Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:55, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отда¬ленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, ис¬кусство, техника — словом, все достижения человечества объе¬динили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Введение
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.
Одним из основателей учения о сознательном и бессознательном был З.Фрейд. В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека.
Структура психики и концепция бессознательного З.Фрейда
До Фрейда
психология в качестве объекта исследования
имела, как правило, нормального, физически
и психически здорового человека
и исследовала феномен
Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутри психических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
Это предполагало
постижение скрытых мотивов поведения
человека, а следовательно, и более
глубинное изучение структуры личности,
поскольку исследователь
И Фрейд
как психопатолог, изучая характер
и причины возникновения
В делении
психики на сознательное и бессознательное
Фрейд, не был первооткрывателем. Он
на это и не претендовал, подчеркивая,
что понятие бессознательного содержится
в высказываниях поэтов, философов,
которые понимали всю важность этого
феномена для раскрытия внутренней
жизни человека. Однако фрейдовское
понимание бессознательного отлично
от тех трактовок его, которые
имели место в различных
Пытаясь
постичь существо протекания бессознательных
процессов, он подвергает бессознательное
аналитическому расчленению. Фрейд
выделяет, во-первых, скрытое, латентное
бессознательное: сознательное представление
о чем-либо, которое в последующее
время может перестать быть таковым,
но при определенных условиях способно
снова стать сознательным; во-вторых,
вытесненное бессознательное: представления,
которые не могут стать сознательными
потому, что им противодействует какая-то
сила, и устранение этой противодействующей
силы возможно лишь на основе специальной
психоаналитической процедуры, с помощью
которой соответствующие
Исследуя
сферу бессознательного, Фрейд, подобно
многим мыслителям прошлого, поднимает
вопрос о том, каким образом человек
может судить о своих бессознательных
представлениях. Если последние не
являются предметом сознания, не осознаются
человеком, то можно ли вообще говорить
о наличии в психике
При этом,
в отличие от отвлеченных рассуждений
мыслителей прошлого, которые также
допускали существование
Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.
Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-либо становится предсознательным?".
Для Фрейда
предсознательным, а впоследствии и
сознательным может стать только
то, что некогда уже было сознательным
восприятием, позабытым за давностью
времени, но в той или иной степени
сохранившим следы
В ряде случаев
Фрейд пренебрегает своим членением
бессознательного и вполне намеренно.
Выделенные им психические системы
собственно бессознательного и предсознательного
он объединяет в одну в тех случаях,
когда анализирует
Хотя
представления Фрейда о структурных
уровнях человеческой психики и
менялись на протяжении его теоретической
деятельности, принципиальное деление
на сферы сознательного и
Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.
Пытаясь
проникнуть в механизмы работы человеческой
психики, Фрейд исходит из того, что
выделенный им глубинный, природный
ее слой - "Оно" - функционирует
по произвольно выбранной
Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Сверх-Я".
Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: ""Там, где было "Оно", должно быть "Я". Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.
"Логика"
бессознательного конфликта.
В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие бессознательного влечения стало в его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической организации человека.
Информация о работе Роль Бессознательного в жизни деятельности человека