Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:41, контрольная работа
Как часто употребляем мы слово «истина» и как редко пытаемся определить его значение. Считается, что в истине сокрыт смысл человеческого существования. Что истина есть неискаженное отражение какого – либо объекта познания в нашем уме. Сколько существует на свете этих объектов, столько же может существовать и истин.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. 5
ОБЪЕКТИВНАЯ, СУБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНЫ. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. 8
ПРАКТИКА И ИСТИНА. ДИАЛЕКТИКА ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 18
ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
Тема « Проблемы истины в философии»
Выполнил:
Студент_____ курса
Группа _____
Ельцова
Светлана
Олеговна
Научный руководитель:
_______________________
Владивосток
2011
3
Введение
Понятие истины.
Объективная, субъективная истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Практика и истина. Диалектика теории познания и практики.
Заключение
Библиографический список
3
Как часто употребляем мы слово «истина» и как редко пытаемся определить его значение. Считается, что в истине сокрыт смысл человеческого существования. Что истина есть неискаженное отражение какого – либо объекта познания в нашем уме. Сколько существует на свете этих объектов, столько же может существовать и истин.
В чем же суть истины? Где ее искать? Что она из себя представляет? Какой путь истинный, а какой нет? Что есть истина, а что – ложь? Эти и многие другие вопросы задавали себе люди веками.
Истину люди ищут в религии, где существует мнение, что чтобы обрести истину, понять ее, человек должен отречься от бытовых проблем, освободив таким образом «место» в сознании. Полагают, что истина обретается в мысли, а рождается в сердце.
«Нет религии выше истины» - пишет Е. Блаватская. Из этой фразы можно сделать вывод, что стремление человека достичь истины способствовало развитию многих наук, религий, искусств, а не наоборот.
Истину воспевали и восхваляли в своих произведениях многие поэты и писатели. Вот, что писал об истине один из них, персидский ученный, философ и поэт Омар Хайям:
«На пути Твоем – в поисках много племен,
Ищут всюду слова, но не суть и закон,
Суть же Истины в мире не всех озаряет,
Не познавший ее лишь болтать осужден».
Гораций в своей «Поэтике» говорил, что нравственные истины и законы обретаются в мифах. На основании этого возникает вопрос о сокрытии «истины» в нашей истории. Ведь мифы – это легендарные истории царей и героев древности, значит каждый миф основан на какой – либо великой истине.
«Истина есть великое слово и еще более великое дело. Если дух и душа
3
человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь» - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль, что истина столь же судьбоносна и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение не просто к нашему познанию, но и к самому бытию, к самому существованию человека.[Гегель, Сочинение, М. - 1956 г.]
В данной работе я попыталась рассмотреть понятие истины в целом, формы ее существования, концепции, аспекты.
3
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем, где оно находится в одном ряду с такими понятиями как «справедливость», «добро», «смысл жизни».
Истина – это бытие, сущее, то, что есть. Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает открытость бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, то, что открыто, не утаено от человека.
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания: средства и пути достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, и так далее), формы существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и тому подобное), формы ее реализации, структуры познавательных отношений и многое другое. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
От того как трактуется истина, как решается вопрос достижима ли она , зачастую зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения.
Имеются разные понимания истины:
- истина – это соответствие знаний действительности;
- истина – это опытная подтверждаемость;
- истина – свойство самосогласованности знаний;
- истина – это полезность знания, его эффективность;
- истина – это соглашение.
Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, О.В.Ф. Гегель, К. Маркс, и многие другие философы.
Этой концепции придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи; не отвергают ее и агностики; среди приверженцев классической концепции имеются и метафизики, и диалектики. Различия внутри нее проходят по вопросу о характере отражаемой действительности и по вопросу о механизме соответствия.
Современная трактовка истины, которую разделяют, по-видимому, большинство философов, включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в понятие «действительность» входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат – истина, а так же сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной действительностью человека с практикой. В-четвертых,
3
признается, что истина не только статичное, но также динамичное образование; истина есть процесс.
Наличие праксеологического аспекта в содержании понятия «истина» дает основание для своеобразного определения этого понятия. Так понимать истину, конечно, можно, как возможны и некоторые другие ее определения. Однако модно видеть и узость этого определения, которая состоит и в неопределенности вводимого термина «теоретическая основа», и в игнорировании целого пласта знания, находящегося вне практики. Здесь имеются в виду области знания, как, например, в описательной биологии, которые лишь отражают объекты в простом наблюдении (вне практики) и непосредственно не нацелены на обеспечение новых циклов практики.
Нередко встречается такое мнение, будто истина соотносима только с понятиями и с понятийным мышлением. Но М.Н.Рутневич заметил, что истина как соответствие объекту есть общая характеристика любого гносеологического образа. «Истина» относится и к чувственному познанию. Но поскольку противоположность объективного и субъективного, соответствующего объекту и не соответствующего ему развертывается в мышлении в противоположность истины и заблуждения, поскольку «заблуждение» (в отличии от ложного) обычно употребляется применительно к мысли. Действительно, чтобы «заблуждаться», надо «искать», чтобы «искать», надо иметь известную свободу выбора, а она проявляется вместе с относительной самостоятельностью мышления.
Интерпретация темы проблемы истины требует ответа на два вопроса:
- Каковы средства и пути достижения истины, то есть познавательные способности человека?
- Каковы формы существования истины?
Поиски ответа на вопрос о формах существования истины привели к созданию целого спектра философских концепций конфликтующих между собой. Известный исследователь гносеологической проблематики В.Ильин предлагал два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них – онтологический. В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Примером, онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.
Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э.Гуссерля. Суть онтологизма: истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.
Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.
В рамках гносеологической парадигмы существует несколько концепций истины:
- классическая – истина есть соответствие знаний действительности;
- конвенциональная – истина – это соглашение между членами научного сообщества;
- прагматическая – отождествляет свойство истинности с полезностью знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху;
- когерентная – понимает истину как свойство самосогласованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания;
- неклассическая – указывает на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.
3
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина, по определению, - в субъекте, но она же вне субъекта. Когда говорится, что истина субъективна, это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна – значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.
Одно из представлений объективной истины таково: истина – это адекватное отображение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.
Некоторые идеологи полагают, что содержание истины зависит от классов и от времени. Однако по исходному определению объективная истина внеклассовая и надысторичная.
В.И.Ленин отмечал, что объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества; из этого утверждения вытекает положение о независимости истины и от классов.
Положение о внеклассовом, надысторичном характере объективной истины нисколько не нарушает того, что имеются истины, выражающие интересы классов, что истина определенным образом связана с полезностью знаний и что сама истина изменяется со временем в смысле своей полноты, степени отражения сущности материальных систем и их проявлений.
Например, именно по этой причине – вне классовости и надысторичности – атомистическая концепция Демокрита в своей основе истинна; материальные тела действительно состоят из атомов, а атомы неделимы. Хотя атомы и оказались иными, чем это представлялось в античности, хотя и была доказана впоследствии делимость атомов (хотя, при критике метафизического положения XVII – XVIII веков о неделимости атомов забывают, атомы целостны и неделимы в определенных пределах при определенных условиях; на этом основана в частности, вся химия), - все же данная концепция соответствовала и соответствует своему уровню состояния практики и определенному опыту.
Здесь мы имеем дело с объективно – истинным знанием или с достоверностью, истинностью в главном ее содержании (случай с атомистической концепцией Демокрита). В последнем случае сама концепция в гносеологическом плане есть истина плюс заблуждение, так как данный уровень опыта и представление о неделимости атомов были в то время абсолютизированы и в положении «все тела состоят из атомов, атомы неделимы» не только не содержалось оговорки – «при таких – то условиях», но и полагалось категорическое «атомы неделимы при всех условиях».
Из понимания истины как объективной, независящей от индивидов,
3
классов, человечества, следует ее конкретность.
Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. В это понятие включается указание на время, то есть время существования объекта и момент или период его отображения субъектом. Если же «время объекта» или «время субъекта» меняется, то знание может потерять свою объективность. Из этого следует, что истина всегда конкретна; конкретность включается в объективную истину.
Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.
Объективная истина имеет три аспекта:
- бытийственный аспект – фиксация бытия в истине как предметно-субстратного, так и духовного (когда объектами познания индивида становятся духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов и прочее). Само же бытие является данным субъекту как объект, то есть как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания. Данный аспект истины подчеркивался П.А.Флоренским [Столп и утверждение истины. Т.1 (1). М.- 1990.С.15-16.]: «Наше русское слово «истина» сближается с глаголом «есть» («истина» - «естина») и Вл.С.Соловьевым: «Истина заключается прежде всего в том, что она есть, то есть, что она не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, что она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ли мы ее или нет…Безусловная истина определяется прежде всего не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее». [Соч.: 2т.Т.1. М.,1988. С.691.]