Свободная любовь, брак и семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, лекция

Краткое описание

Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от «влюбленности» к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 89.21 Кб (Скачать файл)

Свободная любовь, брак и семья

Начнем с того же Эриха  Фромма: «Переход от «влюбленности» к  иллюзии любви-"обладания" можно  часто со всеми конкретными подробностями  наблюдать на примере мужчин и  женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба  полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость  жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его. После женитьбы ситуация зачастую коренным образом меняется. Брачный контракт дает каждой из сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнера. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает, — в своего рода собственность. Ни тот, ни другой из партнеров уже больше не прилагает усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает. Оба разочарованы и озадачены. Разве они уже не те люди, которыми были прежде? Не ошиблись ли они?

Как правило, каждый из них  пытается отыскать причину подобной перемены в своем партнере и чувствует  себя обманутым. И ни один из них  не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности друг в друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно иметь, привело их к тому, что они перестали любить. Теперь вместо того, чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем, что имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое: "семью"»

Свободная любовь не может  никак противоречить браку или  семье, если конечно подбраком понимать свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Но есть и другое понимание брака — буржуазное понимание, брак — это гражданско-правовая сделка, договор, где на первом месте стоит собственность, точнее вопрос о режиме имущества будущих супругов. Брак это экономическая сделка. Какая тут может быть любовь, если важнее не с кем жить и не как жить, а чем владеть? В понимании человека с буржуазной психикой «по договору» его собственностью становится другой человек. И если потом этот «другой» начинает изменять, то вопрос о сохранении семьи полностью начинает зависеть от остального «не живого» имущества. Так капитализм внутренне разрушает семью.

«Все это не означает, что брак не может быть наилучшим  решением для двух любящих друг друга  людей. Вся трудность заключается  не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров  и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных  форм совместной жизни, как групповой  брак, смена партнеров, групповой  секс и т. д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом «любовников» вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного», — пишет Эрих Фромм дальше. А вот что пишет по этому поводу Инесса Арманд: «…сам брак буржуа является также одной из форм проституции, так как он основан не на любви, а на приличии, на наживе, на капитале.

Но с исчезновением  капиталистического строя и с  переходом власти в руки пролетариата исчезнет и «коммунизм жен», то есть официальная и неофициальная  проституция, исчезнет и продажный  буржуазный брак, брак сделка, брак кабала, который должен быть закреплен как  всякая сделка, либо государственными, либо церковными учреждениями.

Таким образом, буржуазная семья  не является чем-то извечным. Семья  есть следствие определенного строя, и изменяется вместе с ним. Исчезнет и буржуазная семья вместе с уничтожением капитализма.»

Вся проблема состоит именно и только в отношениях между людьми. Посмотрите, как разительно отличаются оба определения брака, одно основано на любви другое на собственности. Но и в одном и в другом человек  берет на себя обязательства. Взять  на себя обязательства означает потерять свободу? Нет, это означает нести  ответственность за свои поступки, тут нет места принуждению, все  совершается добровольно и сознательно. А потом какую свободу? Свободу  менять партнеров? Она не теряется, от нее просто приходится отказаться, пожертвовать ей во имя любви. Свобода  выбора, свобода принятия решений  разве это не есть высшая половая  свобода. Но ведь то, что буржуазные идеологи выдают за свободу, не есть свобода. Капитализм загоняет человека в рамки. А потом его идеологи заявляют: «Человек ты свободен!» Так и хочется  их поправить: «Человек ты отчужден!»  Отчужден от свободного развития. Система  все решила за нас ОНА определила, кем нам быть и что делать и  не только в экономике или быту, но и в сексе. Она нахально учит нас своими фильмами, журналами и  прочими «примерами» как поступать  и «кому идти за Клинским». Навязывает нам. Одним словом, экономическая  несвобода человека в буржуазном обществе определяет и на его моральную  и сексуальную несвободу. И семью  капитал тоже ставит себе на службу. Самасемья ее типы и функции обусловлены характером существующих производственных (капиталистических) отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества. Отсталое патриархальное устройство семьи в наше время служит цепным псом на службе у капитала. Сама та эта зубастая собачка думает, что она охраняет тепло семейного очага. Но на самом деле эта тварь, готовая перегрызть глотку всему новому и всякому ищущему, лишь стережет свою цепь. Главная функция семьи при капитализме — экономическая. Здесь огромную роль играет грубый материальный расчет, коммерческая выгода брака. В среде рабочего класса и интеллигенции можно наблюдать зарождение и развитие брачно-семейных отношений свободных от этих извращений и основывающихся на любви. О судьбе традиционной семьи, считая моногамию прогрессивной формой брака, писал в своей работе «Происхождение семьи частной собственности и государства» Ф. Энгельс: «Но при этом от моногамии, безусловно отпадут те характерные черты, которые ей навязаны ее возникновением из отношений собственности, а именно, во первых, господства мужчины, во-вторых, нерасторжимость брака. Господство мужчины в браке есть просто следствие его экономического господства и само собой исчезнет вместе с последним» Кое что из описанного уже произошло (нерасторжимость брака), или происходит в наше время.

