Религиозный экзистенциализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

1Экзистенциализм: характерные черты, проблематика и основные
направления.
2.Экзистенциальные идеи Льва Шестова и Николая Бердяева.
Карл Ясперс: «пограничные ситуации» и проблемы философской
4. Персонализм Габриэля Марселя.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 44. Религиозный экзистенциализм

1Экзистенциализм: характерные черты, проблематика и основные 
направления. 

2.Экзистенциальные идеи Льва Шестова и Николая Бердяева.

  1. Карл Ясперс: «пограничные ситуации» и проблемы философской

4. Персонализм Габриэля Марселя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экзистенциализм — возможно, наиболее популярное (наряду с психоанализом) философское течение нашего времени. Экзистенциализм, который возник перед Первой мировой войной и окончательно сформировался в 30-е годы XX века, не одно десятилетие причисляли к ведущим направлениям в западноевропейской философии. Своими идеалами он в значительной степени укоренен в иррационалистични мотивы. Как учение он имеет ярко выраженный морально-этический характер.

Название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» — существовать, и обращено не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество — ведущие темы экзистенциализма. «Кохановский В., Яковлев В. История философии р.2. гл 7»

 Экзистенциализм (лат. existentia - существование) - субъективистское  учения, основной задачей которого  является установление содержания  человеческого существования, непосредственно  данное индивиду как его переживания  своего «бытия в мире», через  которое открывается бытие мира.

Экзистенция — человек, постигаемый в своем «самобытии» — Selbstsein, «бытие самим собой». Это бытие «абсолютно исторично», т. е., совершенно неповторимо, не общезначимо, но при этом безусловно. На уровне экзистенции человеку противостоит только трансценденция — в сущности, это философский термин для обозначения Бога.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экзистенциализм: характерные черты, проблематика и основные направления.

Для экзистенциализма человек - это существо, страдающее. Само страдание рассматривается как проявление несовершенства и чуждости мира, мучительное состояние души.

Основные черты экзистенциализма - обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь.

Страх. В исторических и эволюционных концепциях упор делается на объективные законы развития, которые ведут к неизбежному лучшему будущему, а человек представляет как простой исполнитель мировой необходимости. С точки   зрения экзистенциализма, таких законов нет, и человек остается с самим собой перед лицом неизбежной смерти. Поэтому самым   естественным состоянием человека, в котором наиболее полно, является страх - «прапереживание», лежащее в основе существования... В состоянии страха мир как бы берется в скобки и человек оказывается наедине с собой, со своим существованием». Преследуемый страхом смерти, человек ищет свое место в обществе. Но социальная жизнь индивида неистинна. В глубине его личности скрыто подлинное, одинокое существование, которое доступно немногим. Страх  смерти  раскрывает  человеку  его индивидуальность и его одиночество, ибо никто не может умереть вместо другого, каждый уходит из жизни сам.

В то время как верующий христианин считает, что страх нагоняют на человека бесы, и признает только страх Божий, экзистенциалисты полагают, что страх естествен, и даже обоготворяют его за то, что в нем проявляется подлинность человека. Несомненна связь страха с отсутствием веры в загробную жизнь. Экзистенциалисты обосновывают беспокойство человека его конечностью, как теологи этим же - необходимость Бога.

Абсурд. В XX веке поблекли идеалы Просвещения и Прогресса.

Остались идеалы материального потребления, дополняемые пессимизмом людей духовного склада. На первое место выходит понятие абсурда существования. Экзистенциалисты убедительно показали, что, если быть последовательным, вере в Бога можно противопоставить только убеждение в абсурдности бытия. Жизнь, кончающаяся неизбежным распадом, предстает как нонсенс. Если нет Бога и человек умирает насовсем, то жизнь бессмысленна - таков пессимистический вывод экзистенциализма. Душа без веры в Бога и без истории предоставленная самой себе, оказывается во власти абсурда.

Свобода. Сартр подчеркивает значение личного выбора, который мы можем делать только сами и для себя, потому что не существует какого-либо одного, пригодного для всех решения. Даже если и есть наилучший вариант, мы его не знаем. «Выбирать можно все, что угодно, если речь идет о свободе решать». Поэтому свобода - главная ценность и основание всех ценностей. Экзистенциалисты показали такой идеал личности, что на его фоне померк обычный человек, и усилились разговоры об отчужденности, одномерности, деперсонификации. Экзистенциалистов беспокоило, что в современных условиях, когда большинство людей живут в крупных городах и подвержены сильному влиянию средств массовой информации, они становятся все больше похожи друг на друга и теряют свою неповторимую индивидуальность и свободу, которая начинается по ту сторону социальной сферы - в духовной жизни личности. Быть свободным - значит быть самим собой, не думать и не поступать так, как поступают и думают другие.

 

Гуманизм. Хайдеггер четко обозначил два предмета философии:

целостное бытие и человеческое существование. С первым он вернулся в предфилософии, второй характерен для всего экзистенциализма XX века. Стержень новоевропейской философии - дилемма объективного и субъективного - был поколеблен. Хайдеггер интересен критикой основ западного подхода к реальности. Тем самым он намечает выход из него. Экзистенциализм - философия конкретного обособленного в себе человека, зовущая его к свободе и обращающая в конечном счете к выходу, что наилучший путь - становление духа, сфера творчества.

