Проблемы взаимодействия общества и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:12, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия XX и начинающегося XXI в. мировая экономика, балансируя на грани самого глубокого и затяжного спада за всю историю, переживает непростые времена. Ее буквально сотрясают энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы, грандиозные социально-политические перемены планетарного масштаба. В этих условиях сохранение природы и рациональное природопользование стали одними из наиболее важных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех народов. Они отражаются на многих сторонах современных международных политических и экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……
3
1. Исторический аспект взимоотношений человека с природой…………..
5
2. Понятие географической среды……………………………………………
11
3. Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы

13
4. Проблемы взаимодействия общества и природы………………………...
21
Заключение………………………………………………………………...…..
27
Список использованной литературы…………………………………..….…
28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия1.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Роль природы  во всех направлениях деятельности современного человечества весьма значительна и  постоянно повышается. Повышается и  степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. В этом проявляется усиление влияния человеческого разума на разные области природы – от микромира до мегамира. Среда обитания человечества в самом широком понимании становится средой активного воздействия человеческого разума – ноосферой (от греческого noos – ум, разум). Таким образом, биосфера как сфера живой природы, включающая в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.

Надо сказать, что понятие ноосферы ввел вначале  ХХ века  французский ученый Э. Леруа (1870–1954). В основе же концепции ноосферы лежат работы великого русского ученого В.И.Вернадского (1863–1945) и французского мыслителя П.Тейяра де Шардена (1881–1955). Они показали, что начинающаяся эпоха являет собой принципиально новый характер взаимодействия общества и природы. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Человеческий разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает.

В.И.Вернадский считал, что о мере того, как связь общества с природой становится более глубокой и органичной, человеческая история все больше совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все больше совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. И надо сказать, что состояние мира и гармонические отношения людей в обществе более благоприятны не только для самого общества, но и для природы, чем войны или социальные и межнациональные конфликты.

Концепция ноосферы характеризует общество во всех его  взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические  и нравственные стороны, указывает  на научные основы морали, демократии и гуманизма. Главная ее цель –  определение научных и нравственных принципов достижения гармонических отношений между обществом и природой.

На основе использования энергии и вещества природы, практического  применения ее законов создан мир современной цивилизации, ставший важнейшей частью ноосферы. Этот мир не без оснований называют «второй природой», ибо предметы цивилизации чаще всего представляют собой материал природы, подвергшийся воздействию человеческого труда. В результате они приобретают свойства и формы, благодаря которым могут удовлетворять потребности людей. Современная цивилизация, будучи наиболее динамичным элементом ноосферы, расширяет и качественно совершенствует свое воздействие на природу. Это,  однако, не означает, что результаты данного воздействия всегда положительные.

Такой аспект отношения человека к природе, зародившийся в середине XX столетия становится все более ведущим. Ибо, нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу достигло глобальных размеров. От науки, философии, искусства, нравственности теперь требуются интегрированные представления о мире природы в целом, о мире природной и духовной сущности людей в целом, о взаимосвязи природного и человеческого миров. Генеральной линией становится разноплановое исследование общих законов их сосуществования.

Итак, в процессе исторического развития человечества менялось, его отношение к природе. В период становления человека преобладал зависимость его от сил природы. Отсюда обожествление этих сил, господство антропоморфного миросозерцания, а также зооморфического объяснения природной реальности. По мере же развития производительных сил шло все большее наступление на природу, ее покорение. Формируется соответственно и отношение к природе как источнику жизненных благ для удовлетворения человеческих потребностей. По своему характеру такое отношение можно назвать практически-утилитарным, потребительским. Это отношение в современных условиях проявляется в наибольшей степени. Поэтому дальнейшее развитие социального прогресса настоятельно требует гармонизации отношений общества и природы за счет уменьшения потребительского и возрастания рационального, усиления этического, эстетического, гуманистического к ней отношения.

 

4. Проблемы взаимодействия общества и природы

в современном  Мире.

 

В отличие от прошлых  времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества и природы. Вернадский В.И. выделил три важнейших закона:

  1. закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
  2. закон возрастающего воздействия человека (общества) на природную среду;
  3. закон возрастающей зависимости общества от природной среды.

Если  понятие ноосферы концентрирует  в себе осознании единства природы и надежды на его упрочение, то другое понятие, "глобальные проблемы современности", выражает опасения за будущее человечества.

Понятие "глобальные проблемы" получило распространение с середины ХХ века. Глобальными  являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни. 
 Первая группа глобальных проблем - интерсоциальные проблемы. Установление мирного существования между странами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мира в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка разработки и распространения современного оружия - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.

Вторая  группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и Космоса.  Третья  группа глобальных проблем - это проблемы, связанные с взаимодействием человека и общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению срока человеческой жизни в среднем на 10 лет.

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании.

До недавнего времени  считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро и поэтому по мере развития науки и экономики зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части.

Уже было сказано, что  планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной  воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа" (Рис.1).

Рис. 1 Общая схема взаимодействия общества и природы

Для поддержания целостности  биосферы современное общество должно следовать следующим принципам:

    • Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.
    • Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.
    • Третий принцип взаимодействия общества и природы -принцип компенсации производимых у природы изъятий. 
      Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.
    • Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.
    • Пятый методологический принцип природопользования - принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.
    • Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся). В подтверждение можно привести слова Ф. Энгельса: "Только общество, способное установить гармоническое сочетание ...производительных сил по единому общему плану..." может "устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы..." [4.c. 71].

Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами  экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.

Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения  и понятийного аппарата, таких, в  том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство".

Производительные  силы - это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества.

Национальное  богатство - это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы.

Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован.

К сожалению, на указанном  пути стоит культура потребителя. Резко, но справедливо об этой личности сказала экономист С. Любимцева: "В массе своей это - личность деградирующего типа, расслабленного ума (речь идет о волевой и нравственно-волевой расслабленности). Это личность, не умеющая работать целенаправленно и продуктивно. Ее "творческий" потенциал вписывается в "информационное потребительство", мир мнимых переживаний и собственных пристрастий".

Человек долгое время  рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе.

Современные научные  подходы заставляют отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс.

"Мы отнюдь не  властвуем над природой так,  – писал Ф.Энгельс, – как  завоеватель властвует над чужим  народом, не властвуем над ней  так, как кто-либо находящийся  вне природы ... мы, наоборот, нашей  плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее... все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять". Совершенствуя свои физические и духовные потенции, человек одновременно развивает и потенции остальной природы.

Возрастает и ответственность  человека за ход эволюции, поскольку воздействие человека на природу приобретает уже не локальный, а глобальный характер. При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии.

Вершина и исходный пункт  нового рационализма – осмысление ценности жизни каждого человека в структуре общественного целого. Такое изменение и есть начало новой цивилизации, в которой  должно быть надежно обеспечено первейшее  право человека на жизнь, на мир, на труд.

Таким образом, экологические  задачи – как позитивные (прогноз  и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка  и восстановление воздуха, воды, почвы  и т.д.) – требуют предельно  высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.

Заключение

Развитие отношений между обществом и природой имеет эволюционный характер. На заре своего существования человек был почти слит с природой. Это было первоначальное и примитивное единство, когда человек материально полностью зависел от природы, а духовно не выделял себя из нее.

Но это примитивное единство отрицается с возникновением скотоводства и земледелия - первых форм активного преобразования человеком природных условий его существования, с возникновением ремесла и т. д. Человек начинает все более выделяться из природы. Этот процесс с самого начала был внутренне противоречивым. С одной стороны, человек втягивает в свою хозяйственную деятельность все новые элементы и силы природы и тем самым устанавливает с ней все более многосторонние связи. С другой - он все более отдаляется от природы, замыкаясь в создаваемой им искусственной среде. Преобразуя природу, человек приспосабливал ее к своим потребностям и считался при этом со своими интересами, а не с тем, какие последствия его действия имеют для самой природы. 
 С возникновением  промышленности, изменением технической базы сельскохозяйственного производства, развитием процессов урбанизации отделение человека от природы доходит до крайности, до прямого противопоставления, до резкой противоположности. Господство над природой оборачивается ее разрушением, вовлечение в хозяйственный оборот все большей массы вещества и видов энергии — расхищением ее богатств, отделение человека от природы — их отчуждением. Все эти противоречия концентрируются в тех экономических, экологических, демографических коллизиях и проблемах, которые, властно ставят перед человечеством задачу ликвидации капитализма как предпосылки и условия кардинального решения этих проблем.

Информация о работе Проблемы взаимодействия общества и природы