П. Абеляр о нравственности христианина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Пьер Абеляр (1079 - 1142) один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели- трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Биография...........................................................................................................5
2. Творчество Пьера Абеляра...............................................................................8
3. Учение Абеляра о нравственности христианина………………………….11
Заключение...........................................................................................................13
Список использованных источников.................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

abelyar_g.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

 

3. Учение Абеляра о нравственности христианина

 

В споре реализма с номинализмом, господствовавшим в то время в  философии и богословии, Абеляр занимал  особое положение. Он не считал, подобно  Росцелину, главе номиналистов, идеи или универсалии (universalia) только простыми наименованиями или отвлечённостями, равно не соглашался с представителем реалистов, Гильомом из Шампо, что идеи составляют всеобщую действительность, равно как не допускал того, что действительность общего выражается в каждом отдельном существе. Напротив, Абеляр доказывал и заставил Гильома из Шампо согласиться с тем, что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме, но только индивидуально, конечно (“inesse singulis individuis candem rem non essentialiter, sed individualiter tantum”). Таким образом, в учении Абеляра заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного, и поэтому его справедливо называли предтечей Спинозы. Но всё-таки место, занятое Абеляром по отношению к учению об идеях, остаётся спорным вопросом, так как Абеляр в своём опыте выступить посредником между платонизмом и аристотелизмом высказывается весьма неопределённо и шатко.

Большинство учёных считают  Абеляра представителем концептуализма. Религиозное учение Абеляра состояло в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей, следовательно, и ум, чтобы удержать в пределах игру воображения и  направлять религиозное верование. Вера, говорил он, зиждется непоколебимо только на убеждении, достигнутом путём  свободного мышления; а потому вера, приобретённая без содействия умственной силы и принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.

Абеляр утверждал, что  единственными источниками истины являются диалектика и Священное  писание. По его мнению, даже апостолы и отцы церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная  догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пьер Абеляр (1079-1142) - самый  значительный представитель Средневековой  философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии  не только своими взглядами, но и своей  жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении “История моих бедствий”. С малых лет он почувствовал у  себя тягу к знаниям, а потому отказался  от наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных  школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской  деятельностью. Он приобрел славу искусного  диалектика по всей Европе. Абеляр прославился  также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их переписки.

Пьер Абеляр создал онтологическое учение о Боге как абстрактном  бытии, близкое неоплатонистской онтологии; он исходил не из объекта, а из субъекта, из самодостаточности человеческого мышления. В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом. Разрабатывал схоластическую диалектику (сочинение “Да и нет”). Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Основа нравственных поступков заключается в согласии человека с совестью и в чистосердечности его намерений. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. В соответствии с этим Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховными и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами.

Общий дух учения Абеляра  делал его в глазах католической церкви одним из еретиков. Рационалистическая направленность идей Абеляра (“понимаю, чтобы верить”) вызвала протест  ортодоксальных церковных кругов: учение Абеляра было осуждено соборами 1121 и 1140 гг. Основные разногласия между  Бернардом Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абеляр. История моих бедствий. М., 2003
  2. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука, 2005.
  3. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр //Историко-философский ежегодник '88. - М., 1988. - С.57-71.
  4. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 2007
  5. Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени. Альманах / Под ред. О.Э. Душина, А.Г. Погоняйло. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2008.
  6. http://istina.rin.ru  Философия- Пьер Абеляр
  7. http://www.bibliotekar.ru Философия- Великие мыслители- Пьер Пале Абеляр
  8. http://www.sunhome.ru/ Религия-Пьер Абеляр
  9. http://www.inyemysli.ru Пьер Абеляр - философия и свободомыслие

 

 

 


Информация о работе П. Абеляр о нравственности христианина