Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:12, реферат
Речь идет о проблемах, связанных с определением понятий и прояснением языка нравственности и права, исследованием вопроса о сущности и специфике нравственности, соотношением нравственности с политикой, психологией, религией и т.д., изучением структуры и функций нравственности.
Введение.
Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики.
Метафизический поворот в этике (80-90-е годы).
Нравственная философия как система: этика "соборного добра" В.С. Соловьева.
Этические итоги конца XIX века.
Заключение.
Список используемой литературы.
1 Как отмечал
в этой связи Э.Л. Радлов, этика Соловьева
"примыкает как последнее звено к целому
ряду посланий и поучений, которыми переполнена
вся древняя Русь". См.: Радлов Э.Л. Указ.
соч. С. 188. Б.Н. Чичерин не случайно упрекал
Соловьева в слабой теоретической оснащенности
его этики. См.: Чичерин Б.Н. О началах этики
// Вопросы философии и психологии. Кн.
39 (IV), С. 701.
Развитие
советской этики осуществлялось
через установление определенных взаимосвязей
и приоритетов между принципами
формально-теоретических, эмпирических
и морально-прикладных исследований.
Причем сам этот процесс проходил
в условиях "самодостаточности"
марксистской этики, ее отрыва от классической
аристотелевско-кантовской традиции,
ее критической настроенности по отношению
к западной этической мысли. Это определило
своеобразие советской этики, ее замкнутость
в круге собственных проблем, ее специфический
"формализм" и столь же специфический
"эмпиризм". С одной стороны, это выразилось,
в частности, в неявном, социально завуалированном
обращении к кантовским принципам систематизации
и формализации этики (феномен этического
"криптокантианства"), в особенности
в вопросах структуры и специфики морали,
морального деонтологизма и универсализма,
а с другой - в особого рода "социологизаторском
утилитаризме" (прежде всего, в вопросах
обоснования природы морали и прикладной
этики, например, проблемы руководства
и управления нравственными процессами).
Развитие
конкретно-теоретического знания о
морали было сопряжено со сменой парадигмы
общекультурного понимания
Формально-логический
подход, проявившийся при исследовании
структуры нравственного
С начала
80-х годов возобновляется дискуссия
о предмете этики, на этот раз в
плане возможного "отпочкования"
от этики самостоятельной, конкретно-научной
области знания "моралеведения"
или "этосологии" (учение о нравах
и нравственности). Инициированная полемической
статьей В.Т. Ефимова "Этика и моралеведение"
("Вопросы философии", 1982, № 2), дискуссия
выявила широкий спектр точек зрения на
проблемы и перспективы развития этики,
свидетельствующих о намечающемся плюрализме
идей в советской этической науке сер.
80-х годов (итоговый обзор см.: Этика: панорама
идей // "Вопросы философии", 1984. №
6).
Актуальной
задачей завершающего этапа развития
советской этики (вторая пол. 80-х
годов) стало теоретическое построение
системы социалистической нравственности.
В самой постановке этой задачи просматривается
определенная закономерность развития
конкретно-теоретического знания о морали:
от общей, абстрактной "теории коммунистической
морали" 50-х - 60-х годов через исследование
"морали развитого социализма (сер.
70-х) и нравственного мира советского человека
(начало 80-х) к созданию социологически
выверенной, систематической теории социалистической
нравственности (см. "Социалистическая
мораль: проблемы и перспективы", симпозиум
в МГУ, 1986). Эта задача так и осталась до
конца нерешенной в силу социально-политической
трансформации социалистического общества.
Своеобразным
подведением итогов поиска конкретно-теоретического
концепта морали стала коллективная
монография "Что такое мораль"
(1988), в которой нашли свое выражение
основные типологические подходы к
пониманию морали, функционирующие
в советской этике.
К концу
80-х годов формально-
А.А. Гусейнов. История этических учений
Российская
этика. Основные тенденции развития
(90-е годы)
Становление
российской этики в значительной
степени было инициировано процессом
перестройки конца 80-х годов. При
отсутствии позитивных и содержательных
проектов и программ преобразования
советского общества, этика оказалась
востребованной в качестве мировоззренческого
ориентира и общей морально-
Однако
поворот к общечеловеческим ценностям
в этике приобрел в значительной
степени идеологический и общекультурный
резонанс и не стал предметом философско-теоретического
осмысления. Отдельные собственно этические
работы на эту тему [2] затерялись в потоке
социально-публицистической периодики,
издаваемой миллионными тиражами. В результате
исходный импульс становления российской
этики не получил своего теоретического
развития и не оказал заметного влияния
на основной круг ее проблем.
1 Перестройка
и нравственность (материалы "Круглого
стола") // Вопросы философии. 1990. №
7. С. 3.
2 См., например:
Сомсоновa Т.В.
Существенным
фактором формирования новой этической
парадигмы стало "возвращение"
в Россию религиозно-философского наследия
этиков русского зарубежья: основных этических
трудов И.О. Лосского (1991), С.Л. Франка (1992),
Н.А. Бердяева (1993), Б.П. Вышеславцева (1994)
и др., впервые изданных на родине в серии
"Библиотека этической мысли". Это
определило многообразие различных этических
жанров и сближение традиций в рамках
российской этики (религиозно-философской,
научно-позитивистской, марксистской)
[1], что привело к своеобразному пересечению
и взаимопроникновению метафизического
и эмпирического дискурсов в этике. Результатом
этого явилась тенденция реформирования
эмпиризма в этике. Эта тенденция выразилась
в попытке синтеза "базовых, нормативно-этических
программ" - этики гедонизма, утилитаризма,
перфекционизма и альтруизма (Р.Г Апресян,
1995), а также эмпирических подходов к обоснованию
природы моральных абсолютов, в частности,
путем интроспективных эмпирических обобщений
в духе "внутреннего опыта" Д. Локка
(Л.В. Максимов, 1996). В отличие от "метафизического
реформизма" конца XIX - начала XX вв., предусматривавшего
материальную конкретизацию этического
формализма Канта, "эмпирический реформизм",
следы которого можно обнаружить в этических
учениях Е.Н. Трубецкого и Б.П. Вышеславцева,
предполагает своего рода "метафизическое"
обобщение эмпирических данных нравственности.
Восстановление
разорванных связей и традиций в
этике привело к появлению
своеобразного "этического классицизма",
связанного с актуализацией классических
моральных учений. "Классицизм"
в этике вылился в форму
моралистического проекта "гармонизации
добродетели и счастья" (А.А. Гусейнов,
1995). "Великие моралисты" продолжают
традицию "конкретно-идеальной" этики,
намеченной Д.И. Чижевским в работе
"О формализме в этике (Заметки
о современном кризисе
1 Характерным
примером такого рода "сближения"
можно считать сборники научно-
Ослабление
идеологического диктата в
К концу
90-х годов в российской этике
нарастает потребность в
ЛИТЕРАТУРА
Бродский
А.И. В поисках действенного этоса.
Обоснование морали в русской этической
мысли XIX века. СПб., 1999.
Бронзов
А.А. Нравственное богословие в России
в течении XIX столетия. СПб., 1902.
Назаров
В.Н. Опыт хронологии русской этики
XX века. Первый период (1900-1922) // Этическая
мысль: Ежегодник. М., 2000.
Назаров
В.Н. Опыт хронологии русской этики
XX века. Второй период (1923-1959) // Этическая
мысль: Ежегодник. М., 2001.