Психика, мышление, сознание: философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:31, реферат

Краткое описание

Цель моей работы заключается в философском анализе таких категорий, как сознание, психика и мышление.
Для достижения цели мне нужно выполнить следующие задачи:
Изучить сознание и психику человека, выделить уровни сознания
Раскрыть понятие мышления, определить его формы и виды
Познакомиться с психоаналитической философией З. Фрейда, Г. Юнга и А. Адлера

Содержание

Введение
Сознание и психика
Понятие, формы и виды мышления
Психоаналитическая философия: З. Фрейд, Г. Юнг и А. Адлер.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.88 Кб (Скачать файл)

Различают умозаключение:

  • индуктивное – это такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;
  • дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;
  • по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Существует следующая классификация видов мышления по:

1) генезису  развития;

2) характеру  решаемых задач;

3) степени  развернутости;

4) степени  новизны и оригинальности;

5) средствам  мышления;

6) функциям  мышления и т.д.

3.Психоаналитическая философия: З. Фрейд, Г. Юнг и А. Адлер.

Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 - 1939 гг.). Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" – глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа деятельности индивидов, "Я" – сфера сознательного, посредник м/у "Оно" и "внешним миром". "Сверх - Я" внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. "Сверх - Я" является как бы высшим существом в человеке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием "либедо", которое охватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где доминирующую роль играют так называемые "инстинкт жизни" – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения при помощи "сверх - Я". Фрейд считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека ведут к нервозам.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг)10. Юнг считал, что Фрейд неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В связи с этим он ввел понятие "архетипы" – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. Понятие "архетипы" Юнг разъясняет на основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у современных людей на поверхность через сновидения.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, "бессознательный жизненный план", при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает сверхкомпенсацию (например Наполеон).

 

Заключение

В ходе написания курсовой работы  мне удалось установить следующее:

  1. Сознание  - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.
  2. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
  3. В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное.
  4. Психика определяется как «свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности».
  5. Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов.
  6. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Это процесс функционирования сознания.
  7. В науке различают такие формы мышления как: понятие; суждение; умозаключение.
  8. Существует следующая классификация видов мышления по:

1) генезису развития; 2) характеру решаемых задач; 3) степени развернутости; 4) степени новизны и оригинальности; 5) средствам мышления; 6) функциям мышления и т.д.

  1. Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 - 1939 гг.). Он, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.
  2.   Г. Юнг ввел понятие "архетипы" – формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
  3. Согласно учению А. Адлера, индивид чувствуя свое физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает сверхкомпенсацию (например Наполеон).

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. М.В.Ломоносова, 1998. - 297 с.
  2. Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002.
  3. Гусельцева М.С. Феномен К. Юнга и современная постъюнгианская психология // Вопросы психологии. 2009. № 2.
  4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 2007.
  5. Гуссерль Э., «Философия как строгая наука», 2007 г.
  6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 519 с.
  7. Мельникова Н.А., Алексеев В.О., Мальшина Н.А. «Философия: конспект лекций»,2008 г.
  8. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2005г. – 321с.
  9. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.В. Миронова. - М.:2008 г. - 673 с.
  10. Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. - №3.
  11. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2008. — 368 с.
  12. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2009. - 704с.

1 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2008. -  с. 34

 

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2008. -  с. 37

3 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 2007.

 

4 Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - .: Сов. Энциклопедия, 1983.

5 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с114

6 Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.В. Миронова. - М.:2007 г. - с.234

 

7 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с.228

 

8 Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. - №3.

 

9 Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.В. Миронова. - М.:2007 г. - с.346

10 Гусельцева М.С. Феномен К. Юнга и современная постъюнгианская психология // Вопросы психологии. 2009. № 2.

 

 

 


Информация о работе Психика, мышление, сознание: философский анализ