Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция

Краткое описание

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к философии.docx

— 285.04 Кб (Скачать файл)

познают мир, учат, управляют государством;

* философы и воины не должны  иметь частной собственности;

* жители государства вместе  проводят свободное время, вместе  едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

* не существует брака, все  жены и дети общие;

* допускается и приветствуется  труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

«... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что  такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий  и свершений…» - писал В.Ф. Асмус.

Прочитав и самостоятельно проанализировав  «Государство» Платона, можно выделить некоторые столь актуальные и  важные по сей день «чистые идеи». Всё произведение разделено на «книги» - их 10 - и написано диалогом Сократа  с его учениками.

1. В диалоге Адиманта и учителя его Сократа: «- ...Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость…» Платон. «Государство». Книга 4. Режим доступа: www.koob.ru. .

Сократ: «Мы же в начале, когда  основывали государство, установили, что  делать это надо непременно во имя  целого. Так вот это целое и  есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили …, что  каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и  притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Платон. «Государство». Книга 4. Режим доступа: www.koob.ru.

2. Сократ в диалоге с учеником  своим Адимантом: « - Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств - к низостям и злодеяниям» Платон. «Государство». Там же.. Бедность - порок, пораждающая грех. Обогащаться не во имя славы и признания, а во имя блага для себя, своих детей и государства. Адимант: «Стало быть, добродетель - это, по-видимому, некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность - болезнь, безобразие и слабость». Платон. «Государство». Там же. «Мелочность - злейший враг души». Платон. «Государство». Книга 6.

3. Сократ: «И мужественным, думаю  я, мы назовем каждого отдельного  человека именно в той мере, в какой его яростный дух  и в горе, и в удовольствиях  соблюдает указания рассудка  насчет того, что опасно, а что  неопасно». Платон. «Государство».  Книга 4.

4. Сократ: «… в государстве три  рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное,  так и в душе есть тоже  третье начало - яростный дух?  По природе своей оно служит  защитником разумного начала, если  не испорчено дурным воспитанием...».  Платон. «Государство». Книга 4.

5. Сократ в диалоге со своим  учеником Главконом: «…к небытию мы с необходимость отнесли незнание, а к бытию - познание…». Платон. «Государство». Книга 5. Режим доступа: www.koob.ru.

6. Сократ в диалоге со своим  учеником Адимантом: «…идея блага - вот это самое важное знание, через неё становятся пригодными и полезными справедливость и всё остальное». Платон. «Государство». Книга 6. «К благу стремится любая душа и ради него все совершает». Платон. «Государство». Книга 6.

7. Сократ Адиманту: «И мы говорим, что…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». Платон. «Государство». Книга 6.

8. Сократ: «Исследователи нуждаются  в руководителе, без него им  не сделать открытий». Платон. «Государство». Книга 7.

9. Изучение разных наук. Первой  наукой Сократ, называет философию,  что есть наукой воспитания  молодых людей. Сократ в диалоге  с Главконом: «если изучение всех разобранных нами предметов доходит до установления их общности и родства и приводит к выводу относительно того, в каком именно отношении они друг к другу близки, то оно будет способствовать достижению поставленной нами цели, так что труд этот окажется небесполезным». Платон. «Государство». Книга 7.

10. Сократ в диалоге с учениками:  «один лишь диалектический метод  придерживается правильного пути: отбрасывая предположения, он  подходит к первоначалу с целью  его обосновать…». Платон. «Государство». Книга 7. «… первый раздел - познание, второй - размышление, третий - вера, четвертый - уподобление. Оба последних, вместе взятые, составляют мнение, оба первых - мышление. И как сущность относится к становлению, так мышление - к мнению. А как мышление относится к мнению, так познание относится к вере, а рассуждение к уподоблению».

11. Сократ в диалоге с учениками : «Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски». «…друг мой, питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого». Платон. «Государство». Книга 7.

12. Сократ выводит типы политического  устройства, применяя метод исследования  от начала до конца становления  определённого строя. Платон. «Государство».  Книга 8. Тимократическое направление: «Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределив их между собою, а тех, кого до той поры они охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой». «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности…» Представитель такого строя «…пожестче, менее образован и, хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами такой человек жесток, хотя их и не презирает, так как достаточно воспитан; в обращении со свободными людьми он учтив, а властям чрезвычайно послушен; будучи властолюбив и честолюбив…»

Направление Олигархия Платон. «Государство». Книга 8. : «Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении. ...

Скопление золота в кладовых у частных  лиц губит тимократию.. . Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель.

Раз в государстве почитают богатство  и богачей, значит, там меньше ценятся  добродетель и ее обладатели». «Главный порок - это норма, на которой он устроен». «...Подобного рода государство неизбежно  не будет единым, а в нем как  бы будут два государства: одно - бедняков, другое - богачей. Хотя они  и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять  друг против друга». «Олигархия переходит  в демократию примерно следующим  образом: причина здесь в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим  якобы в том, что надо быть как  можно богаче».

