Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
познают мир, учат, управляют государством;
* философы и воины не должны иметь частной собственности;
* жители государства вместе
проводят свободное время,
* не существует брака, все жены и дети общие;
* допускается и приветствуется
труд рабов, как правило,
«... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений…» - писал В.Ф. Асмус.
Прочитав и самостоятельно проанализировав «Государство» Платона, можно выделить некоторые столь актуальные и важные по сей день «чистые идеи». Всё произведение разделено на «книги» - их 10 - и написано диалогом Сократа с его учениками.
1. В диалоге Адиманта и учителя его Сократа: «- ...Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость…» Платон. «Государство». Книга 4. Режим доступа: www.koob.ru. .
Сократ: «Мы же в начале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили …, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Платон. «Государство». Книга 4. Режим доступа: www.koob.ru.
2. Сократ в диалоге с учеником своим Адимантом: « - Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств - к низостям и злодеяниям» Платон. «Государство». Там же.. Бедность - порок, пораждающая грех. Обогащаться не во имя славы и признания, а во имя блага для себя, своих детей и государства. Адимант: «Стало быть, добродетель - это, по-видимому, некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность - болезнь, безобразие и слабость». Платон. «Государство». Там же. «Мелочность - злейший враг души». Платон. «Государство». Книга 6.
3. Сократ: «И мужественным, думаю
я, мы назовем каждого
4. Сократ: «… в государстве три
рода начал, его составляющих:
деловое, защитное, совещательное,
так и в душе есть тоже
третье начало - яростный дух?
По природе своей оно служит
защитником разумного начала, если
не испорчено дурным
5. Сократ в диалоге со своим учеником Главконом: «…к небытию мы с необходимость отнесли незнание, а к бытию - познание…». Платон. «Государство». Книга 5. Режим доступа: www.koob.ru.
6. Сократ в диалоге со своим учеником Адимантом: «…идея блага - вот это самое важное знание, через неё становятся пригодными и полезными справедливость и всё остальное». Платон. «Государство». Книга 6. «К благу стремится любая душа и ради него все совершает». Платон. «Государство». Книга 6.
7. Сократ Адиманту: «И мы говорим, что…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». Платон. «Государство». Книга 6.
8. Сократ: «Исследователи нуждаются в руководителе, без него им не сделать открытий». Платон. «Государство». Книга 7.
9. Изучение разных наук. Первой
наукой Сократ, называет философию,
что есть наукой воспитания
молодых людей. Сократ в
10. Сократ в диалоге с учениками:
«один лишь диалектический
11. Сократ в диалоге с учениками : «Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски». «…друг мой, питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого». Платон. «Государство». Книга 7.
12. Сократ выводит типы
Направление Олигархия Платон. «Государство». Книга 8. : «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении. ...
Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию.. . Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.
Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели». «Главный порок - это норма, на которой он устроен». «...Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно - бедняков, другое - богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга». «Олигархия переходит в демократию примерно следующим образом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче».
«Что же касается самих правителей и их окружения, то молодежь у них избалованная, ленивая телом и духом и слабая; у нее нет выдержки ни в страданиях, ни в удовольствиях, и вообще она бездеятельна». « Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.
В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь». При демократическом строе будут воспитаны большинство юношей : «…наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством». Такое ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всем остальному искажает этот строй и подготавливает нужду в тирании.
Направление тирания. Платон. «Государство». Книга 8. «…стоят во главе: самые ядовитые…произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе». « А разве они не всегда в доле, поскольку власти имеют возможность отнять собственность у имущих и раздать ее народу, оставив большую часть себе?
- Таким-то способом они всегда получают свою долю». «…когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа. Он тот, кто подымает восстание против обладающих собственностью», «…он дает много обещаний частным лицам и обществу…», «…первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... да и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше злоумышляя против него…», «Велико же счастье тирана: он поневоле враждебен всем людям и строит против них козни, пока не очистит…государство». «- По пословице, "избегая дыма, угодишь в огонь"; так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство - рабство у рабов». Тиран способствует безрасудству народа. «Власть неизбежно делает его завистливым, вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестивым; он поддерживает и питает всяческое зло; вследствие всего этого он будет чрезвычайно несчастен…» Платон. «Государство». Книга 9.. Образу тирана и его государственного тиранического устройства выделена 9 книга в «Государстве» Платона.
13. В 10 книге «Государство»
Историческое значение Платона
Историческое значение философии Платона в том, что:
* впервые философом оставлено
целое собрание
* положено начало идеализму
как крупному философскому
* впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества -- государство, законы и т. д.;
* были заложены основы
* была создана философская
9. Краткая биография Аристотеля.
Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.
Аристотель, по словам
очевидцев, с молодости был невзрачного
вида. Худощавый, он имел худые ноги,
маленькие глазки и шепелявил. Но
зато любил одеться, носил по несколько
дорогих перстней и делал необычную
прическу. Воспитываясь в семье врача,
и поэтому, самостоятельно занимаясь
медициной, Аристотель, однако, не стал
профессиональным врачом. Но медицина
осталась для него на всю жизнь
настолько родной и понятной областью,
что впоследствии в своих труднейших
философских трактатах он дает пояснения
на примерах из медицинской практики.
В 367г. до н.э., когда Аристотелю было
17 лет, он уехал в Афины для
продолжения образования и
Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические труды
(«Органон»): «Категории», «Об истолковании»
2. Философия природы:
«Физика», или «Лекции по физике»,
в 8-ми кн., «О небе» в 4-х
кн., «О возникновении и
3. Психология: «О
душе» в З-х кн., а также «Малые
труды по естествознанию» (
4. Биологические
труды: «О частях животных»,
«О движении животных», «О
5. Первая философия:
сочинение в 14-ти книгах, получившее
название «Метафизика». В издании
Беккера ему предшествует
6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.
7. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми кн., «Экономика» в З-х кн. обычно считается не аутентичной, причем 3 книга имеется лишь в латинском переводе. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.
8. Риторика и поэтика:
«Искусство риторики» в З-х
кн., за которым печатается
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским.
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии