Психика, мышление, сознание: философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Цель моей работы заключается в философском анализе таких категорий, как сознание, психика и мышление.
Для достижения цели мне нужно выполнить следующие задачи:
Изучить сознание и психику человека, выделить уровни сознания
Раскрыть понятие мышления, определить его формы и виды
Познакомиться с психоаналитической философией З. Фрейда, Г. Юнга и А. Адлера

Содержание

Введение
Сознание и психика
Понятие, формы и виды мышления
Психоаналитическая философия: З. Фрейд, Г. Юнг и А. Адлер.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

  1. Сознание и психика
  2. Понятие, формы и виды мышления
  3. Психоаналитическая философия: З. Фрейд, Г. Юнг и А. Адлер.

Заключение

Список литературы

 

Введение

Цель моей работы заключается в философском анализе таких категорий, как сознание, психика и мышление.

Для достижения цели мне нужно выполнить следующие задачи:

  1. Изучить сознание и психику человека, выделить уровни сознания
  2. Раскрыть понятие мышления, определить его формы и виды
  3. Познакомиться с психоаналитической философией З. Фрейда, Г. Юнга и А. Адлера

 

1.Сознание и психика

 

Сознание

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии1.

Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа». Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе2.

Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими».

Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. Иначе говоря, с помощью сознания у каждого субъекта вырабатывается специфическая картина объективной реальности.

В гносеологическом аспекте сознание рассматривается не только в оппозиционном отношении идеального и материального, но и в единстве с ним.

В сфере социологии характерно рассмотрение сознания как компонента, отражающего материальное, объективное бытие общества, интересы различных социальных групп.

В сфере психологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из окружающего мира и отражать действительность в виде психических образов, которые служат в дальнейшем основанием для целенаправленной деятельности.

При анализе различных подходов к феномену сознания философы обычно выделяют идеалистический (где считается, что сознание развивается само по себе и может быть из самого себя понято) и материалистический подход, который не допускает рассмотрение и анализ этого феномена вне жизни социума.

Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание явлено как непрерывный «поток» сменяющих друг друга событий и переживаний. Как пишет Гуссерль «Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения»3. Так же, наряду с непрерывностью, эта последовательность обладает и дискретным качеством. Это объясняется тем, что мысль возникает зачастую беспричинно. Нельзя заставить себя мыслить волевым актом.

 

Психика

Эта категория определяется как «свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности»4.

Психика выполняет функцию управления и ориентации жизнедеятельности субъекта. В процессе взаимодействия субъекта с объективной реальностью происходит психическое отражение. Возникновение сознания связано с изменением и усложнением психики. Природа сознательных отражений действительности может быть выявлена путем объективного анализа. Изучением феномена психики занимается, главным образом психология.

 

Уровни сознания

В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное5.

В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий.

Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. В этой сфере таятся некоторые угрозы человеческому Я со стороны телесных вожделений, страстей и болезненных воспоминаний. В содержание бессознательного входят совокупность телесных ощущений и влечений, инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы.

К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания в виде: а) категориальных структур различного уровня, которые обеспечивают возможность порождения и понимания любых смыслов, а также рефлексии над основаниями человеческой деятельности; б) содержательного объективного знания в виде математических истин, логических правил, законов природы, всеобщих нравственных, эстетических и социальных ценностей; в) творческих озарений и инсайтов; г) базовых черт характера и чувства творческого призвания. Сверхсознательное подразумевает целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования в виде движущих идеалов деятельности и творческих озарений. Акты сверхсознания возвышают человеческое Я, давая ему возможность пережить сверхвременную радость творчества.

 

Воображение

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений6. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения – в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

 

2.Понятие, формы и виды мышления

О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.), однако остаётся ещё немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днём и ночью, – всю жизнь. Попробуйте ни о чём не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чём не думаете.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Это процесс функционирования сознания.

Можно дать еще одно определение мышлению. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений – такова сущность человеческого мышления.

Мышление – это свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой.

Мышление имеет идеальный характер. Для того чтобы мысль могла быть передана другим людям и те ее восприняли и поняли, необходимо "материализовать" ее идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык7.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

 

 

Формы и виды мышления

В науке различают такие формы мышления как: понятие; суждение; умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятия могут быть:

  • общими и единичными
  • конкретными и абстрактными
  • эмпирическими и теоретическими

 

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности8. Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается и опосредствованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть:

  • истинными – это объективно верные суждения;
  • ложными – это суждения не соответствующие объективной реальности;
  • общими. Это когда что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами»;
  • частными – это утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты – отличники»;
  • единичными – это утверждение или отрицание относится только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения9.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно».

Информация о работе Психика, мышление, сознание: философский анализ