Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, лекция
Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от «влюбленности» к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его.
Первой в истории социальной
санкцией отношений менаду мужчиной
и женщиной было «исключение из полового
общения родителей и детей, равно
как и дедов и бабок с
их внуками и внучками» (3). Эту
санкцию можно считать
Даже в эпоху раннего матриархата, как указывал М. Ковалевский, «связь между мужчиной и женщиной, составляющими индивидуальную чету, была очень слабой. Очень часто муж покидал жену еще до рождения ребенка и нисколько о них не заботился» (5).
Правда, Ф. Энгельс вслед
за Л. Морганом говорит о «кровнородственной
семье» и «пуналуальной семье», но
по тому, как раскрывается содержание
понятий, можно судить, что под
ними он имеет в виду или кровнородственную
и пуналуальную форму брака, или
совокупность тех лиц, между которыми
в соответствии с этими формами
могли иметь место брачные
отношения, т. е. фактически родо-фратриальную
структуру общества. О семье как
специфическом социальном явлении
Энгельс говорит лишь в связи
с парным браком. Причем парная семья,
отмечал он, «отнюдь не упраздняет
унаследованного от более раннего
периода коммунистического
Первой исторической формой
семьи можно считать
Кроме того, существует еще одно различие между браком и семьей, которое особенно хорошо видно на примере собственнической моногамии. «...При переходе от брака к семье,- пишет, например, западногерманский социолог Кениг,- парная связь вступает в конкуренцию с собственно групповой связью, которая составляет сущность семьи». Далее эта мысль уточняется следующим образом: «Брак, после того как он поднялся на эмфатическую духовно-моральную высоту, вступил в сильное противоречие с семьей, своеобразные групповые обязанности которой при случае даже стали подвергаться риску» (8).
В этих высказываниях отмечается отличие брака как парного отношения, которое во многом эгоистично по своему характеру, от семьи как группового отношения, в котором личность уже должна в какой-то степени раствориться в общем, стать его частью. Не случайно в условиях буржуазного общества с его антагонизмом между личным и общественным это различие, как признается в приведенном высказывании Кенига, превращается в противоречие.
В то время как брак является
только отношением, семья представляет
собой еще и социально
Как социальная организация, семья отличается от брака не только тогда, когда в нее входит какое-то количество людей кроме супружеской пары, но и тогда, когда она ограничивается лишь мужем и женой. Это означает, что семью нельзя рассматривать лишь как разросшийся вширь брачный союз и, решая вопрос о соотношении понятий «брак» и «семья», нужно учитывать не только количественное, но и качественное различие между ними.
В силу того что семейные отношения отличаются большой сложностью и многогранностью, при попытке дать определение брака и семьи социолога всегда подстерегает опасность односторонности. Эта односторонность может направить исследователя на метафизический путь изучения всей проблемы и породить неверные выводы. Поэтому, прежде чем приступить к выяснению вопроса о природе и сущности брака и семьи, полезно остановиться на наиболее типичных ошибках в этом вопросе.
Гегель в «Философии права»
указывал, что раньше брак «рассматривался,
в особенности в большинстве
сочинений о естественном праве,
лишь с физической стороны, со стороны
того, что он представляет собой
от природы. Его рассматривали, таким
образом, лишь как половое отношение,
и всякий путь к другим определениям
брака оставался закрытым» (9). Кантовское
понимание брака как
Но, выступив против метафизической абсолютизации какой-либо одной стороны брака и игнорирования других его сторон, Гегель в собственном определении брачных отношений также не сумел избежать подобной ошибки. По его мнению, брак есть «правовая нравственная любовь» (11). Снабдив любовь этими двумя эпитетами, он попытался исключить из нее все, «что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно» (12). Но в его определении речь идет, собственно, о браке не как социальном институте, а как о некоем идеале, весьма далеком от исторической реальности. Об ограниченности гегелевской формулы свидетельствует и тот факт, что любовь, как и право, через которое определяется понятие брака, исторически возникла значительно позднее. Кроме того, как доказали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, в классовом обществе браки по любви представляют собой не единственный и даже не господствующий тип брачных отношений: среди собственнических классов в гораздо большей степени распространены браки по расчету, которые при всем желании нельзя «подвести» под указанное определение.
Аналогичные ошибки повторяются в различных вариантах у многих социологов. Так, М. Ковалевский пишет: «Характерным для индивидуальной семьи является то, что она представляет собой союз, заключенный по добровольному соглашению, что члены ее тесно связаны между собой, что в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, что отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, что вся семейная группа подчинена контролю государства и его судебной власти» (13).
В этом определении к индивидуальной
семье как общесоциальному
Таким образом, у философов
и социологов прошлого встречаются
две формы метафизической односторонности
при определении брака и семьи:
отождествление целого с одной из
его сторон, составных частей, или
же отождествление сущности с одним
из ее конкретно-исторических проявлений.
Эта односторонность оказалась
неопределенной и в современной
буржуазной социологии. В одной из
сравнительно недавно вышедших работ
брак определяется, например, как «личная
преданность индивидов
По-видимому, подобные теоретические
новшества имеют своим
Об отказе рассматривать брак в качестве социального явления свидетельствует и то обстоятельство, что, хотя буржуазное общество в своей официальной морали и религии и не ставит под сомнение принцип единобрачия, в буржуазной социологической литературе термин «брак» связывают не только с моногамией, но и с полигамными отношениями между полами.
В частности, Р. Мазур дает следующую классификацию форм современного брака: 1) традиционная моногамия; 2) бездетный брак; 3) одинокое материнство;
4) холостячество; 5) коммуны
(образцы сексуальных
Если попытаться на основании
приведенной классификации
При подобном подходе брак
оказывается практически
Нельзя сказать, что эта
связь не фиксировалась буржуазной
социологией, однако второе понимание
брака характерно преимущественно
для тех ее представителей, которые
шли к определению данного
феномена не индуктивным, а дедуктивным
путем. Наиболее ярким в этом плане
образцом может служить определение
Э. Богардуса. «Брак,- пишет он,- это
институт, допускающий мужчин и женщин
к семейной жизни - жизни, основанной
на интимной личной связи мужа и
жены ради основной цели: рождения и
воспитания детей. Этот институт имеет
социальную и религиозную санкции»
(18). В духе данного определения
брак трактуется и в сборнике «Американская
социология». Автор статьи «Семья и
родство» Эзра Ф. Воугел пишет: «После
того как отношения между
Высказывания Э. Богардуса и Э. Ф. Воугела, относящиеся к разным периодам развития американской социологии, позволяют сделать вывод, что в ней существует достаточно сильная традиция, сторонники которой четко разграничивают индивидуальный и социальный аспекты отношений между полами. Однако, отмечая это различие позиций по вопросам определения сущности брака, нужно вместе с тем напомнить, что они не распространяются на понимание сущности самого общества и общественного интереса, где буржуазные исследователи, как было показано выше, проявляют гораздо больше единодушия. История поисков определения брака почти зеркально повторяется в предлагаемых буржуазной социологией образцах дефиниций семьи.
Семья,- говорится в Словаре
социальных наук,- это группа, которая
призвана учредить или урегулировать
сексуальную жизнь и
При всем желании автора
данного определения описать
все случаи связей, которые можно
интерпретировать как семейные, оно
не может быть признано удовлетворительным
главным образом потому, что необходимому
в брачно-семейных отношениях отводится
здесь такая же роль, как и случайному,
второстепенному. В результате под
это определение семьи «