Проблемы взаимодействия общества и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:12, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия XX и начинающегося XXI в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена. Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……
3
1. Исторический аспект взимоотношений человека с природой…………..
5
2. Понятие географической среды……………………………………………
11
3. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы

13
4. Проблемы взаимодействия общества и природы………………………...
21
Заключение………………………………………………………………...…..
27
Список использованной литературы…………………………………..….…
28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Однако, повторяем, до поры до времени, пока промышленное производство в масштабах планеты использовало сравнительно незначительные количества вещества и энергии, отрицательные стороны технологии производства рассматривались как необходимость, с которой следует мириться; выигрыш был несопоставим с отрицательными последствиями, тем более что значительную часть отходов производства природа естественным образом перерабатывала и нарушения нормального протекания процессов в биосфере были не очень заметны, носили сугубо локальный характер.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, что формировало зачатки нравственных норм.  Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических закономерностей. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений. Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды.

 

2. Понятие географической среды.

 

Географическая среда есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

3. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы

Прежде чем  рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано. 
 Эволюция философских представлений о  взаимоотношениях общества и природы определялась, главным образом, степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями.

Следовательно, основой  периодизации исторических эпох этого  отношения становятся, прежде всего, социальные факторы, что не могло, не отразится общественным сознанием. При этом следует подчеркнуть, что диалектическое взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимодействие природного и социального в самой природе человека определяет (характеризует) два основных типа его отношений к окружающей природной среде (природе). Это отношение единства с природой и отношение противопоставления. В истории цивилизации эти отношения весьма причудливо переплетались, отрицая и переходя в свою противоположность, проявляясь в разных сферах человеческой деятельности по-разному.

В период непосредственного присвоения людьми готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство и т.д.) отношение к природным явлениям было связано с их персонификацией. Обожествлялось небо, земля, деревья, и т.д. Человек воспринимал природу как живое существо, одушевляя и одухотворяя ее. Отголоски этого можно найти в языке любого народа: “Солнце всходит и заходит”, “Камень плачет” и т.п. Ф. Энгельс, отмечая эту особенность восприятия природы, писал: “В начале истории объектами… отражения являлись, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения…”. При этом поражает удивительное соответствие во взглядах на природу народов, живших в совершенно разных частях света и условиях. Американские индейцы, так же как и египтяне, верили, что Великий Дух присутствует во всем и объединяет человека с природой. Для индейцев человек, животные и растения и даже оживотворяемые, хотя и признаваемые в меньшей степени сознательными, камни – члены одной универсальной семьи, дети одной Матери-Земли и Неба-Отца. А в древнекитайской “Книге песен” прямо говорится: “Небо, рождая на свет человеческий род, тело и правило жизни всем людям дает”.  Появление металлических орудий труда оказало огромное влияние на развитие земледелия и скотоводства, что интенсифицировало воздействие общества на природу. Новое  взаимодействие с природой отразилось в мифах о героях-богоборцах, поступающих нередко против воли богов и одерживающих победу в схватках с ними.

Отделение скотоводства от земледелия (первое крупное  общественное разделение труда), а затем  ремесла от земледелия (второе общественное разделение труда) создавало своеобразное равновесие между, природой и обществом. Ведь знание и “искусство”, (ремесло) человека играет не менее важную роль, чем сами природные материалы (силы). Человек, общество живут по своим законам, а природа – по своим собственным. Он вступает в определенный “диалог” с природой и его восхищает ее целесообразность, гармония. Отсюда в миросозерцании природы основным становится представление об эстетическом совершенстве природы. Красота, идея гармонии человека и природы, выступает высшим выражением разумности всего существующего. Мысль о единстве с природой позволяет относиться к ней как к самоценности, с благоговением и уважением к ее тайнам, к ее собственным законам. Такое – восприятие характерно для античного мышления, восточной цивилизации: (Китай, Индия, Япония). Эстетическое восприятие природы формирует и нравственную способность строить мир (природный, социальный, личный) по законам красоты. 

С древнейших времен в условиях суровой  и жестокой борьбы за существование у человечества постепенно складывается и развивается иное – противоположное односторонне-утилитарному – отношение к природе, в котором природа воспринимается как нечто прекрасное и самоценное. Человеческое  отношение к природе ради нее самой, состав суть экологической культуры, противостоит человеческой ограниченности, формирует способность соизмерять свое существование, свои потребности с природными возможностями. Человеческое отношение к природе – это отношение любви, и, следовательно, бескорыстия и самоотречения, которое не в тягость, которое озаряет жизнь человека ин высшим, духовным смыслом. 
 Иначе всматривается в природный мир человек эпохи Средневековья. Его мировоззрение пронизано мыслью, что все есть творение Бога, его природное существование конечно. Вместе с тем, будучи носителем искры божьей – разума, человек получает приоритетное место природе. И природа, и человек живут по собственным законам, реализуя специфические цели божественного творения замысла. Возвышаясь над природой, человек, не может, однако, нарушить изначальный порядок. Отсюда нигилистическое отношение к экспериментальному освоению (познанию) природы, обращенность лишь к духовной сущности божественного творения.

