некоторые-уходят своими
Можно выделить пять радикальных, достаточно ясно и резко противопоставленных друг другу мнений.
1)Одна из точек зрения
2)Многие историки называют
3)Третья точка зрения относит
дату рождения науки к гораздо
более позднему времени, к
4)Большинство же историков науки считают, что о науки в современном смысле слова можно говорить только начиная с XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И.Киплера, Х.Гюйгенса, Г.Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, конечно, работы И.Ньютона.
Наука в таком понимании-новейшее естествознание, умеющие строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В конце XVI-начале XVII в. происходит ряд буржуазных революций. Буржуазные революции дали мощный толчок для невиданного развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавание и т.п. Развитие нового-буржуазного-общества порождает большие изменения не только в экономике, и социальных отношениях, оно сильно меняет и сознание людей. Таким образом, для возникновения науки в XVI-XVIIвв., кроме общественно экономических, социальных условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, «запас» необходимого достаточного количества факторов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению.
5)Некоторые исследователи
Теперь научно-
6)Иногда можно встретить и
такую неординарную точку