«Что же касается самих правителей и их окружения, то молодежь у них  избалованная, ленивая телом и  духом и слабая; у нее нет  выдержки ни в страданиях, ни в удовольствиях, и вообще она бездеятельна». «  Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников  уничтожат, иных изгонят, а остальных  уравняют в гражданских правах и  в замещении государственных  должностей, что при демократическом  строе происходит большей частью по жребию.

В демократическом государстве  нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь». При демократическом строе будут воспитаны большинство юношей : «…наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством». Такое ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всем остальному искажает этот строй и подготавливает нужду в тирании.

Направление тирания. Платон. «Государство». Книга 8. «…стоят во главе: самые ядовитые…произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе». « А разве они не всегда в доле, поскольку власти имеют возможность отнять собственность у имущих и раздать ее народу, оставив большую часть себе?

- Таким-то способом они всегда  получают свою долю». «…когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа. Он тот, кто подымает восстание против обладающих собственностью», «…он дает много обещаний частным лицам и обществу…», «…первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... да и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше злоумышляя против него…», «Велико же счастье тирана: он поневоле враждебен всем людям и строит против них козни, пока не очистит…государство». «- По пословице, "избегая дыма, угодишь в огонь"; так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство - рабство у рабов». Тиран способствует безрасудству народа. «Власть неизбежно делает его завистливым, вероломным, несправедливым, недружелюбным и нечестивым; он поддерживает и питает всяческое зло; вследствие всего этого он будет чрезвычайно несчастен…» Платон. «Государство». Книга 9.. Образу тирана и его государственного тиранического устройства выделена 9 книга в «Государстве» Платона.

13. В 10 книге «Государство» исселедуется показательно на бытовых примерах образ создателя, истинно занимающимся искусством и творчесвом, и образ подражателей. Тем самым в диалогах достаточно ёмко разграничены эти образы путём достоинств и недостатков. В пример он ставит Гомера как искусителя «чистых идей».

Историческое значение Платона в философии. Билеты по философии, с. 42. Раздел «Философия». Режим доступа: www.twirpx.ru.

Историческое значение философии  Платона в том, что:

* впервые философом оставлено  целое собрание фундаментальных  произведений;

* положено начало идеализму  как крупному философскому направлению  (так называемая "линия Платона" -- противоположность материалистической "линии Демокрита");

* впервые глубоко исследованы  проблемы не только природы,  но и общества -- государство, законы и т. д.;

* были заложены основы понятийного  мышления, произведена попытка выделить  философские категории (бытие  -- становление, вечное -- временное,  покоящееся -- движущееся, неделимое  -- делимое и др.);

* была создана философская школа  (Академия), просуществовавшая около  1000 лет, где выросли многие  видные последователи Платона  (Аристотель и др.).

9. Краткая биография Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного  вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько  дорогих перстней и делал необычную  прическу. Воспитываясь в семье врача, и поэтому, самостоятельно занимаясь  медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь  настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения  на примерах из медицинской практики. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для  продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет  до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем - в Митилену. Вернувшись в Афины в возрасте 50 лет после 12-летнего отсутствия. В Афинах он создаёт школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму Апполона Ликейского.

Зрелые произведения Аристотеля, составившие Corpus Aristotelicum, делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды  («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы:  «Физика», или «Лекции по физике»,  в 8-ми кн., «О небе» в 4-х  кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях»  ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения включается также псевдоаристотелевский трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н. э.

3. Психология: «О  душе» в З-х кн., а также «Малые  труды по естествознанию» (Parva naturalia), включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании». Включается сюда также неподлинный труд «О духе», относящийся, видимо, к середине. III в. до н. э.

4. Биологические  труды: «О частях животных»,  «О движении животных», «О передвижении  животных», «О происхождении животных».  Эти аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

5. Первая философия:  сочинение в 14-ти книгах, получившее  название «Метафизика». В издании  Беккера ему предшествует трактат  «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

6. Этика: «Никомахова этика» в 10-ти кн., «Большая этика» в 2-х кн., «Евдемова этика», из которой печатаются книги 1-3 и 7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами « Никомаховой этики». 13-15 главы 7 книги иногда считаются 8 книгой «Евдемовой этики». «Большая этика» признается неаутентичной, также неаутентичен трактат «О добродетельном и порочном», относящийся ко времени между I в. до н. э.-I в. н.э.

7. Политика и экономика:  «Политика» в 8-ми кн., «Экономика»  в З-х кн. обычно считается не  аутентичной, причем 3 книга имеется  лишь в латинском переводе. В  школе Аристотеля было описано  государственное устройство 158 греческих  городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус с текстом «Афинской политии» Аристотеля.

8. Риторика и поэтика:  «Искусство риторики» в З-х  кн., за которым печатается неподлинный  трактат «Риторика против Александра»  - ранняя перипатетическая работа.

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. После смерти философа они перешли  к Теофрасту, а затем к его  ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, предоставленные «грызущей критике мышей», а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии