Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, доклад
В своей книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм развивает основы динамической психологии и анализирует такое состояние человеческой психики, как состояние тревоги. Оказывается, что для большинства людей свобода является психологической проблемой, которая может привести к весьма негативным последствиям. Свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги.
Введение
Глава 1.
Краткий экскурс в историю . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.
Индивидуум, его особенности и двойственный характер свободы
Глава 3.
Предыстория Средневековья и эпохи Возрождения . . . . . . .
Глава 4.
Эпоха Реформации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Лютера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учение Кальвина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Итоги за XV–XVI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 5.
Два аспекта свободы в жизни современного человека . . . . . .
Психология нацизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 7.
Свобода и современная демократическая система . . . . . . . .
Глава 8.
Свобода и спонтанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение
Приложение
Избранные цитаты из книг Эриха Фромма “Бегство от свободы” и «Человек для себя»
Список
литературы
Глава 7
Свобода и современная демократическая система
В этом разделе пойдет речь о плюсах
и минусах современной
На протяжении веков человечество боролось за свою свободу, но одни оковы заменялись другими: на смену господства церкви пришла власть государства, затем — власть совести, и, наконец, — власть рассудка и общественного мнения. Индивидуум создал своими руками огромную машину, и сам стал в ней маленьким винтиком. Индивидуум утратил первичные связи с миром и попал в сильную зависимость от общественного мнения: он знает, каких чувств, эмоций и образа мышления ждут от него окружающие, и это в значительной мере определяет его поведение. В результате индивидуум отрекается от своего "Я" и живет в соответствии с общепринятыми стандартами. Личность становится лишь отражением того, что ожидают от нее остальные и может быть уверенной в себе и в своем будущем, только если ведет себя в соответствии с ожиданиями других. Человек превращается в психологический автомат, лишенный спонтанности, индивидуальности и свободы. Сама структура современного общества способствует возникновению подобных тенденций.
Вся наша система воспитания и образования подавляет спонтанные проявления чувств человека и формирует у него конформистские черты характера. Еще на ранних стадиях развития ребенка учат выражать не свои мысли и чувства. Авторитарные родители пытаются всяческими способами подавить непосредственность ребенка, что часто приводит к конфликтам. Его учат быть дружелюбным, улыбаться, говорить "спасибо" и любить всех без разбора. У большинства детей часто возникает враждебность по отношению к кому-либо или чему-либо, это есть естественный результат конфликтных ситуаций с окружающим их миром. Однако, традиционная система воспитания нацелена на то, чтобы ликвидировать эту враждебность. Спектр средств для этого довольно широк: от угроз и наказаний до запугивания и шантажа. В результате ребенок учится подавлять осознание неискренности и враждебности других людей.
В детях очень сильно стремление к истине, так как это есть единственная соломинка, за которую они могут ухватиться в огромном и непонятном окружающем их мире. Но взрослые не понимают эти стремления маленького человека и при общении с ним могут проявить от легкой снисходительности до открытого пренебрежения, что не может не травмировать психику ребенка. Иногда родители пытаются утаить от детей какие-то аспекты человеческой жизни, и тогда ребенок вместо ответа на свой вопрос может получить отговорку типа: "Не твоего ума дело". Если же ребенок захочет продолжить свой расспрос, то он, вероятнее всего, наткнется либо на вежливый отказ, либо на раздражение взрослого человека.
Когда же приходит пора садиться за школьную
парту, в голову подростка начинают закладывать
уже готовые и проверенные опытом знания;
вместе с тем у него отбивается всякое
желание думать самостоятельно. От учащихся
требуют точно знать все даты, факты, формулы
и т.п. В результате, в голове у ученика
образуется хаос из дат, фактов и событий;
большую часть своего времени он тратит
не на осмысление информации, а на ее заучивание.
Конечно, полностью обойтись без освоения
уже существующей информации невозможно,
но ее переизбыток наносит сильный урон
критическим и аналитическим способностям
человека. Таким образом, вся наша система
воспитания и образования навязывает
человеку некие внешние шаблоны мыслей
и чувств, закладывает фундамент для развития автоматизированного ч
Современный человек носит маску
благополучия, но на самом деле он несчастен
и находится на грани отчаяния.
Поскольку человек теряет спонтанность
и начинает превращаться в робота,
его тянет использовать суррогаты
возбуждения: алкоголь, спорт, острые ощущения
и т.п. Оковы внешней власти, которые
были характерны для средних веков,
пали, но появились законы анонимной
власти, к которым индивидуум вынужден
приспосабливаться. Жизнь индивидуума
приобретает оттенок
Глава 8
Свобода и спонтанность
Выше было описано бремя свободы
негативной. Возникает вопрос: а
существует ли свобода позитивная?
При каких условиях индивидуум может
себя чувствовать независимой
Яркий пример спонтанного поведения — это маленькие дети. Они чувствуют и мыслят действительно по-своему. Они еще не успели усвоить внешние стереотипы и шаблоны мышления. Именно их спонтанность привлекает к себе взрослых.
Эрих Фромм считает, что спонтанная деятельность, направленная на реализацию внутреннего потенциала, — это способ достижения позитивной свободы, вновь объединяющей человека с миром. При этом спонтанность должна опираться на два столпа: добровольную и равноправную любовь и творческий труд. Спонтанность помогает утвердить индивидуальность личности и преодолеть страх одиночества. Если человек не способен действовать спонтанно и выражать свои подлинные мысли и чувства, то он начинает скрываться под маской псевдоличности, что ослабляет силу его действительной личности и разрушает ее целостность.
