Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, доклад
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.
Введение
Глава 1.
Краткий экскурс в историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы
Глава 3.
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения . . . . . . .
Глава 4.
Эпоха Реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Лютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги за XV–XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 5.
Два аспекта свободы в жизни современного человека . . . . . .
Психология нацизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 7.
Свобода и современная демократическая система . . . . . . . .
Глава 8.
Свобода и спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Приложение
Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя»
Список
литературы
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы
Свобода определяет человеческое существование. Однако, субъективное понятие свободы меняется по мере роста самосознания человека. На заре зарождения человечества уровень самосознания был достаточно низок. В то время человек всю свою жизнь был связан с окружающим миром первичными узами. Человек не был индивидуумом, он был членом общности. Идентичность с природой, племенем и религией давали ему ощущение уверенности в себе и в завтрашнем дне. Индивид занимал определенное место в целостной структуре, и это место больше никем не оспаривалось. Он мог страдать от угнетения, но он не страдал от одиночества и мучительных сомнений. С другой стороны, первичные связи затормаживали развитие человека, мешали индивиду стать творческой и плодотворной личностью. Эта ситуация была характерна для первобытного и средневекового (до начала эпохи Возрождения) человека. Пока человек был неотъемлемой частью мира, он не испытывал страха. По мере роста сознания первичные связи человека с миром рвались одна за другой, и он оказывался один на один с этим огромным и ошеломляющим миром.
Процесс индивидуализации начал активизироваться в эпоху Возрождения и достиг апогея в Новое Время. Атмосфера XV–XVI веков (эпоха Реформации) была во многом подобна современности. Краеугольные камни современной культуры были заложены в Европе в конце эпохи Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Возросла независимость человека от внешних властей, а одновременно — его изолированность. В результате у человека развивалось чувство ничтожности и бессилия, росла неуверенность, и терялся смысл жизни. Возрастало бремя негативной свободы.
Эрих Фромм усматривает в процессе индивидуализации два аспекта. Первый аспект — это развитие личности, которую можно определить как совокупность тесно переплетенных друг с другом черт характера, разума, воли и устремлений человека. Второй аспект индивидуализации — это возрастающее одиночество человека. Но в любом обществе существует предел индивидуализации, за который ни один нормальный индивид выйти не может.
Подобно средневековому человеку маленькие
дети в современном обществе связаны
со своей матерью и окружающим
миром первичными связями. При рождении
человек является самым беспомощным
из всех животных. Его адаптация
к природным условиям основана не
на инстинктах, а на процессе обучения.
Инстинкт очень ослаблен у человека
и во многом подменен мыслительным
процессом. Человек находится в
зависимости от родителей более
долгий период времени, чем любое
из животных. Человек испытывает страхи,
которых нет у животных. Но именно
это биологическое
Для ребенка в раннем возрасте характерен детский эгоцентризм: другие люди не вполне осознаются существующими отдельно от ребенка. Только через несколько лет ребенок перестанет смешивать себя с внешним миром. Родители — это часть мира ребенка и одновременно — непререкаемый авторитет. Позднее подчинение ребенка родителям изменяет свой характер. В какой-то момент ребенок остро осознает свою индивидуальность, свою отдельность от остального мира. Ребенок растет — первичные узы рвутся, у него развивается стремление к свободе и независимости. Ребенок развивается физически, эмоционально и индивидуально; его энергия и активность увеличиваются. По мере роста индивидуализации ребенка у него растет осознание себя отдельным от окружающего мира и других людей, утрачивается чувство единства с природой и растет чувство страха.
Первичные связи гарантируют ребенку безопасность. Позднее он начинает осознавать свою обособленность от других людей, свое одиночество. Мир представляется громадным и несущим в себе угрозу; у него возникает чувство тревоги и беззащитности. Чтобы вновь обрести уверенность и избавиться от страха, у человека может возникнуть желание отказаться от своей индивидуальности и попытаться вновь слиться с окружающим миром, установить "квазипервичные связи".
Когда первичные узы рвутся, человеку нужно как-то ориентироваться в мире, найти новые гарантии. Один из возможных вариантов — ребенок начинает искать подчинения у внешней власти, которая взамен дает чувство безопасности. При этом он приносит в жертву плодотворность и полноценность своей личности. В конце концов, подчинение приводит к обратному результату — у ребенка возрастает неуверенность, в нем развивается враждебность и бунтарское отношение, направленное против людей, от которых он зависит.
Условием гармоничного развития ребенка является одновременный рост его индивидуальности и его личности. Опасность заключается в том, что процесс индивидуализации идет более или менее автоматически, а рост личности может сдерживаться определенными факторами. Если первичные связи уже разорваны, а совокупность внешних условий не позволяет личности гармонично развиваться, то свобода превращается в невыносимое страдание, так как она становится источником сомнений и влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. Тогда у человека возникает желание избавиться от такой свободы.
Альтернативный путь к избавлению
от одиночества и чувства
Глава 3
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения
Нельзя сказать, что Средневековье было черным периодом в истории человечества, равно как нельзя сказать, что это было золотое время. Любой из этих взглядов был бы слишком однобоким. К минусам Средневековья можно отнести отсутствие свободы, эксплуатацию большинства населения меньшинством, власть предрассудков. К плюсам относятся чувство солидарности, прямота и конкретность человеческих взаимоотношений, чувство уверенности, подчинение экономики нуждам людей.
У средневекового человека не было свободы, он не мог перемещаться по социальной лестнице из одного класса в другой; он должен был оставаться там, где родился. Ремесленник продавал за определенную цену, у крестьян было определенное место на рынке, член цеха был обязан допускать своих коллег по цеху к любой выгодной сделке. Личность человека отождествлялась с его ролью в обществе: это был крестьянин, ремесленник, рыцарь, но не индивидуум.
При рождении человек попадал в определенное экономическое положение и дальше жил в тесном, понятном и статичном мирке. Человек не был одинок, его роль была вполне определена, его жизнь была наполнена смыслом, и у него не возникало никаких сомнений. В пределах своей социальной группы человек имел достаточную свободу для самовыражения в труде и эмоциональной сфере.
В реальной жизни у человека была возможность проявить свой индивидуализм, хотя на первом плане стала роль человека в обществе.
Церковь старалась облегчить боль и страдания простых людей. Она вселяла в них чувство вины, но одновременно уверяла их в том, что Бог их любит и простит им все их прегрешения.
Человек всю жизнь жил на одном месте, вся его жизнь была проста и понятна, и в будущем каждого ожидал либо рай, либо ад.
Итак, средневековое общество было структурировано, держало человека в оковах, но давало ему чувство уверенности. Понятия индивидуальной личности не существовало, человек видел себя через призму общественной роли. Первичные узы между человеком и миром еще не были разорваны.
Якоб Буркхардт замечательно описал средневековую культуру, подчеркнув недостаток самосознания индивидуума в средневековом обществе [1]: "В средние века обе стороны самосознания по отношению к внешнему миру и своему внутреннему "Я" как бы дремали под общим покрывалом. Покрывало было соткано из бессознательных верований, наивных воззрений и предрассудков; весь мир с его историей представлялся сквозь это покрывало в своеобразной окраске, и человек познавал себя только по расовым особенностям или по признакам, различающим народ, партию, корпорацию, семью, другими словами, понятие личности связывалось всегда с какой-нибудь общей формой".
В период позднего средневековья возросло значение капитала, индивидуальной инициативы и конкуренции. Индивидуализм начал внедряться во все сферы человеческой деятельности.
В Италии культурное развитие происходило быстрее, чем в Европе. Именно в Италии человек впервые вырвался из феодального общества и разорвал узы, дававшие ему чувство уверенности и ограничивавшие его. Итальянец — это первый “индивидуум”.
