Роль права в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 04:42, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью настоящей работы является анализ роли права в жизни общества.
Это предполагает решение следующих задач:
Проанализировать социальные истоки права.
Охарактеризовать значение социального института права в современный период.
Раскрыть социальные функции права.

Содержание

Введение с.3

1. Социальные истоки права с.5

2. Значение социального института права в современный
период с.11
3. Социальные функции права с.17

Заключение с.25

Список литературы с.27

Вложенные файлы: 1 файл

пр. философия права.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Иными словами, по мере развития права создавались преграды грубой силе, прямому насилию, принуждение смягчалось уже потому, что ограничивалось и определялось (ставилось в рамки) санкциями правовых норм.12

Решение споров и конфликтов, пресечение и предупреждение деяний, нарушающих «социальный мир», опасных и вредных для общества и отдельных лиц, обязательно предполагало не только объективный суд-арбитраж (применение норм права, рассмотрение и решение споров и дел о правонарушениях), но и принудительное осуществление принятых решений о восстановлении нарушенных прав, понуждении к исполнению обязанностей, наказании правонарушителей.

Запреты каких-либо действий и применение за них принуждения не исчерпывают  содержания права. Право действенно не только как средство решения уже  возникших конфликтов, но и для предупреждения возможных. Оно способно поддерживать и предписывать порядок в общественных отношениях, охраняя одни отношения, ограничивая развитие других и пресекая возникновение третьих, нежелательных для тех социальных сил, которые способны определять содержание права.

Право основано не (только) на солидарности, ибо с помощью  права подавляются противники классового мира; оно – не воплощение свободы, потому что порой порабощает немалую  часть общества; оно выражает не (только) волю господствующего класса, поскольку этот класс вынужден учитывать и защищать интересы других слоев общества. Но право всегда противоположно произволу, а также социальному хаосу и беспорядку. Право – это способ стабилизации и воспроизводства общественных отношений (с преимущественным учетом интересов социальных групп, способных определять содержание права).

Если в системе правовых категорий противостоящими являются правомочие и обязанность (в правоотношении), правовая норма и правонарушение (в правовой системе), то антипод права в целом – не бесправие, а социальный хаос, беспорядок, разрушение стабильности общественных отношений, нарушение их воспроизводства и динамики либо произвол чиновников и военных, организованных как иерархическая административно-командная система.

Подводя итог изложенному, право по его сущности можно определить как нормативную форму упорядочения, стабилизации и воспроизводства  общественных отношений, поддерживаемую (охраняемую) средствами юридического процесса и государственным принуждением.

Можно заметить, что при  изложенном взгляде на социальную ценность права оно отождествляется с  правопорядком. Это действительно  так – действующее право представляет собой систему юридически оформленных  отношений и норм, определяющих перспективы  существования, воспроизводства и развития данных отношений. Порядок общественных отношений определяется не только как сущее (наличное бытие), но и как должное (будущее). Именно на этом основывается представление о правовом порядке как о режиме стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Правопорядок есть основанный на праве порядок общественных отношений, при котором возникающие споры  и конфликты решает «третье лицо» (правосудие) на условиях, определенных до возникновения данного спора  или конфликта, причем исполнение принятого решения обеспечивается принуждением, монопольно осуществляемым государством.

Право и правопорядок не существовали в истории непрерывно. Они ослабевали и рушились в периоды  завоеваний, гражданских и религиозных  войн, революций и других исторических событий, разрушавших существующее общество. Нельзя назвать обществом, скажем, орды кочевников вместе с населением стран, грабежом которых они живут; трудно говорить об обществе в стране, народ которой завоеван пришлым войском, еще не определившим организацию и систему господства над покоренным народом. Общество не вполне соответствует своему понятию в периоды длительной (Столетней, Тридцатилетней) войны, революции и других чрезвычайных исторических ситуаций.

Из-за этнических конфликтов и нашествий, сословных и классовых междоусобиц, религиозных распрей и войн гибли миллионы людей, уничтожались общества и государства.

В периоды беззаконий оставались клочки права, сохраняли  свое действие некоторые нормы, но в  целом воцарялось «право сильного», т.е. господство не общих (нормативных), а частных решений, нарастание агрессии, разрывающей общество на атомарные части, борьба которых непрерывна, а судьба непредсказуема.