Человек по своей природе склонен сомневаться относительно себя, своего места в мире и смысла жизни. Спонтанная активность — это способ преодолеть подобные сомнения и реализовать свой внутренний потенциал. После того, как человек займет свое место под солнцем, реализует себя, сомнения касательно смысла жизни и его самого у него исчезнут; он обретет силу и уверенность как индивидуум. И эта уверенность строится не на подчинении могущественной внешней силе, а на спонтанных проявлениях своего истинного "Я".
В рамках позитивной свободы большую роль играет неповторимость индивидуума. Люди рождаются равными, но в то же время они рождаются разными, их физические и психические данные рознятся. Задача каждого человека — наиболее полно реализовать свои внутренние уникальные склонности.
Наивысшей целью человека должно быть не подчинение внешней силе, а реализация своего внутреннего потенциала и развитие своей личности. Если индивидуум движется к реализации своего "Я" и не обращает внимания на посторонние соблазны и искушения, то постепенно он приобщается к позитивной свободе, а его антисоциальные устремления сходят на "нет". Позитивная свобода предполагает то, что индивидуум максимально полно реализует свои способности и при этом ведет активный образ жизни, полный спонтанных проявлений. Эрих Фромм считает, что только демократия может стать необходимой базой для развития позитивной свободы; причем, демократия должна учитывать особенности каждого индивидуума, его устремления и представления о счастье. В дополнение, современная капиталистическая система создает материальный фундамент, необходимый для развития истинного индивидуализма (чего нельзя сказать о положении в современной России). Пока еще ни одно общество не смогло до конца преодолеть все противоречия и создать для всех своих членов условия, благоприятные для их индивидуального развития в рамках позитивной свободы. Однако, успехи таких стран, как США и Канада в этом направлении впечатляющи. Возможно, России следовало бы скопировать их экономические и политические системы, которые развивались в течение довольно долгого промежутка времени, продемонстрировав при этом свою надежность и эффективность. Но этому мешает инертность, характерная для большинства населения сегодняшней России и, в особенности, — для правящих кругов, значительная часть которых находилась у власти еще в советское время и, соответственно, была воспитана на советских принципах. Эти люди прикрываются демократическими лозунгами, но на самом деле преследуют свои личные финансовые интересы и имеют ту же цель, что и номенклатура (бюрократическая элита) в советское время — власть ради власти. Создается такое впечатление, что будущее России мало кого заботит из тех людей, которые сегодня находятся у руля власти.
Эрих Фромм в своей книге “Бегство от свободы” пытается выделить черты, которые должны быть характерны для рациональной экономической системы, поставленной на службу народа. Такому обществу должны быть присущи все завоевания современной демократии: представительное правительство, избираемое народом; гарантированные конституцией каждому гражданину права; принцип о том, что никто не должен голодать, что общество ответственно за своих членов, и что никто не должен посягать на человеческое достоинство другого человека. Также каждому индивидууму необходимо предоставить возможность для подлинной активности и сделать так, чтобы цели общества и индивидуума стали едины. Со стороны же индивидуума требуется, чтобы он принимал активное и ежечасное участие в решении своей собственной судьбы и в жизни всего общества в целом. Возможно, вышеописанная ситуация несколько идеализирована, но это не означает, что к этому идеалу не надо стремиться.
Современный человек очень сильно
страдает оттого, что он стал деталью
огромной машины, превратился в простого
исполнителя, потерявшего смысл
жизни. Индивидуум, наконец, должен перестать
быть объектом для манипуляций, превратиться
из средства в цель. Когда человек
осознает все общество в целом, поставит
экономическую систему на службу
своему счастью и станет активным
участником социального движения, тогда
он сможет преодолеть гнетущее его
чувство одиночества и
Заключение
Несмотря на то, что книга Эриха Фромма “Бегство от свободы” была написана более полувека назад, основные ее положения не утратили свою актуальность и сегодня.
Беспокойство и страх
Подобная тенденция
В заключении хотелось бы отметить, что в книгах Эриха Фромма “Бегство от свободы” и ее продолжении — «Человек для себя» глубоко проанализированы вышеупомянутые проблемы и намечены пути для их решения. Эти книги ориентированы на обычного человека и помогают ему лучше понять себя, свое место в обществе и способы реализации своего внутреннего потенциала. Несомненно, что эти книги способствуют выработке у человека позитивной философской жизненной позиции и будут интересны самому широкому кругу читателей.
Список литературы
1. Якоб Буркхардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, Т.1, Спб, Т. I., Спб, 1905.
2. Martin Luther, The Bondage of the Will, translated by Henry Cole, M. A., B. Erdmans Publishing Co., Grand Rapids, Michigan, 1931, p. 74.
3. Эрих Фромм, Бегство от свободы, ООО "Попурри", г. Минск, 1997.
4. Martin Luther, Rцmerbrief, 13, 1.
5. John Calvin's Institutes of the Christian Relegion, translated by John Allen, Presbyterian Board of Christian Education, Philadelphia, 1928, Book III.
6. Adolph Hitler, Mein Kampf, Reynal & Hitchcock, New York, 1940.
7. Joseph Goebbels, Vom Kaiserhof zur Reichskanzlei, F. Eher, Mьnchen, 1934.
8. Ley, Der Weg zur Ordensburg, Sonderdruck des Reichsorganisation-leiters der NSDAP fьr das Fьhrercorps der Partei, Цит. по: Konrad Heiden, Ein Mann gegen Europa, Zьrich, 1937.
Информация о работе Работа Эриха Фромма «Бегство от свободы»