Большой интерес представляет мнение по вопросу нового брака А.М. Коллонтай: «Прежде всего, общество должно научиться признавать все  формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносили ущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как  идеал остается моногамный союз, основанный на «большой любви». Но «не бессменный»  и застывший. Чем сложнее психика  человека, тем неизбежнее «смены». «Конкубинат», или «последовательная моногамия» — такова основная форма брака. Но рядом — целая гамма различных  видов любовного общения полов  в пределах «эротической дружбы»

Второе требование — признание  не на словах только, но и на доле «святости» материнства. Общество обязано во всех формах и видах расставить на пути женщины «спасительные станции», чтобы поддержать ее морально и материально  в наиболее ответственный период жизни».

Новый брак должен означать и новое со стороны общества к  нему отношение.

 

 

§ 4. Любовь, брак, семья

Семья и проблемы межличностной  совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство  слагаются из отдельных семей: семья  является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым  и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а  следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а  также с нравственными, правовыми  и психологическими отношениями. Семья - важнейший инструмент индивидуального  становления личности: именно здесь  ребенок впервые включается в  общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа  воспитания, передачи опыта жизни, житейской  мудрости.

Полноценная брачная связь  мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т.е. такую их связь, в силу которой  они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супругов. Проблема межличностной совместимости - это чрезвычайно тонкая и неимоверно сложная проблема. Люди, вступающие в общение (в процессе коммуникации, совместной трудовой деятельности, учебы, игровых действий или личных отношений  между мужчиной и женщиной), оказываются  совместимыми или малосовместимыми, а то и вовсе несовместимыми. Межличностная  совместимость - это взаимное приятие  партнеров по общению, совместной деятельности или жизни в браке, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных и нравственных позиций, вкусов, темпераментов и  характеров, эмоционального и интеллектуального  уровня и настроя, мировоззрения, отношения  к труду и т.п. В отношениях между мужчиной и женщиной, в дружбе и любви большую роль играет еще  ряд личностных качеств, например возможность  эротического взаимоудовлетворения. Психологическая  тонкость полового взаимоудовлетворения, а тем самым и совместимости, заключается, кроме всего прочего, в том, способна ли женщина отдаваться мужчине, желая доставить ему  максимум удовольствия, в свою очередь  мужчина делает то же самое для  женщины, или же каждый из них эгоистично стремится получить максимум удовольствия для себя, не заботясь о своем  партнере. (Между прочим, во многом именно на этом держится сила взаимной любви  в той мере, в какой им импонирует эротический аспект отношений. Ведь мужчина и женщина могут иметь  и иные очень императивные ценностные ориентации.) Критерием межличностной  совместимости является удовлетворенность  партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда  каждый из них оказывается на высоте требований другого, не нужно создавать  специальные условия для установления взаимопонимания и постоянно  выяснять отношения. При межличностной  совместимости, как правило, возникают  взаимная симпатия, уважение, уверенность  в благоприятном исходе будущих  контактов, т.е. в надежности отношений.

