Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция

Краткое описание

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к философии.docx

— 285.04 Кб (Скачать файл)

«Диалектика времени и вечности дана Платоном в его "Тимее" (28 а - 29 e). В кратчайшем изложении об этом необходимо будет сказать так.

Самое первичное, полноценное, самое  прекрасное и доброе в "Тимее" есть ум, который берется Платоном в его предельном состоянии, т.е. во всеобъемлющем, вечном и бесконечном характере. Но этого ума недостаточно для полноты бытия и жизни, поскольку он является скорее только образцом, или демиургом. Еще нужна материя и организация этой материи по законам вечного ума. Взятая сама по себе материя не есть какая-нибудь вещь, и только чистое становление или чистая возможность ума или той идеи ума, которая объединяется с данной материей.

Материю можно брать или в  чистом виде, и тогда это будет  сплошное становление, но пока еще неизвестно чего, т.е. не вещей, но только их возможности; можно брать ее и как оформленную  какой-нибудь идеей - тогда получается реальная вещь, которая и материальна, и содержит в себе то или иное осмысление. Наконец, материю можно  взять и в ее предельном завершении, когда она использована целиком  на основах чистого ума. Тогда она есть подвижный образ самого ума, хотя он и вечен, и неподвижен; тогда оказывается возможным рассматривать и самый этот вечный ум в свете его материального становления; тогда он окажется неподвижным образом времени, а время окажется подвижным образом вечности, или вечного ума (37 с).

В этой концепции времени у Платона  обращает на себя внимание одно обстоятельство, с помощью которого можно уточнить историческое место данной концепции. Именно, в "Тимее" (37 d) Платон пишет о демиурге: "Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устрояя вместе с тем небо, он при том, что пребывает в едином, создает шествующий согласно числовому порядку вечный образ, которому мы дали название времени". Платон подчеркивает числовую природу времени по сравнению с вечностью, в которой все возможные числа существуют всегда вместе.» Лосев А. Ф. Античная философия истории. 10 глава «Платон и Аристотель». 1977. Режим доступа: Библиотека РГИУ, http://www.i-u.ru/biblio/archive/losev_afi/ec10.aspx.

Учение о «триаде»

Платон выдвигает философское  учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

* "единого";

* "ума";

* "души".

"Единое ":

* является основой всякого бытия;

* не имеет никаких признаков  (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни  содержания, и т. д.);

* есть ничто;

* выше всякого бытия, выше  всякого мышления, выше всякого  ощущения;

* первоначало всего -- всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

* происходит от "единого";

* разделен с "единым";

* противоположен "единому";

* является сущностью всех вещей;

* есть обобщение всего живого  на Земле.

"Душа ":

* подвижная субстанция, которая  объединяет и связывает "единое -- ничто" и "ум -- все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

* также согласно Платону душа  может быть мировой и душой  отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

* душа человека (вещи) есть часть  мировой души;

* душа бессмертна;

* при смерти человека умирает  только тело, душа же, ответив  в подземном царстве за свои  земные поступки, приобретает новую  телесную оболочку;

* постоянство души и смена  телесных форм -- естественный закон Космоса.

Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли  и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник  в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни  душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает  все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как  бы предназначена своя участь, судьба.

Таким образом, Душа, по Платону, -- бессмертная  сущность, в ней различаются три  части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души -- основа добродетели и мудрости, пылкая -- мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

Учение о познании Билеты по философии, с. 41. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической  картины мира:

* поскольку материальный мир  является всего лишь отображением "мира идей", то предметом  познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

* "чистые идеи" невозможно  познать с помощью чувственного  познания (такой тип познания  дает не достоверное знание, а  лишь мнение -- "докса");

* "чистые идеи" можно познать  лишь разумом, благодаря высшей  духовной деятельности (идеалистическому  познанию);

* высшей духовной деятельностью  могут заниматься только люди  подготовленные -- образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

Академия Платона

«Академия Платона -- религиозно-философская школа, созданная Платоном в сорокалетнем возрасте в 387 г. в пригороде Афин. Названа она так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий, где происходили занятия. «Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 г.» Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона( 24 с.). как рассадник язычества и "вредных" идей. Однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии». Билеты по философии, с. 43. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.

В Академию принимались ученики  вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии. Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился там, в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не так много фактов.

Известно, что Платон применял сократовский метод, который заключался в том, чтобы рядом вопросов привести ученика  к истине. Когда число учеников возросло, Платон перешел к настоящим  лекциям. Свидетельствуют об этом изданные Аристотелем и другими учениками  некоторые лекции Платона. Каким  образом Платон систематизировал преподавание по предметам - не известно.

Исходя из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало методическое распределение  предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и проблемы из разных областей благодаря  воображению философа, зачастую переплетаются  друг с другом.

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную  философскую школу -- Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Руководство этой школой стало самым  любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий  отошла на второй план; «он желал  даже, чтобы она, по существу, являлась лишь художественным отголоском работы и успехов общения преподавания и совместного исследования». Вильгельм  Виндельбанд ПЛАТОН. (27с.). www.allbest.ru. По некоторым литературным сведениям Академия напоминала современные высшие учебные заведения: она располагала научным оборудованием, библиотекой, там читались лекции и проводились семинары.

«Основной наукой, определяющей собой  все прочие, является для Платона  диалектика -- метод разделения единого  на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её "ипотеса", закон ("номос"), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос -- идея -- ипотеса -- основание трактуются и как предел ("цель") чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в "Государстве", "Филебе", "Горгии" или красота в "Пире". Диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает "совокупным видением" наук, "видит всё сразу"«. Большая Советская Энциклопедия. Платон. Яндекс, словари. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00059/91000.htm?text

Академия заменяла Платону семью, которой у него не было, а также  общественную деятельность, от которой  он отказался. В основу платоновского  обучения был положен метод математики. «Перед входом в Академию каждого  встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике вообще и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах››. Лосев А. Ф., Тафа-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая Гвардия, 1993. (44стр.).

Двадцать лет жизни Платона  были посвящены Академии. Новая школа  привлекла многих греческих юношей, и среди них оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367г. до н.э. - Дионисий наследует престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан. Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников.

361г. до н. э. - Платон отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н. э. ему удается вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению лекций в Академии. С 367г. до н.э. его учеником становится Аристотель.

В кругу Академии заканчивается  жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти Платона  его ученики разделились на две  группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах до н. э. отправилась  в Ликей под руководством Аристотеля.

«Государство» Платона Билеты по философии, с. 41,42. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.

Особую роль в своей философии  Платон уделил проблеме государства (что  было нетипично для предшественников -- "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых  сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество  людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые  люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным  и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает  в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат  Платона «Государство».

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в  котором отпадет необходимость  в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов  Платоном указываются:

* монархия -- справедливая власть одного человека;

* тирания -- несправедливая власть одного человека. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

* аристократия -- справедливая власть меньшинства;

* олигархия -- несправедливая власть меньшинства. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

* демократия -- справедливая власть большинства. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

* тимократия -- несправедливая власть большинства, власть

военных вождей, армии. власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Поскольку тирания, олигархия и  тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия -- власть большинства -- редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Также Платон выдвигает собственный  план государственного устройства, согласно данному плану:

* все население государства  (полиса) делится на три сословия -- философы, воины, работники;

* работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим  трудом, создают материальные блага,  могут в ограниченных размерах  владеть частной собственностью;

* воины занимаются физическими  упражнениями, тренируются, поддерживают  в государстве порядок, в случае  необходимости -- участвуют в военных действиях;

* философы (мудрецы) -- разрабатывают философские теории,

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии