П. Абеляр о нравственности христианина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Пьер Абеляр (1079 - 1142) один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели- трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Биография...........................................................................................................5
2. Творчество Пьера Абеляра...............................................................................8
3. Учение Абеляра о нравственности христианина………………………….11
Заключение...........................................................................................................13
Список использованных источников.................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

abelyar_g.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

на тему «П. Абеляр о нравственности христианина»

 

 

Выполнил: О. К. Ким, студент 2-го курса 

заочной формы обучения

факультета  таможенного дела

группаТ121ЗСс

Проверил:____________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

__________________________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка:______________________________

Подпись:_____________________________

«     »  ____________  2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................................3

1. Биография...........................................................................................................5

2. Творчество Пьера Абеляра...............................................................................8

3. Учение Абеляра о нравственности  христианина………………………….11

Заключение...........................................................................................................13

Список использованных источников.................................................................15 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пьер Абеляр (1079 - 1142) один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели- трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира. 

Пьер Абеляр был незаурядной  личностью. Его жизнь и творчество наполнены триумфами и драмами, успехами и неудачами, о чем свидетельствует его автобиография - исповедь "История моих бедствий". Взгляды Абеляра на проблему универсалий прошли определенную эволюцию. Сначала Абеляр был крайним номиналистом, затем, заставив Гильома изменить свои взгляды, сам приблизился к реализму.

В целом же, в этическом  учении Абеляра постоянно проводится мысль о том, что мораль, нравственность являются следствием разума, практическим воплощением разумных убеждений  человека, которые, в первую очередь, и заложены в человеческое сознание Богом. И с этой точки зрения, Абеляр впервые обозначил этику как  практическую науку, называл этику  “целью всех наук”, ибо в конечном итоге всякое знание должно находить свое выражение в моральном поведении, соответствующим имеющимся знаниям. Впоследствии, подобное понимание этики  возобладало в большинстве западноевропейских философских учений.

 

 

1. Биография

 

Пьер Абеляр родился в  деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. В юном возрасте слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма. В 1099 году прибыл в Париж, чтобы учиться у представителя реализма - Гийома де Шампо, который привлекал слушателей со всех концов Европы.

Однако вскоре стал соперником и противником своего учителя: с 1102 года Абеляр уже сам учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало. В итоге, он приобрёл себе непримиримого врага в лице Гийома из Шампо. После того как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.

Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл  прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время  в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Пьера Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле. Позднее благодаря Петру Достопочтенному их сын Пьер Астролябий, воспитанный младшей сестрой отца Денизой, получил место каноника в Нанте.

Недовольный монастырскими  порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.

Абеляр стал отшельником  в Ножан-сюр-Сэн и в 1125 году выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый наконец папой от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев.

Его противники с Бернардом Клервоским и Норбертом Ксантенским во главе достигли наконец того, что в 1141 году на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папой с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.

Абеляр удалился в Клюни, где умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине.

Тело Абеляра перевезли  в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем была похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.

История жизни Абеляра  описана в его автобиографии  «Historia Calamitatum» («История моих бедствий»).

 

 

2. Творчество Пьера Абеляра

 

Основной принцип его  философских исканий был сформулирован  в том же рационалистическом духе - “Познай самого себя”. Человеческое сознание, человеческий разум являются источником всех поступков людей. Даже моральным принципам, которые, как  считалось, являются Божественными, Абеляр относится рационалистически. Например, грех - это поступок, совершенный  человеком вопреки своим разумным убеждениям. Абеляр вообще рационалистически  истолковывал христианскую идею изначальной  греховности людей и миссию Христа, как искупителя этой греховности. По его мнению, основное значение Христа было не том, что он своими страданиями  снял с человечества его греховность, а в том, что Христос своим  разумным моральным поведением показал  людям пример истинной жизни.

Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими  памятниками античной культуры. 

Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для  всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное  обоснование. Абеляр - ревностный сторонник  и адепт схоластической логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить  всевозможные ухищрения, в чем и  заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах, недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и  нет" Абеляр анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке. 

Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к  теологии. 

Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.) 

В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время. 

В произведении "Диалог между  философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия  содержит в себе зерно истины, поэтому  христианство не может считать, что  она единственно истинная религия. Только философия может достичь  истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит  нравственное познание. Кроме этого  естественного закона, люди следуют  еще всевозможным предписаниям, но они лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести. 

Этические воззрения Абеляра  изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека. 

В соответствии с этими  своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных  действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.

Этика была представлена у  Абеляра как дисциплина, предмет  которой предполагает оценку деятельности как человечества в целом, так  и конкретного поколения людей. С возникновением в XI в. мощного светского  интеллектуального запроса нравственной ориентированности в мире одним  из центральных пунктов философии  Абеляра стало определение этических  понятий (прежде всего понятия греха) в их отношении к правовому  обеспечению, что породило проблему соотношения двух форм права: естественном и позитивного. Естественное право  определяло понятия греха и добродетели  применительно к Высшему Благу (Богу), позитивное - к праву общему, человеческому, принципы которого были разработаны еще в античной философии; проблема же того, как возможно достижение блага - собственным усилием или  предначертанностью закона - заставила обратиться к иудейской религии. Потому Абеляр заострял внимание при выработке собственной позиции на различные возможности и функции философствования в различных культурных средах, что порождало идею дистанцированности философии от теологии, способствуя возникновению проблемы статуса философии и теологии как отдельных дисциплин. 
Позиция Петра Абеляра, выраженная в трактате “Этика, или Познай самого себя”, состояла во введении в этику понятия интенции (intentio) - осознанного умысла поступка, в отрицании воли как инициатора поступка (воля, обузданная добродетелью воздержания, перестает быть основанием для греха), в переносе внимания с поступка на оценку состояния души, которое позволяет выявить при внешне одинаковых поступках различные намерения (“двое вешают некоего преступника. Один движим ревностью к справедливости, а другой - застарелой вражеской ненавистью, и хотя совершают одно и то же деяние... из-за разницы в намерении одно и то же делается разно: одно - со злом, другое с добром”[2]). Следствия такого отношения к греху таковы: поскольку грех определялся через интенцию и искупался осознанным раскаянием и покаянием, что происходило благодаря внутреннему вопрошанию души, то 1) грешнику не нужен посредник (священник) в общении с Богом; 2) грешниками не являются люди, совершившие грех по неведению или в силу неприятия евангельской проповеди (например, палачи Христа); 3) человек наследует не первородный грех, а наказание за этот грех.

Информация о работе П. Абеляр о нравственности христианина