Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
«Диалектика времени и вечности дана Платоном в его "Тимее" (28 а - 29 e). В кратчайшем изложении об этом необходимо будет сказать так.
Самое первичное, полноценное, самое прекрасное и доброе в "Тимее" есть ум, который берется Платоном в его предельном состоянии, т.е. во всеобъемлющем, вечном и бесконечном характере. Но этого ума недостаточно для полноты бытия и жизни, поскольку он является скорее только образцом, или демиургом. Еще нужна материя и организация этой материи по законам вечного ума. Взятая сама по себе материя не есть какая-нибудь вещь, и только чистое становление или чистая возможность ума или той идеи ума, которая объединяется с данной материей.
Материю можно брать или в чистом виде, и тогда это будет сплошное становление, но пока еще неизвестно чего, т.е. не вещей, но только их возможности; можно брать ее и как оформленную какой-нибудь идеей - тогда получается реальная вещь, которая и материальна, и содержит в себе то или иное осмысление. Наконец, материю можно взять и в ее предельном завершении, когда она использована целиком на основах чистого ума. Тогда она есть подвижный образ самого ума, хотя он и вечен, и неподвижен; тогда оказывается возможным рассматривать и самый этот вечный ум в свете его материального становления; тогда он окажется неподвижным образом времени, а время окажется подвижным образом вечности, или вечного ума (37 с).
В этой концепции времени у Платона
обращает на себя внимание одно обстоятельство,
с помощью которого можно уточнить
историческое место данной концепции.
Именно, в "Тимее" (37 d) Платон пишет
о демиурге: "Он замыслил сотворить
некое движущееся подобие вечности; устрояя
вместе с тем небо, он при том, что пребывает
в едином, создает шествующий согласно
числовому порядку вечный образ, которому
мы дали название времени". Платон подчеркивает
числовую природу времени по сравнению
с вечностью, в которой все возможные числа
существуют всегда вместе.» Лосев А. Ф.
Античная философия истории. 10 глава «Платон
и Аристотель». 1977. Режим доступа: Библиотека
РГИУ, http://www.i-u.ru/biblio/
Учение о «триаде»
Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
* "единого";
* "ума";
* "души".
"Единое ":
* является основой всякого
* не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);
* есть ничто;
* выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
* первоначало всего -- всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум":
* происходит от "единого";
* разделен с "единым";
* противоположен "единому";
* является сущностью всех вещей;
* есть обобщение всего живого на Земле.
"Душа ":
* подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое -- ничто" и "ум -- все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;
* также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;
* душа человека (вещи) есть часть мировой души;
* душа бессмертна;
* при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
* постоянство души и смена телесных форм -- естественный закон Космоса.
Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба.
Таким образом, Душа, по Платону, -- бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души -- основа добродетели и мудрости, пылкая -- мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.
Учение о познании Билеты по философии, с. 41. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
* поскольку материальный мир
является всего лишь
* "чистые идеи" невозможно
познать с помощью
* "чистые идеи" можно познать
лишь разумом, благодаря
* высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные -- образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Академия Платона
«Академия Платона -- религиозно-философская школа, созданная Платоном в сорокалетнем возрасте в 387 г. в пригороде Афин. Названа она так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий, где происходили занятия. «Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.» Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона( 24 с.). как рассадник язычества и "вредных" идей. Однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии». Билеты по философии, с. 43. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.
В Академию принимались ученики вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии. Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился там, в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не так много фактов.
Известно, что Платон применял сократовский
метод, который заключался в том,
чтобы рядом вопросов привести ученика
к истине. Когда число учеников
возросло, Платон перешел к настоящим
лекциям. Свидетельствуют об этом изданные
Аристотелем и другими
Исходя из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало методическое распределение предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и проблемы из разных областей благодаря воображению философа, зачастую переплетаются друг с другом.
Наиболее знаменитыми
Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий отошла на второй план; «он желал даже, чтобы она, по существу, являлась лишь художественным отголоском работы и успехов общения преподавания и совместного исследования». Вильгельм Виндельбанд ПЛАТОН. (27с.). www.allbest.ru. По некоторым литературным сведениям Академия напоминала современные высшие учебные заведения: она располагала научным оборудованием, библиотекой, там читались лекции и проводились семинары.
«Основной наукой, определяющей собой
все прочие, является для Платона
диалектика -- метод разделения единого
на многое, сведения многого к единому
и структурного представления целого
как единораздельной множественности.
Диалектика, вступая в область спутанных
вещей, расчленяет их так, что каждая вещь
получает свой смысл, свою идею. Этот смысл,
или идея вещи, берётся как принцип вещи,
как её "ипотеса", закон ("номос"),
ведущий у Платона от рассеянной чувственности
к упорядоченной идее и обратно; именно
так понимается у Платона логос. Диалектика
поэтому является установлением мысленных
оснований для вещей, своего рода объективных
априорных категорий или смысловых форм.
Эти логос -- идея -- ипотеса -- основание
трактуются и как предел ("цель") чувственного
становления. Такой всеобщей целью является
благо в "Государстве", "Филебе",
"Горгии" или красота в "Пире".
Диалектика у Платона является учением
о неделимых целостностях; как таковая
она сразу и дискурсивна, и интуитивна;
производя всевозможные логические разделения,
она умеет и всё сливать воедино. Диалектик,
по Платону, обладает "совокупным видением"
наук, "видит всё сразу"«. Большая
Советская Энциклопедия. Платон. Яндекс,
словари. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/
Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также общественную деятельность, от которой он отказался. В основу платоновского обучения был положен метод математики. «Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах››. Лосев А. Ф., Тафа-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая Гвардия, 1993. (44стр.).
Двадцать лет жизни Платона были посвящены Академии. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367г. до н.э. - Дионисий наследует престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан. Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников.
361г. до н. э. - Платон отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н. э. ему удается вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению лекций в Академии. С 367г. до н.э. его учеником становится Аристотель.
В кругу Академии заканчивается жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти Платона его ученики разделились на две группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах до н. э. отправилась в Ликей под руководством Аристотеля.
«Государство» Платона Билеты по философии, с. 41,42. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников -- "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).
Проблема государственного устройства
была, есть и будет одной из самых
сложных и противоречивых проблем,
стоящих перед человечеством. Множество
людей уже тысячи лет пытаются
понять, каким государство должно
быть «в идеале». При этом некоторые
люди считают лучшим сильное, боеспособное
государство с хорошей
Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
* монархия -- справедливая власть одного человека;
* тирания -- несправедливая власть одного человека. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
* аристократия -- справедливая власть меньшинства;
* олигархия -- несправедливая власть меньшинства. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
* демократия -- справедливая власть большинства. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.
* тимократия -- несправедливая власть большинства, власть
военных вождей, армии. власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия -- власть большинства -- редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
* все население государства (полиса) делится на три сословия -- философы, воины, работники;
* работники (крестьяне и
* воины занимаются физическими
упражнениями, тренируются, поддерживают
в государстве порядок, в
* философы (мудрецы) -- разрабатывают философские теории,
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии