Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 15:43, контрольная работа
Краткое описание
1Экзистенциализм: характерные черты, проблематика и основные направления. 2.Экзистенциальные идеи Льва Шестова и Николая Бердяева. Карл Ясперс: «пограничные ситуации» и проблемы философской 4. Персонализм Габриэля Марселя.
Он боролся против
тирании разума, против власти познания,
изгнавшего человека из рая, на территории
самого познания, прибегая к орудиям самого
разума. В этом трудность философии, которая
хочет быть экзистенциальной.
Л. Шестов боролся за
личность, за индивидуально неповторимое
против власти общего. Николай
Бердяев «Основная идея философии Льва
Шестова»
Н.Л. Бердяев (1874-1948)
- философ и публицист. Философские размышления
Л. Шестова были ему наиболее близки. В
своих трудах Н.Л. Бердяев поддерживал
мировоззрение Л. Шестова.
В религиозном экзистенциализме
Н.А. Бердяева для человеческого бытия
духовное и материальное слиты в единое
целое. Главное в этом бытии - сознание
временности (экзистенция есть "бытие
к смерти"), постоянный страх перед последней
возможностью - возможностью не быть, а
значит, сознание бесценности своей личности.
по словам Н.А. Бердяева, "...личность
человеческая более таинственна, чем мир",
ее тайна "никому не известна до конца" «Спиркин А.Г. Философия 229,342»
3.Карл Ясперс: «пограничные
ситуации» и проблемы философской истины.
Ясперс Карл(1883—1969)
— выдающийся немецкий, философ, психолог
и психиатр, один из основателей экзистенциализма.
Ясперс исходил из
предположения о том, что в жизни каждого
человека происходит постоянная борьба
различных сил, таких как влечение и рассудок,
чувство и разум, душа и дух, которые влияют
друг на друга и требуют приведения их
к гармоничному состоянию. Однако при
этом индивидуум запутывается в противоречиях
– и в особенно острой форме это происходит
тогда, когда, подгоняемый психологическим
и философским интересом, он пытается
понять, что же с внешней стороны подталкивает
нас к сути вещей и при этом «связывает
все воедино в глубинах нашего внутреннего
мира». Такое взаимодействие сил и интересов
и такие противоречия способствуют появлению
самых различных мировоззрений, – а это
уже имеет далеко идущие последствия для
нашего образа жизни. Эти мировоззрения
представляются Ясперсу с идеально-типической
стороны, как выражение и результат определенных
основных допущений, определяющих нашу
жизнь, ключевых различительных моментов
и возникающих на их основе установок Философия
и психопатология - научное наследие К.Ясперса
Историческое измерение
жизни человека, или жизнь смысла, имеют
своим «истоком» ситуацию. Ситуация —
так сказать, «единица смысла». Ситуация
всегда индивидуальна и всегда целостна,
ее смысловое содержание определяется
ее границами. Границы ситуации — это
границы открытых в ней возможностей.
Пограничные ситуации
имеют, по Ясперсу, ключевое значение для
экзистенции. Границы пограничной ситуации
совпадают с границами экзистенции —
это значит, что сознание не может встать
над такой ситуацией в позицию отстраненного
наблюдателя, так как «за границами этой
ситуации мы ничего не видим» . Пограничные
ситуации окончательны и не подлежат изменению
человеком. Не в наших силах изменить их
— лишь ясно осознать. Граница экзистенции
как жизни Я — это смерть, поэтому общая
форма всех пограничных ситуаций — встреча
со смертью, переживание смерти.
В широком смысле вся
жизнь — пограничная ситуация, однако
человек делает все возможное, чтобы заглушить
в себе сознание этого, переходя от забвения
смерти к ужасу перед ней и наоборот. Пограничная
ситуация осуществляется лишь там, где
есть экзистенциальный опыт смерти. В
таком опыте смерть переживается не как
объективное событие во времени, касающееся
другого или даже меня самого. «История
философии: Учебник для вузов 4M
Васильев - А. А. Кротов - Д. В. Бугай стр.621-623»
С этого момента человек
осознает себя и становится самим
собой, он соприкасается с трансцедентальностью
— высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно
или неосознанно направлена к трансцеденции
— к полному раскрепощению энергии
и пониманию некого высшего абсолюта.
Ясперс исходил из
предположения о том, что в жизни каждого
человека происходит постоянная борьба
различных сил, таких как влечение и рассудок,
чувство и разум, душа и дух, которые влияют
друг на друга и требуют приведения их
к гармоничному состоянию. Однако при
этом индивидуум запутывается в противоречиях
– и в особенно острой форме это происходит
тогда, когда, подгоняемый психологическим
и философским интересом, он пытается
понять, что же с внешней стороны подталкивает
нас к сути вещей и при этом «связывает
все воедино в глубинах нашего внутреннего
мира». Такое взаимодействие сил и интересов
и такие противоречия способствуют появлению
самых различных мировоззрений, – а это
уже имеет далеко идущие последствия для
нашего образа жизни. Эти мировоззрения
представляются Ясперсу с идеально-типической
стороны, как выражение и результат определенных
основных допущений, определяющих нашу
жизнь, ключевых различительных моментов
и возникающих на их основе установок.
Свободу и новые возможности
человек открывает в пограничных ситуациях,
он становится целостным благодаря его
соотнесённости с чем-то другим во всех
формах его бытия: 1) бытия в мире, соотнесённого
с этим миром; 2) сознания, соотнесённого
с его объектами; 3) духа, соотнесённого
с идеей соответствующего целого; 4) экзистенции,
соотнесённой с трансценденцией.
Пограничные ситуации
необходимы для того, чтобы радикальным
образом потрясти субъекта в его бытии
и таким образом пробудить для экзистенции;
человек не должен пытаться их преодолеть
а, наоборот, открыто пойти им навстречу.
«Философия
и психопатология - научное наследие К.Ясперса»
Ясперс, стремился
доказать, что духовный прогресс
человечества, в том числе и
связанный с демифологизацией, не
ведет к утрате смысла нашего
бытия, но только при условии
существования особого бытия, трансцендентного
мысли. По Ясперсу, вера не противостоит
разуму, а существует в единстве
с ним, и ее нельзя рассматривать
как нечто иррациональное.
Идеал философской
веры у Ясперса подчас представляется
модернизированным вариантом кантовского
идеала религии в пределах одного только
разума. Однако Ясперс ощущает границу,
грозящую, философской вере опасностью
переродиться из высокой надпредместности
в пустую, беспредметность и тем самым
утратить характер субстанции. Это вынуждает
философскую веру «просить помощи» у своей,
казалось бы, преодоленной сестры — у
религиозной веры. По Ясперсу, религия,
чтобы остаться правдивой, нуждается в
«совестливости философии», а философия,
чтобы остаться наполненной, нуждается
в субстанции религии.» «Спиркин
А.Г. Философия:Уч.-М.: Гардарики.1999-816с.
Стр. 194,195,242»
4.Персонализм Габриэля Марселя.
Персонализм - философское
учение, зародившееся в конце XIX — начале
ХХ в. в разных концах земли (США, Россия,
Франция). Само название происходит от
лат. persona — личность, и персонализм является
философским течением, ставящим в центр
своего изучения личность человека и личность
Бога. В отличие от философской антропологии,
которая может быть совершенно разнообразна
по своим конфессиональным и мировоззренческим
проявлениям, персонализм по преимуществу
есть религиозное, христианское течение.
На этом экзистенциальном
уровне обретаются такие глубоко персональные
и присутственные экзистенциальные опыты,
как вера, надежда, милосердие.
Человеческая жизнь
Г.-О. Марсель рассматривал преимущественно
сквозь призму противоположности между
тем, чем человек обладает (вещи, мысли,
чувства), и тем, чем она есть, что составляет
ее сущность. Если то, чем человек обладает,
порабощает ее, заставляет прислуживать
ему, его бытия омрачается. В своем труде
«Быть ??и иметь» Г.-О. Марсель противопоставил
мир «объективности» (разобщенный физический
мир) и мир «существование», где преодолевается
дуализм субъекта и объекта, и все отношения
с миром воспринимаются как личностные.
При этом мир перестает быть «проблемой»,
а становится «таинством», то есть сферой,
«в которой разница между тем, что во мне,
и тем, что передо мной, теряет свое значение
и свою первоначальную ценность». Если
объект науки существует только в «третьем
лице» как лишенный индивидуальности
"Он", то экзистенциальный объект
- это «Ты». Восприятие этого объекта всегда
привязанностью, влечением к нему. В мире
«существование» рациональные отношения
заменяются эмоционально-нравственными.
Средством постижения «существование»
является любовь, а не разум. Эмоциональные
отношения недоступны понятийном познанию,
относятся к сфере иррационального.
Г. Марсель говорил,
что ситуация - это то, «во что Я вовлечен»,
она затрагивает субъекта не только извне,
но также изнутри. Ситуация - это данности,
отнесенные к своей собственной переживаемой
экзистенции. Без «Я» нет и ситуации. Мапельман
В.М., Пенькова Е.М. История философии
Учебное пособие для вузов
Учитывая, что внешний
мир с его лжепрогресом (наукой, техникой,
стали самоцелью, предметом «идолопоклонства»)
отрицательно, знеосибнююче действуют
на личность, Г.-О. Марсель рекомендовал
ослабить влияние общества на личную жизнь
и общаться только с «духовным аристократией».
Преодоление трагизма индивидуального
существования возможно также в мистическом
общении с божественным «Ты», который
является источником «веры, надежды, верности
и любви».
Вывод
В настоящее время
философский экзистенциализм представляет
собой довольно мозаичное и в то же время
единое по своей сути явление.
Согласно экзистенциализму
основная задача философии это не научная
проблематика, а различные аспекты человеческого
существования (бытия). В отличие от научного
мышления, базирующегося на теоретических
принципах, экзистенциальное связано
с духовным миром человека, его интимными
переживаниями, бессознательным отношением
к миру. Экзистенционально мыслящий индивид
не может относиться к прошлому, настоящему
и будущему объективно, все его мышление
пронизано человеческой субъективностью.
Личность живет, прежде всего, эмоциями,
понимая иррациональность бытия.
«Основные направления современной западной
философии»
Литература
1..Бердяев Н. «Основная
идея философии Льва Шестова»
2..Бердяев НА. Философия свободы: Смысл творчества. - М . 1989.
3. Васильев - А. А. Кротов
- Д. В. Бугай История философии: Учебник
для вузов 4M 4Кохановский В., Яковлев
В. История философии
5.Кохановский В. Философия
6Мапельман В.М.,
Пенькова Е.М. История философии
Учебное пособие для вузов
7.Спиркин А.Г. Философия:
Учебник
8. Философия и психопатология
- научное наследие К.Ясперса
9. Основные направления
современной западной философии