Однако даже в завоеванных  странах произвол и принуждение  не могут длиться бесконечно: они ведут либо к полному разорению, массовому бегству, гибели слабейшей стороны, либо к соглашениям об условиях господства сильных и подчинения слабых.

Одним из важных средств  создания «замиренной среды», дающей возможность производящим классам  воссоздать хозяйство, всегда было право. Уже в Древние времена и в Средние века установление фиксированного размера дани, собираемого завоевателем или военным вождем (вместо грабежа), означало создание нормы, вносящей порядок и стабильность в отношения между взимателем дани и подданными; поэтому попытки взимать дань сверх договоренного рассматривались как произвол, дающий право на сопротивление. В ряде стран Европы в XII–XIII вв. отношения между феодалами-землевладельцами и обрабатывающими их земли крестьянами вообще основывались, по словам Энгельса, на полюбовных соглашениях, определявших твердо установленные, умеренные крестьянские повинности; лишь через несколько веков сохранившиеся еще права крестьян были попраны, а сами они превращены в крепостных. Однако еще большее разорение крестьянству принесла Тридцатилетняя война, особенно произвол мелких вольных отрядов, мародеров.

По своей сущности право призвано обеспечивать в обществе не краткое перемирие (между завоевателями  и побежденными, собственниками и  неимущими, богатыми и бедными, католиками и протестантами и т.д.), а долговременный мир. Однако истории известны не только эпохи стабильного права и правопорядка, но и периоды меняющегося, нестабильного и неавторитетного права, зыбкого, неустойчивого правопорядка, относящиеся обычно к временам коренных социальных изменений. Периоды почти полного отсутствия права, безвластия и беззакония соответствовали либо периоду замены одного типа общества другим, либо эпохе социальных войн и бедствий.

2. Значение  социального института права в современный период

 

В настоящее время  право является одним из социальных институтов. Термин «социальные институты» «широко используется для описания регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества».13

Социальным институтам присущи следующие общие черты:

1. Совокупность целесообразно  ориентированных стандартов (шаблонов) поведения в типичных ситуациях.  Эти стандарты поведения должны  выполняться независимо от личностного отношения к ним включенных в действие данного института индивидов: «Закон плох, но это закон и его надо исполнять».

Основой возникновения  социальных институтов принято считать  социальные потребности, те из них, которые  нередко называют фундаментальными социальными потребностями. Без их удовлетворения невозможно нормальное устойчивое функционирование общества. В связи с особой значимостью фундаментальных социальных потребностей для общества складываются социальные механизмы, цель которых – создание условий, способов, форм, «безусловно» обеспечивающих их реализацию. Именно таким социальным механизмом выступают социальные институты: а) экономические, служащие для становления материальной основы жизни людей и стабильности общества; б) политические, регулирующие осуществление власти и доступ к ней, внутреннюю и внешнюю безопасность; в) институт брака и семьи, обеспечивающий воспроизводство человека и его социализацию, прежде всего молодого поколения; г) культуры, связанные с образованием, религиозной, художественной, научной деятельностью. Выделяются и другие социальные институты, например, в современном обществе все более высокое значение приобретает институт здравоохранения. Наряду с указанными право тоже является социальным институтом.

2. Наличие функций, которые направлены на достижение их целей – удовлетворение социальных потребностей. Для реализации функций всякий социальный институт обладает ресурсами – людскими, финансовыми, материальными и др.

3. Формирование системы  социальных статусов и ролей, при помощи которых организуются социальные позиции, создается их иерархия с предписанными полномочиями и ресурсами, а также комплексом ожидания определенных типов ролевого поведения.

4. Наличие «культурно-идеологической» стороны. Для супругов – это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн, идеология политической конституционной стабильности; для юстиции – образ богини справедливости Фемиды, верховенство закона, правопорядок, законность; для бизнесмена – фирменный и товарный знаки, идеология свободы бизнеса, обязательность договоров; для религии – конфессиональные религиозные ценности, церковные ритуалы, обряды.