 

Психоанализ. Если экзистенциализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в подсознание. Гартман обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека. В начале XX века австрийский врач Зигмунд Фрейд получил экспериментальный материал, подтверждавший основополагающую роль подсознания в человеческом поведении. Фрейд объяснил самоубийство не сознательным признанием абсурдности бытия и бессмысленности жизни, как считали экзистенциалисты, а подсознательный тягой к разрушению и смерти, которая оказывается выше сознательных мотивов, лишь оправдывающих подсознательные влечения.

 

Прагматизм. Если экзистенциалисты заботились о свободе человеческой индивидуальности и ее подлинности, а психоаналитики – о выявлении подсознательных мотивов деятельности, то американские философы поставили вот главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успеха в деле. Корни такого поведения, получившего название прагматизма (от греческого слова «прагма» - дело, действие), можно найти в Древней Греции. Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность. Она помогает решать человеческие проблемы. Это напоминает философию Древнего Рима. То, что полезно для человека, можно считать истинным. Разум для прагматизма - инструмент добывания успеха в мире, а научные теории - орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь.

Скептицизм. Философия XX века, как позднеантичная и ранневозрожденческая, вернулась к человеку. На вершине развития научной и технической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призывает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и поведение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противопоставляется раскрытие внутренних возможностей человека, то есть то же бытие в человеческом измерении. Если Новое время началось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и пессимизма, и завершение ее круга - третьего после античного и христианского - неслучайно совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом.

Если нет логики истории, на которую рассчитывал XX век, значит, все случайно: и в человеческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.

Люди в ходе своей жизнедеятельности создают и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся всего рода человеческого.

Какие же человеческие проблемы описывает и объясняет категория "бытие"? Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Среди таких универсальных предпосылок самой первой является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, происходящих в природе и мире в целом, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. История человечества демонстрирует извечное стремление людей отыскать такие опоры своего существования, которые блокировали бы в его повседневном сознании ужас, связанный с мыслями о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начиналось сомнение в прочности такого рода опор, привычные данности реальной жизни становились предметом специального размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых установлений - опор. «Кохановский В. Философия р.3 гл.1»

Обычно рассматривают как минимум две разновидности экзистенциализма – «религиозный экзистенциализм» (или христианский - Ясперс, Марсель, Бубер, Шестов) и «атеистический» (Сартр, Камю, Хайдеггер). Сущность их отличия – понимание природы «иного», от чего необходимо зависит человек.

Так, религиозные экзистенциалисты природу этого «иного» определяют как «трансценденцию» (доопытную сущность), открывающуюся лишь в акте веры.  Их бог – не некое человеческое подобие, а философский синоним категории бытия, понимаемого как основа мира. Бог выше всяких разделений, категорий, абстракций. У христианских мыслителей (Бердяев, Марсель) характеристика трансценденции носит отпечаток религиозных ценностей (например, у Марселя Бог – «абсолютный ты» - самый интимный и надежный друг). При всех различиях между собой религиозные экзистенциалисты не мыслят существование божественного вне акта веры. Решение проблем человека и его «экзистенциальной тревоги» религиозные экзистенциалисты видят в преодолении его отчуждения от бога.

Экзистенциализм в его нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде эта концепция представлена в философии Сартра, по мнению которого, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. То есть, нет никакого творца человека, кроме самого же человека, он сам создает свою сущность и является существом, «устремленным в будущее». Впрочем, отрицание идеи бога не облегчает задачу экзистенциалиста определить место человека в мире. Атеистический экзистенциализм осмыслял опыт борьбы с фашизмом и политизировал экзистенциалистскую теорию, связав ее с животрепещущими социально-политическими проблемами послевоенного времени. «Основные направления современной западной философии»

 

 

2.Экзистенциальные идеи Льва Шестова и Николая Бердяева.

Л.И. Шестов (1866-1938) - философ, литератор. Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал "философию трагедии", обращаясь к Священному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.

«Спиркин Александр Георгиевич Философия стр.229»

 Он искал Бога, искал освобождения человека  от власти необходимости. И это  было его личной проблемой. Философия  его принадлежала к типу философии  экзистенциальной, т. е. не объективировала  процесса познания, не отрывала  его от субъекта познания, связывала  его с целостной судьбой человека. Экзистенциальная философия означает  память об экзистенциальности  философствующего субъекта, который  вкладывает в свою философию  экзистенциальный опыт. Этот тип  философии предполагает, что тайна  бытия постижима лишь в человеческом  существовании. Для Льва Шестова  человеческая трагедия, ужасы и  страдания человеческой жизни, переживание  безнадежности были источником философии.

 Тема философии Л. Шестова была религиозной. Он шел от Ницше к Библии. И он все более и более обращался к библейскому откровению. Конфликт библейского откровения и греческой философии стал основной темой его размышлений.

Бог есть прежде всего неограниченные возможности, это основное определение Бога. Бог не связан никакими необходимыми истинами. Человеческая личность есть жертва необходимых истин, закона разума и морали, жертва универсального и общеобязательного.

Царству необходимости, царству разума противостоит Бог. Бог ничем не связан, ничему не подчинен, для Бога все возможно. Может ли Бог сделать так, чтобы бывшее стало небывшим? Это наиболее непонятно для разума. Л. Шестова мучила неотвратимость прошлого, мучил ужас однажды бывшего.

Информация о работе Религиозный экзистенциализм