Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:55, реферат
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отда¬ленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, ис¬кусство, техника — словом, все достижения человечества объе¬динили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.
Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка" бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности" и "удовольствия" путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности.1
Наибольший вклад в развитии концепции бессознательного внес Зигмунд Фрейд.
Бессознательное
не является для Фрейда чем-то абстрактным,
совершенно бессодержательным и
неуловимым, что может выступать
в лучшем случае в качестве отвлеченного
понятия, используемого при описании
некоторых психических
Бессознательные
процессы, компенсирующие сознательное
Я, содержат в себе все те элементы,
которые потребны для саморегулирования
целокупной психики. На личностной ступени
это не признанные сознанием личностные
мотивы, появляющиеся в сновидениях;
или значения дневных ситуаций, не
замеченные нами; или выводы, не сделанные
нами; или аффекты, которые мы себе
не позволили; или критика, которую
мы оставили при себе. Но чем больше
путем самопознания и соответствующего
ему поведения мы осознаем сами себя,
тем интенсивнее исчезает слой личного
бессознательного, залегающий поверх
коллективного
Подобно
многим философам,
Динамика
сознательного и
«Взаимосвязь
сознательного и
Было
бы неверно на том основании, что
бессознательное и сознание - это
противоположные друг другу понятия,
приравнивать бессознательное и
сознательное к животной и человеческой
психике соответственно. Бессознательное
- это столь же специфически человеческое
психическое проявление, как и
сознание, оно детерминировано
Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.
У бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль может перейти в сферу бессознательного.3
Самоустраненность
от жизни ведет к ограниченному
её пониманию, и никогда не способствует
развитию общества и личности. У
Ницше герой Заратустра ушел от людей
в горы и жил там долго в
одиночестве. Затем, продумав все, он решил
вернуться к людям и обратить
их к тому, что он осознал за годы
одиночества. Люди не поняли его речей
и посмеялись над ним. Так Заратустра
понял, что нужно сначала завести
учеников и через их посредство распространять
свое учение. Заратустра хорошо разобрался
в жизни, прежде чем уйти в горы.
В горах он все обдумал и, вернувшись,
обнаружил, что только опыт и размышления
дают возможность правильно
Таким образом,
уход во внутренний мир не означает
разрыва с внешним миром. Напротив,
в границах развивающегося сознания
эта связь постоянна и
Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания:
• Сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком;
• Сознание, которое он уже имеет;
• И сознание в нем самом, которым он еще не овладел.
Отсюда расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием. Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.
В этой связи
закономерен вопрос о языке. Принято
считать, что мысль появляется раньше
ее языкового оформления. Многие мыслители,
исходя из своего опыта, заметили, что
их мысль после своего рождения как
бы ищет свое языковое оформление. Отсюда
распространенность мнения о том, что
при своем зарождении мысль существует
вне языка. Это действительно
так, если отождествить понятие «язык»
с тем, что возникает в результате
человеческого общения и
Существует
масса примеров, на которых можно
отобразить бессознательное как
модель, присвоить ей определённые
характеристики и исследовать её.
Например, пробуждение человека от
сна является ничем иным, как конфронтацией
двух взаимно противоположных
Но даже при таком раскладе, устранить влияние бессознательного не удалось и, скорее всего, никогда не удастся. Невозможно ни стереть бессознательное из человека, ни побороть его сознательно. Однако среди людей встречаются единицы, которые смогли это сделать. Преодолеть в себе бессознательное и действовать преимущественно сознательно. Так и напрашивается концовка «Во имя идеи». Можно вспомнить Ленина, да и других людей, на чью долю выпало тяжелое время. Можно и вспомнить и революцию на Кубе, Че Геварру (настоящее имя – Эрнесто Геварра де ля Серна), а также всех последователей их и им подобных. Эти люди жертвовали собой («У партизана должно быть всё по минимуму» - Че Геварра), пренебрегая спокойной жизнью, шли за идеей. Многие часто говорят, что человек от природы устроен психически слабым существом. Он обретает силу лишь в коллективе единомышленников. Он не в состоянии вести психическую борьбу за первенство в обществе. Подобно тому, как в волчьей стае есть только один вожак. Тот, кто сумел одержать победу над бессознательным внутри себя. Самостоятельно это невозможно, и психологами доказано, что инстинкт лидера в человеке закладывается в самом раннем возрасте, а потом только развивается. Таким образом, мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.4
История человечества говорит прежде всего о факте эволюции общественного психического именно за счет вычислительных ресурсов бессознательного. Человек, как сознательное существо, стал способен поставить вопрос об истоках собственного Я. Достигнутый уровень исследования психики показывает наличие ее сложной организации. Социализация личности приводит к оторванности ее от ее физического носителя тела. Современный человек в понимании себя во многом абстрагирован от собственного тела. В связи с чем, явление смерти личности (как телесной, так и душевной, то есть информационной) неудовлетворительно.
Сознание
находится в сложном
Информация о работе Роль Бессознательного в жизни деятельности человека