5. Существование нормативной  стороны. Для государства –  конституция, законы, кодексы, иные  нормативные акты; для бизнесменов – предпринимательское законодательство, хозяйственная этика, контракты; для наемного работника – должностные инструкции. Нормативный аспект и система санкций обеспечивают поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней формы проявления и внутренней (содержательной). Социальный институт внешне выглядит как совокупность учреждений, организаций, обладающих определенными средствами и осуществляющих конкретную деятельность по реализации их целей. С внутренней (содержательной) стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов деятельности, поведения. Так, если смотреть на юстицию как социальный институт, то внешне это совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (суд, прокуратура, учреждения пенитенциарной системы и пр.) с их материальными, финансовыми средствами, кадрами, а внутренне (содержательно) – совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, осуществляющих определенные социальные функции. Стандарты поведения воплощаются в социальных ролях (судьи, прокуроры, адвокаты).

Праву, рассматриваемому как социальный институт, свойственны  все общие черты социальных институтов. Социальный институт права – это вид социального института.14

Рассмотрим современные  особенности института права  в контексте его роли в жизни  общества.

1. Право есть важнейший  фактор социального порядка. Оно  предназначено обеспечить общую  социальную стабильность, безопасность  посредством регулирующей силы законов и их исполнения; обезопасить граждан, общество от различных проявлений агрессии, насилия, последствий деструктивных конфликтов; гарантировать упорядоченность, предсказуемость в социальных отношениях, сделать их как бы «общефоновыми» общественными условиями.

2. Право относится  к интегративным институтам. Нормы  права, законодательство воздействуют  на все важнейшие стороны жизни  людей, деятельность организаций,  учреждений, органов государства.  Поэтому право в институциональном  плане выступает одним из скрепляющих каркасов, интегрирующих общество.

3. Право является нормативным  образованием, т.е. определяет пределы  допустимого в поведении людей,  правовые рамки деятельности  организаций, облекает в правовые  формы государство; и таким  способом участвует в формировании структуры общества и регулировании социальных отношений.

4. Право, рассматриваемое  в институциональном разрезе,  объектировано в законодательстве. Эффективность его в этом отношении  связана с государством и опирается  на силу. При институциональном подходе к пониманию права важно не только представление о том, в силу каких обстоятельств (альтруизма, лицемерия, боязни наказания) исполняют люди правовые нормы, но и то, что они следуют праву, так как общество потребовало этого от них. Поэтому если человек отказывается исполнять правовые предписания, то общество принуждает его к этому, а при необходимости применяет насилие, придерживаясь принципа: «Сила должна оставаться за законом».

5. Право – часть  действующего в обществе социального контроля, который можно определить как «способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования».15 Круги социального контроля начинаются с первичных малых групп – семьи, друзей; в более широких группах действует контроль профессиональной группы, членов клуба, общественных организаций; наконец, существует социальный контроль внешнего круга; мораль, обычаи, нравы, религия, и юридико-политический контроль.16

6. Право взаимосвязано  с политическими институтами  общества, а потому является инструментом  политики. Содержание права и  его применение связано в большей  или меньшей мере с общественным  и политическим консенсусом в  обществе, властвующей элите.

7. Право – часть  социокультурной ценностной системы  общества, оно отражает и воплощает  доминирующие в нем ценности.

Указанные черты социального  института права в значительной степени близки к дюркгеймовскому  взгляду на общество: социальные факты  суть «вещи». Используя дюркгеймовское понимание социальных фактов, американский социолог П. Бергер делает любопытные замечания о социальных институтах: «Вещь» – это что-то вроде скалы, на которую можно налететь, но которую нельзя ни убрать, просто пожелав свалить ее, ни преобразовать по прихоти воображения. Вещь – это то, обо что можно тщетно биться, то, что находится в определенном месте вопреки нашим желаниям и надеждам, то, что в конце концов может свалиться на голову и убить... Правовые институты, пожалуй, лучше, чем любые другие социальные институты, иллюстрируют данное качество общества... институты задают образцы наших действий и даже формируют наши ожидания. Они поощряют нас, пока мы придерживаемся их предписаний. На случай выхода за эти рамки в распоряжении общества имеется почти неограниченный арсенал органов контроля и принуждения. Санкции со стороны общества способны в любой момент изолировать нас от окружающих людей, подвергнуть осмеянию, лишить не только средств к существованию, свободы, но и, как последняя мера, жизни».17

Информация о работе Роль права в жизни общества