Христианство с его “противопоставлением духа и плоти” и призывом к сотворенному по образу и подобию божьему человеку господствовать над всеми живыми существами идеологически негативно повлияло на экологическую ситуацию. Наличие свободных территорий перераспределение земель между государствами путем войн, малочисленность населения создавали возможности для экстенсивного развитого производства. Уже в XV-XVI веках в ряде европейских государств появились специальные законодательные акты по регламентированию лесного хозяйства, охране: отдельных видов животных. Поэтому и в христианском мировоззрении была также и экологически позитивная струя, которую современные западные авторы видят в деятельности Франциска Ассизского, читавшего проповеди зверям и птицам, а в православии он прослеживается в трудах Сергия Радонежского, который еще до основания Троице-Сергиевой лавры кормил медведей, приходивших к его одинокому жилью, и сосуществовал с ними вполне мирно. Поэтому христианское понимание природы есть нечто переходное от древнего мифологического обожествления природы к ее эксплуатации.

Вместе с  тем, следует сказать, что и состояние, и характер феодального производства, и застойная социальная жизнь, господство религиозного мировоззрения не только не создавали стимулов для выработки  фундаментальных идейно-философских обобщений, для формирования системного научного взгляда на природу, но и усиленно препятствовали этому. Очень хорошо и образно об этом сказал А.И. Герцен: Схоластика “так презирала природу, что не могла заниматься ею… природа не брала участия в бесконечных спорах схоластиков… они считали Природу подлой рабой, готовой исполнять своевольную прихоть человека, потворствовать всем нечистым побуждениям, отрывать от высшей жизни, ив то же время они боялись ее тайного демонического влияния, уверенные, что вся Вселенная находится в личных отношениях с каждым человеком, неприязненных или мирволящих… Ученые занятия в то время получили характер чисто книжный, которого они в древнем мире не имели: кто хотел знать, развертывал книгу, от жизни же и от природы отворачивался”.

Эпоха Возрождения – это начало современного исследования природы, “впервые, собственно говоря, открыла Землю”. (Энгельс). Европейский человек увидел, что окружающий мир отнюдь не враждебен и не чужд ему. Возрождается идея гармонии природной сущности человека и природы в целом. Природа приобретает самостоятельную эстетическую ценность, так же как и человек. Истоки нового взгляда, на природу восходят к Николаю Кузанскому, труды которого считают определенного рода гранью между средневековой ортодоксией и смелыми философскими обобщениями Ренессанса. По сути дела именно Кузанский возродил идей Пифагора, Анаксагора, Демокрита и Эпикура о бесконечности мира, об отсутствии у него некоего, центра, о взаимосвязи явлений природы. Мир предстал познаваемым, а процесс познания – бесконечным. Богу в таком мире осталось мало места, ибо главной опорой религиозного чувства всегда было и остаётся убеждение в существовании непознаваемого.

Все полнее раскрывается роль эксперимента, опытного знания, прогресс мануфактурного производства подталкивает развитие науки, из существа божественного человек превращается в земного бога, способного преобразовать, изменить природу в соответствии со своими потребностями. 

Поэтому идея господства человека над природой становится ведущей в восприятии природы в Новое время. Получает распространение утилитарно-прагматическое отношение к природе как безмерной кладовой, из которой можно черпать жизненные блага. И в этом предназначение природы. И не случайно, поэтому французский мыслитель XVIII в Монтескье увидел в природной среде главную движущую силу общественного развития.

Освободившись от ига теологии, миропонимание подпало под власть идеи господства человека над природой. Практическим результатом такого отношения к природе стало беспрепятственное расхищение природных богатств, “…природа становится всего лишь предметом человека, всего лишь полезной вещью…”. 

Однако, отношение человека к природе, начиная с эпохи НТР1 внутренне противоречиво. Практически-утилитарное отношение к природе не только создает условия для “господства” над природными силами и явлениями, но и обогащает знание о ней. И, прежде всего такими идеями, как идея активности природы, ее способности к самообновлению, идея единства человека и природы, их взаимовлияний и развития. Будучи природным существом, человек, продолжает эволюцию природы, создает “вторую” природу, изменяясь сам в процессе созидательной деятельности. Поэтому смысл человеческого бытия только и не столько в эксплуатации природных ресурсов, не в господстве человека над природой, а в сохранении и умножении природного многообразия. НТР - грандиозный переворот в производительных силах современного общества. Она знаменует начало нового этапа во взаимодействии общества и природы. Колоссально вырастает объем производства, а, следовательно, использование природных ресурсов. Эта кризисная ситуация свидетельствует о том, что полностью исчерпал себя старый тип отношения природы и общества, что человечество созрело для перехода на новый этап взаимодействия с природой. Суть нового этапа состоит в практическом преодолении отрыва человека от природы и противопоставления общества природе, в утверждении их единства на основе формирования новой системы, включающей в себя и производство и природные процессы, и жизнедеятельность человека и условия этой жизнедеятельности.

Информация о работе Проблемы взаимодействия общества и природы