Принято считать, что мужчины, как правило, - "особи" брутально-активного  пола, а женщины - "особи" более  сдержанно-ожидательного пола. Женщины - это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем  мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно  в жизни: ведь на них природой возложена  сложная и особо тонкая ответственность.

Брак - это юридически оформленные  отношения между мужчиной и женщиной. "Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский  договор, а прежде всего моральный  союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо" [1].

1 Гегель Г.В.Ф. Работы  разных лет. М., 1971. С. 68.

О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой  брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья - это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна  и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь - это теорема, которую надобно  доказывать каждодневно.

Любовь - это индивидуально-избирательное  чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к  любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к  нему. Любить - это и желание быть любимым. Любовь, в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным  предметом телесность и душевно-эмоциональную  усладу от взаимного обладания и  взаимной отдачи. Она проявляется  также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Любовь оказывает  огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление  ее творческих потенций.

Нравственная природа  любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для непосредственного  чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется  в том, что любимый человек  вызывает удивительный подъем жизненных  сил, игру воображения, заостренное  чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а  в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Настоящая  взаимная любовь заключает в себе свое другое: "он - ее, а она - его". Кто действительно любит, верит, по словам С.Н. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении  исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и  в таком качестве незаменимую  ценность. Мало того, он видит эти  достоинства, он чувствует эту ценность.

История брачно-семейных отношений. Как и все человеческое, любовь исторична. Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого  общества. Правда, единобрачие наблюдается  и у некоторых животных, но оно  продиктовано инстинктом и естественным отбором.

В глубокой древности половые  отношения носили беспорядочный  характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому  мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине. Этому противостояла  лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов  первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались  по линии выключения из них родителей  и детей, а потом братьев и  сестер.

В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую  связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в  материнскую семью - группу ближайших  родственников по женской линии. В дальнейшем возникшее в рамках группового брака эпизодическое  сожительство привело к парному  браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роде жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи  характерны равноправие супругов, а  при развитом матриархате - главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота). После того как "мужские" виды труда (скотоводство, применение тягловой силы и более сложных орудий в  земледелии) приобрели решающую роль в экономической жизни общества и семьи, матриархат сменился патриархатом. Возникла патриархальная семья, а вместе с ней и моногамия. Жена перешла  на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество  и имя отца. С появлением частной  собственности и института наследства от женщины уже в силу экономических  причин требовалась прочная гарантия верности. И законы государства, и нормы морали, и предписания религий были направлены на подчинение женщины власти мужчины в семье. Прочность семьи покупалась ценой категорического запрещения женщине расторгать брак. Если раньше девушка могла выбирать себе мужа и брак осуществлялся по взаимной склонности, то теперь в брачные отношения нередко вторгаются принципы купли и продажи, выкупа, проблема приданого. Вместе с тем значительно усиливается ответственность родителей за воспитание и судьбу детей, формируются такие нравственные начала, как целомудрие, взаимный долг супругов, чувство семейной чести и достоинства. В рабовладельческом обществе рабы часто были лишены возможности иметь семью; в среде рабовладельцев единобрачие иногда перерастало для мужчин в многоженство, а для женщин - в проституцию. В условиях феодализма семейные отношения, брак находились под сильным влиянием сословной иерархии общества. В целом власть мужа в семье становится менее тираничной. Женщина приобретает самостоятельность в ведении хозяйства и воспитании детей, хотя ее участь остается тяжелой. В крестьянской семье при феодализме, а потом и при капитализме отношения между мужем и женой носили противоречивый характер: экономические интересы сочетаются с трудовой моралью, с уважением к женщине-труженице, хозяйке дома. Капитализм обусловил развитие семьи в направлении большей экономической самостоятельности женщины в течение всего периода супружеской жизни: в ряде стран женщина сохраняет права на принадлежащий ей капитал.

Информация о работе Свободная любовь, брак и семья