Благоприятное для торговли географическое положение Италии сыграло при этом не последнюю роль. Рост торговли привел к появлению нового денежного класса, феодальные кастовые различия начали стираться, богатство стало важным фактором.
Как результат прогрессирующего разрушения
средневековой социальной культуры,
сформировался индивид в
Человек открыл, что природа есть нечто, отдельное от него, что ей можно теоретически и практически управлять, и что можно наслаждаться красотой природы.
В эпоху Возрождения образовался новый, богатый и сильный класс, который экономически поработил все оставшееся население. Основная же масса населения потеряла былую уверенность в завтрашнем дне. На смену солидарности пришло циничное обособление. Другой человек стал рассматриваться как “объект” для манипуляций.
Человек лишился уверенности в
других людях и потерял чувство
безопасности. У человека эпохи Возрождения
появилась новая черта
Итак, в эпоху Возрождения в Италии и Европе произошло зарождение капиталистической системы. Человек освободился от экономических и политических оков. В новой системе ему приходится играть активную и независимую роль. Однако, он теряет уверенность и чувство принадлежности к какой-то общности. Он уже не живет в тесном, понятном мирке — мир стал огромным и угрожающим. Человеку угрожают силы, стоящие над личностью — капитал и рынок. У простого человека нет ни богатства, ни власти, он потерял чувство общности с людьми и миром, он раздавлен ощущением беспомощности и ничтожности. Свобода вызвала чувства неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги.
Глава 4
Эпоха Реформации
§1 Учение Лютера
В XVI веке возникли две новые религии — лютеранство и кальвинизм. Во многом эти учения были сходны. Они были призваны помочь представителю среднего класса побороть неуверенность и подвести теоретическую базу под то незавидное положение, в котором вышеупомянутый представитель в это время оказался.
До эпохи Реформации основные католические
доктрины состояли в следующем: человек
по природе своей грешен, но имеет
свойство стремиться к добру; собственные
усилия индивидуума способствуют его
спасению; грешник может покаяться
и тем самым спастись; человеческая
воля свободна в стремлении к добру.
В период позднего Средневековья
получила распространение практика
покупки индульгенций. По церковным
канонам индульгенция вступала в
силу лишь после того, как покупатель
исповедовался и покаялся в содеянных
грехах, “облегчил душу”. Человек
знал, что прощение за провинность
можно легко приобрести за деньги,
и это придавало ему сил, питало
надежду и уверенность. Появление
практики покупки индульгенций свидетельствовало
о зарождении духа нового капитализма.
Грех уже не был бременем, которое
нужно было всю жизнь нести
на своих плечах, а рассматривался
как простая человеческая слабость,
требующая элементарного
Лютер боролся против формальной власти
католической церкви и, в частности,
— против практики покупки индульгенций.
В своих работах он был ближе
всего к среднему классу, на который
в то время стремительно начало увеличиваться
давление со стороны церкви и развивающейся
капиталистической системы. Учение
Мартина Лютера освободило человека
от необходимости следовать
Лютер проповедовал идеи свободы и независимости, а одновременно — то, что человек по природе своей порочен и беспомощен и не способен творить добро по собственной воле. Ничтожность и порочность человеческой натуры — один из центральных аспектов учения Лютера. Только после того, как человек откажется от своей воли, победит свою гордыню и страсть, он получит шанс обрести милость господнюю.
Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлает сатана. Для спасения у человека должна быть вера. Уверовав однажды, человек приобретает праведность Христа, но вполне праведным существом он так и не станет, так как греховен по природе своей, и только отказавшись от своей воли и внутренней свободы, может обрести милость Божью [2]: "Потому что Бог хочет спасти нас не нашей собственной, но внешней (fremde) праведностью и мудростью; праведностью, идущей не от нас и рождающейся в нас, но приходящей к нам из другого места… Итак, должна быть усвоена праведность, приходящая к нам только извне и вполне чуждая нам самим ".
Информация о работе Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»