Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:12, реферат
В последние десятилетия XX и начинающегося XXI в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена. Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений.
Введение………………………………………………………………….……
3
1. Исторический аспект взимоотношений человека с природой…………..
5
2. Понятие географической среды……………………………………………
11
3. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы
13
4. Проблемы взаимодействия общества и природы………………………...
21
Заключение………………………………………………………………...…..
27
Список использованной литературы…………………………………..….…
28
4. Проблемы взаимодействия общества и природы
в современном Мире.
В отличие от прошлых времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества и природы. Вернадский В.И. выделил три важнейших закона:
До недавнего времени считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро и поэтому по мере развития науки и экономики зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части.
Уже было сказано, что планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа" (Рис.1).
Рис. 1 Общая схема взаимодействия общества и природы
Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать следующим принципам:
Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.
Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения и понятийного аппарата, таких, в том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство".
Производительные силы - это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества.
Национальное богатство - это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы.
Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован.
К сожалению, на указанном пути стоит культура потребителя. Резко, но справедливо об этой личности сказала экономист С. Любимцева: "В массе своей это - личность деградирующего типа, расслабленного ума (речь идет о волевой и нравственно-волевой расслабленности). Это личность, не умеющая работать целенаправленно и продуктивно. Ее "творческий" потенциал вписывается в "информационное потребительство", мир мнимых переживаний и собственных пристрастий".
Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе.
Современные научные подходы заставляют отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс.
"Мы отнюдь не
властвуем над природой так,
– писал Ф.Энгельс, – как
завоеватель властвует над
Возрастает и ответственность человека за ход эволюции, поскольку воздействие человека на природу приобретает уже не локальный, а глобальный характер. При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии.
Вершина и исходный пункт
нового рационализма – осмысление
ценности жизни каждого человека
в структуре общественного
Таким образом, экологические задачи – как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.
Заключение
Развитие отношений между обществом и природой имеет эволюционный характер. На заре своего существования человек был почти слит с природой. Это было первоначальное и примитивное единство, когда человек материально полностью зависел от природы, а духовно не выделял себя из нее.
Но это примитивное единство отрицается с возникновением
скотоводства и земледелия - первых форм
активного преобразования человеком природных
условий его существования, с возникновением
ремесла и т. д. Человек начинает все более
выделяться из природы. Этот процесс с
самого начала был внутренне противоречивым.
С одной стороны, человек втягивает в свою
хозяйственную деятельность все новые
элементы и силы природы и тем самым устанавливает
с ней все более многосторонние связи.
С другой - он все более отдаляется от природы,
замыкаясь в создаваемой им искусственной
среде. Преобразуя природу, человек приспосабливал
ее к своим потребностям и считался при
этом со своими интересами, а не с тем,
какие последствия его действия имеют
для самой природы.
С возникновением промышленности, изменением
технической базы сельскохозяйственного
производства, развитием процессов урбанизации
отделение человека от природы доходит
до крайности, до прямого противопоставления,
до резкой противоположности. Господство
над природой оборачивается ее разрушением,
вовлечение в хозяйственный оборот все
большей массы вещества и видов энергии
— расхищением ее богатств, отделение
человека от природы — их отчуждением.
Все эти противоречия концентрируются
в тех экономических, экологических, демографических
коллизиях и проблемах, которые, властно
ставят перед человечеством задачу ликвидации
капитализма как предпосылки и условия
кардинального решения этих проблем.
Информация о работе Проблемы взаимодействия общества и природы